№ 2а-847/2020
56RS0030-01-2019-000702-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 08 апреля 2020 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Дараган О.В.,
с участием помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Пьяных АА,
административного ответчика Гридасова НА, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи административное дело по административному иску ФКУ КП – 13 УФСИН России по Оренбургской области к Гридасову НА об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ КП – 13 УФСИН России по Оренбургской области обратилось в суд с административным иском к Гридасову Н.А. об установлении административного надзора, указав, что в их учреждении отбывает наказание осужденный Гридасов Н.А., 1997 года рождения, уроженец <адрес>, осужден по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> к 1 году 10 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в колонии – поселения. Согласно приговору от ДД.ММ.ГГГГ Тоцкого районного суда Оренбургской области в отношении Гридасова Н.А. отягчающим обстоятельством является рецидив преступлений (п. «а» ч.1 ст.63 УК РФ).
Осужденный Гридасов Н.А. прибыл в ФКУ КП – 13 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ из СИЗО – 3 УФСИН России по Оренбургской области, подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, намерен проживать по адресу: <адрес>.
Гридасов Н.А. отбывает наказание в ФКУ КП – 13 за <данные изъяты>.
За период отбывания наказания Гридасов Н.А. допустил 13 нарушений режима содержания, поощрений не имеет, зарекомендовал себя с отрицательной стороны, ДД.ММ.ГГГГ по постановлению начальника <данные изъяты> осужденный Гридасов Н.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
На замечания воспитательного характера не реагирует, к возложенным работам относится отрицательно.
Осужденный имеется неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступления и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
На основании изложенного просит установить административный надзор в отношении Гридасова Н.А. на срок три года.
Установить следующие ограничения:
- запрета пребывания вне избранного места жительства в период с 22.00 часов до 06.00 часов;
- запрета выезда за пределы субъекта РФ, выбранного для проживания на территории РФ;
- обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или фактического нахождения для регистрации;
- запрета посещать мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно культурно – массовых мероприятий, проводимых администрацией муниципального образования по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях.
Установить вышеперечисленные административные ограничения сроком на три года за вычетом, истекшего после отбытия наказания.
Определением Промышленного районного г.Оренбурга от 23 марта 2020 года к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Оренбургской области.
В судебное заседание административный истец, заинтересованное лицо не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
В судебном заседании административный ответчик Гридасов Н.А. не возражал против установления административного надзора на срок три года, при этом суду пояснил, что доказательств того, что он не является злостным нарушителем порядка не имеется, после освобождения будет проживать в с.Советское, д.2.
Выслушав пояснения административного ответчика Гридасова Н.А., заключение старшего помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Пьяных А.А., полагавшего возможным требование административного истца удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу п.1 ч.1 ст.5, п.1 ч.1 ст.3 вышеназванного Федерального закона административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии со ст.4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч.2 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ).
При этом, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В силу ч.8 ст.272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Частью 2 ст.272 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Основанием к установлению Гридасову Н.А. административного надзора административный истец указал на то, что постановлением начальника ФКУ КП - 13 УФСИН России по Оренбургской области от 05 февраля 2020 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании установлено, что по приговору Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Гридасов Н.А. был осужден по <данные изъяты> с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии - поселении.
Установлено, что постановлением начальника ФКУ КП - 13 УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Гридасов Н.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Гридасов Н.А. поощрений не имеет, имеет 13 взысканий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Доказательств того, что постановление о признании административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административным ответчиком суду не представлено.
Согласно характеристике от ДД.ММ.ГГГГ Гридасов Н.А. осужден приговором Тоцким районным судом Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Оренбургского областного суда на срок 1 год 6 месяцев лишения свободы в колонии – поселении, начало срока: ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ, ранее судим, за период содержания под стражей имеет 13 взысканий, неоднократно выдворялся в ШИЗО, характеризуется отрицательно.
В судебном заседании установлено, что по приговору Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Гридасов Н.А. был осужден по <данные изъяты> с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на один год шесть месяцев лишения свободы, подлежит освобождению по отбытию срока наказания 29 июня 2020 года.
В силу ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за преступления средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, срок погашения судимости истекает 29 июня 2023 года.
При данных обстоятельствах, с учетом положений вышеназванных норм права и характеристики осужденного, с целью предупреждения совершения ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска в части установления административного надзора сроком на три года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет.
Исходя из задач административного надзора, установленных в ст.2 вышеназванного Федерального закона, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно должен установить и соответствующие административные ограничения.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон «Об административном надзоре лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» относится именно к тем федеральным законам, которыми установлены конкретные ограничения прав и свобод. Публичные интересы, перечисленные в ч.3 ст.55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В Российской Федерации согласно ст.2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право на труд гарантировано гражданам Конституцией РФ. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, установлено ч.2 ст.45 Конституции РФ.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч.8 ст.272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
При установлении административного надзора, согласно ст.4ФЗ от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч.2 ст.4Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Исходя из характера и степени общественной опасности, совершенного Гридасовым Н.А. преступления, данных о его личности, установление судом в отношении него административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица в период с 22.00 часов вечера до 06.00 часов утра; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, где собирается проживать административный ответчик после освобождения из мест лишения свободы, представляется обоснованным.
В соответствии с требованиями ч.2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Количество явок, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определено судом в пределах, установленных п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона, и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Установление административного ограничения направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд возлагает на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений.
С учетом приведенных обстоятельств дела в их совокупности установление административного надзора и административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное исковое заявление ФКУ СИЗО - 3 УФСИН России по Оренбургской области является обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению и не находит оснований для применения к Гридасову Н.А. ограничения в виде запрета посещать мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно культурно – массовых мероприятий, проводимых администрацией муниципального образования по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях.
При вынесении решения суд считает необходимым разъяснить административному ответчику, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Разъяснить, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст.19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В случае неоднократного несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ – 13 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 22.00 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░ ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.