Дело № 2 – 92/ 2024
35RS0018-01-2024-000130-45
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 8 августа 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.
8 августа 2024 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Согриной Е.В.,
При секретаре Чуриной Я.Н.,
С участием и.о. прокурора Нюксенского района Ершова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МП «Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, а именно в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести идентификацию признаков опасности, позволяющих отнести сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, с. Нюксеница, к категории опасных производственных объектов в соответствии с п. 6 Раздела II Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471; зарегистрировать указанный объект в соответствии с п. 14 раздела Приказа III Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471; разработать и хранить исполнительную и проектную документацию на указанном опасном производственном объекте в соответствии с абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531; определить порядок и условия хранения исполнительной и проектной документации опасного производственного объекта в соответствии с абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531; заключить договор на обслуживание опасного производственного объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями на обслуживание, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; разработать план мероприятий для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437; провести обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности опасного производственного объекта в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; назначить лицо, ответственное за безопасность эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с п. 5 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 53; назначить лицо, ответственное за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168; пройти аттестацию в области промышленной безопасности работникам, в том числе руководителю МП «Водоканал», осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте в соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; разработать положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемого опасного производственного объекта и условий его эксплуатации, в соответствии п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168; разработать документ, регламентирующий техническое расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте их учет и анализ, в соответствии с п. 29 Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503; выполнить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газопотребления, обеспечивающих содержание газопотребления в исправном и безопасном состоянии в отношении опасного производственного объекта в соответствии абз. 2 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531. В обоснование указал, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.
Истец прокурор о времени и месте рассмотрения дела извещен 26 июля 2024 года, и.о. прокурора Ершов С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, полагал, что необходимость устанавливать 18 месяцев для исполнения решения суда отсутствует, заявленный срок достаточен.
Ответчик МП «Водоканал» о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, полученной 26 июля 2024 года, представитель в судебное заседание не явился, доводов на заявленные требования не предоставил, о рассмотрении дела без участия представителя не ходатайствовал. Директор Тихомиров А.В. в предварительном судебном заседании исковые требования признавал.
Третье лицо Северо-Западное управление Ростехнадзора в Вологодской области о времени и месте рассмотрения дела извещено по электронной почте 25 июля 2024 года, и.о. заместителя руководителя Тюков А.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Третье лицо Северный филиал ООО «Газпром энерго» о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, полученной 25 июля 2024 года, представитель по доверенности Мирошников А.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель по доверенности Ковалёва О.В. направила отзыв, согласно которому полагала, что ответственность за опасный производственный объект («Внеплощадочные сети водопровода») несет МП «Водоканал», которому в хозяйственное ведение передан данный объект. Общество с целью исключения его из свидетельства о регистрации опасных производственных объектов обращалось с заявлением на имя главы Нюксенского района и МП «Водоканал» с просьбой проинформировать о постановке данного объекта на учет в государственном реестре опасных производственных объектов.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель по Тарногоскому и Нюксенскому районам УФССП по Вологодской области Павлова А.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена судебной повесткой, полученной 2 августа 2024 года, просила рассмотреть без ее участия, возражений на заявленные требования не имела, решение оставила на усмотрение суда.
Третье лицо комитет земельно-имущественных отношений администрации Нюксенского муниципального округа о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, полученной 26 июля 2024 года, председатель Пушникова Л.А. в судебное заседание не явилась, направила отзыв, просила рассмотреть без участия, пояснила, что направлялось письмо в адрес ОАО «Газпром газораспределение» по вопросу передачи на эксплуатацию опасного производственного объекта, получила ответ о необходимости предоставления документов, предусмотренных законодательством. Для получения испрашиваемых документов трижды обращались к руководителю ООО «Газпром Энерго», однако ответа и требуемых документов не получили.
Третье лицо администрация Нюксенского муниципального округа Вологодской области о времени и месте рассмотрения дела извещена судебной повесткой, полученной 26 июля 2024 года, представитель по доверенности Лихачева Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без участия представителя, направила отзыв, согласно которому пояснила, что ввиду того, что ООО «Газпром энерго» не передал исполнительно-техническую документацию, отсутствует возможность поставить на учет соответствующий объект, необходимо дополнительное время для исполнения обязанности по постановке на учет объекта.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав истца, исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, которое устанавливает, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; а также используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии). При этом к опасным производственным объектам не относятся: работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 2 предусматривает, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливается III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
Согласно ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 №22-ФЗ « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» установлено, что к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 г. N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
В соответствии с разделом II вышеназванного приказа отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения в соответствии с Требованиями их идентификации, при которой должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности; при этом организация должна осуществить анализ проектной и технологической документации, сформировав сведения, характеризующие опасный производственный объект, по результатам идентификации присвоить опасному производственному объекту типовое наименование (именной код).
Согласно п. 14 Раздела данного приказа эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта должна предоставить в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра, в том числе сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года №531 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», устанавливающие требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления, распространяющиеся на опасные производственные объекты сетей газораспределения и газопотребления (в том числе сети газопотребления тепловых электрических станций (далее - ТЭС), газотурбинных установок (далее - ГТУ) и парогазовых установок (далее - ПГУ), обязательные на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, согласно которым
- в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности. (п. 5);
- организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны
- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии (п.6);
- хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации. (п.6).
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1437 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, устанавливающие порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - планы мероприятий) и требования к содержанию таких планов, согласно п. 2 которого планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, предусматривающие, что эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации, которое должно быть утверждено руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) (пункт 3). Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек либо на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек; либо на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 года №503 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, устанавливающий требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений, инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, согласно п. 29 которого техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.
Согласно техническому паспорту объекта Водоочистные сооружения, по адресу: <адрес>, по состоянию на 2 марта 2005 года, установлено, что объект состоял, в том числе из проходной, котельной, внеплощадочных сетей водопровод, правообладателем являлся ОАО «Газпром».
Согласно Выписке из ЕГРН от 18.04.2024 года установлено, что сооружение внеплощадочные сети водопровода, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, являющиеся сооружением коммунальной инфраструктуры, протяженностью <данные изъяты> принадлежат на праве собственности Нюксенскому муниципальному округу, с 17 августа 2022 года переданы в хозяйственное ведение МП «Водоканал», также имеется ограничение прав и обременения объекта в виде аренды в пользу ООО «Газпром энерго» срок действия с 8 июня 2016 года по 31 декабря 2030 года и запрещение регистрации на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Тарногскому и Нюксенскому районам от 26 февраля 2024 года.
Согласно договору аренды имущества, заключенному 27 ноября 2015 года между ПАО «Газпром», являющемуся арендодателем, и ООО «Газпром энерго», являющемуся арендатором, передано в аренду во временное владение и пользование имущество, указанное в Перечне имущества, являющемся Приложением №1 к договору, в том числе внеплощадочные сети водопровода КС-15, инвентарный номер 125695, введенные в эксплуатацию в ноябре 1985 года. Соглашением к договору аренды от 27 октября 2015 года, заключенному 22 октября 2022 года, из Приложения №1 исключено три объекта, в том числе внеплощадочные сети водопровода КС-15, инвентарный номер 125695. Актом приема-передачи от 20 июля 2022 года внеплощадочные сети водопровода КС-15 переданы от арендатора ООО «Газпром энерго» обратно к арендодателю ПАО «Газпром».
На основании договора пожертвования недвижимого имущества от 7 тюля 2022 года, заключенного между ПАО «Газпром» и главой Нюксенского муниципального района ПАО «Газпром» в целях повышения надежности водоснабжения безвозмездно передало в собственность муниципального образования Нюксенский муниципальный район по акту приема-передачи здание водозабора и внеплощадочные сети водопровода. Акт приема-передачи объектов недвижимого имущества подписан сторонами 20 июля 2022 года.
Из представленных материалов установлено, что объект – сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений в с. Нюксеница входит в состав объекта «Внеплощадочные сети водопровода», находящегося в собственности Нюксенского муниципального округа.
Согласно договору № 2 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Водоканал» от 9 августа 2022 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района и МП «Водоканал», объект – «Внеплощадочные сети водопровода» передан в хозяйственное ведение МП «Водоканал».
Согласно Выписке из ЕГРН от 26 июня 2024 года сооружение внеплощадочные сети водопровода, с кадастровым номером №, <данные изъяты> года постройки, расположенные по адресу: <адрес>, являющиеся сооружением коммунальной инфраструктуры, протяженностью <данные изъяты> метров, принадлежат на праве собственности Нюксенскому муниципальному округу, с 17 августа 2022 года переданы в хозяйственное ведение МП «Водоканал», сведения об аренде и наложении запрета в виде регистрации на указанную дату отсутствуют.
Согласно Уставу МП «Водоканал» предприятие создано в целях потребностей населения Нюксенского муниципального района и юридических лиц по жилищно-коммунальному обслуживанию, предметом деятельности предприятия является эксплуатация объектов муниципального хозяйства, техническое обслуживание инженерного оборудования и сетей, основной вид деятельности водоснабжение и водоотведение, а также деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей (монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание).
После передачи объекта в муниципальную собственность директор Северного филиала ООО «Газпром энерго» направил 30 ноября 2022 года в адрес главы Нюксенского района и директора МП «Водоканал» письмо, в котором разъяснил необходимость постановки объекта «Внеплощадочные сети водопровода КС-15», в составе которого находится опасный производственный объект «Сеть газораспределения котельной ВОС, с. Нюксеница, Северный филиал», на учёт в государственный реестр опасных производственных объектов течение 10-ти рабочих дней с начала эксплуатации.
АО «Газпром газораспределение Вологда» на обращение главы Нюксенского муниципального района о принятии на технологическое обслуживание вновь принятого объекта, разъяснило, что для решения вопроса необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, в том числе исполнительно-техническую документацию, при необходимости экспертизу промышленной безопасности..
По информации Северо-Западного управления Ростехнадзора от 1 ноября 2023 года №244-3103 в перечень опасных производственных объектов, расположенных на территории Нюксенского района, за которыми осуществляется надзор по состоянию на 1 ноября 2023 года включена сеть газопотребления котельной ВОС, с. Нюксеница Северный филиал, эксплуатирующей организацией является ООО «Газпром энерго». По информации от 3 мая 2024 года №247-1113 согласно государственному опасных производственных объектов объект 3 класса опасности «Сеть газопотребления котельной ВОС, с. Нюксеница, Северный филиал», рег. № А-01-07512-039 зарегистрирован 14.03.2007 ООО «Газпром энерго» (ИНН 7736186950).
Согласно справке, предоставленной Управлением Ростехнадзора по результатам проверки от 26 декабря 2023 года, проведенной и.о. заместителя начальника отдела по государственному энергетическом надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Ивановым И.Е. по соблюдению обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного промышленного объекта, выявлено, что сеть газопотребления котельной по адресу: Вологодская обл., с. Нюксеница, водоочистные сооружения, является опасным производственным объектом, эксплуатация которой осуществляется с нарушениями обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
- не проведена правильно и в полном объеме идентификация признаков опасности, позволяющие отнести эксплуатируемый объект к категории опасных производственных объектов, чем нарушены требования п. 6 Раздела II Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471;
- эксплуатируется опасный производственный объект, не зарегистрированный в реестре опасных производственных объектов, чем нарушены требования п. 14 раздела Приказа III Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471;
- не разработана исполнительная и проектная документация на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, с. Нюксеница, чем нарушены требования, абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;
- не определен порядок и условия хранения исполнительной и проектной документации опасного производственного объекта, чем нарушены требования абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;
- не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями на обслуживание опасного производственного объекта, чем нарушены требования абз. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не разработан план мероприятий для обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах, чем нарушены требования п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437;
- не проведено обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, чем нарушены требования абз. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, чем нарушены требования п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
- не назначены лица, ответственные за безопасность эксплуатации опасного производственного объекта, чем нарушены требования п. 5 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531.;
- не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте, чем нарушены требования п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;
- руководителем (заместителем руководителя), лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию и за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте не пройдена аттестации в области промышленной безопасности по областям аттестации А1 «Общие вопросы промышленной безопасности» и Б 7.1 «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления», чем нарушены требования ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации, чем нарушены требования п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;
- не разработан документ, регламентирующий техническое расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте, чем нарушены требования п. 29 Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503;
- не выполнен комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и мониторингу сети газопотребления обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не представлены документы, подтверждающие техническое обслуживание газопроводов котельной и газоиспользующего оборудования котельной согласно договору на техническое обслуживание, чем нарушены требования абз. 2 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531.
В связи с выявленными нарушениями в адрес МП «Водоканал» вынесено представление с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих, на которое получен ответ, что в срок до 1 апреля 2024 года нарушения будут устранены. Из объяснения директора МП «Водоканал» Тихомирова А.К. следует, что для устранений нарушений необходимы финансовые средства и дополнительное время до 1 апреля 2025 года. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Доказательств обратного стороной ответчика не предоставлено.
Постановлением начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области от 6 мая 2024 года МП «Водоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в эксплуатации объекта «Сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений» по адресу: <адрес> с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Аналогичным постановлением от 6 мая 2024 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в эксплуатации объекта «Сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений» по адресу: <адрес> с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности, привлечен к ответственности директор МП «Водоканала» Кашин Р.Н.. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что не соблюдение МП «Водоканал» требований промышленной безопасности в отношении эксплуатируемого опасного производственного объекта - сети газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, может привести к аварийным ситуациям на объекте, что влечёт за собой угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории Нюксенского муниципального округа, может повлечь выход из строя сети газопотребления котельной водоочистных сооружений <адрес>, что может привести к нарушению работы водоочистных сооружений, приостановлению подачи водоснабжения для жителей с. Нюксеница, а также повлечь загрязнение окружающей среды, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что заявленные истцом требования являются обязательными в силу закона, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Учитывая характер действий, которые необходимо совершить для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения – в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 232-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области удовлетворить.
Возложить на МП «Водоканал» (ИНН 3515004851) обязанность в течении двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
- провести идентификацию признаков опасности, позволяющих отнести эксплуатируемый объект: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, к категории опасных производственных объектов в соответствии с п. 6 Раздела II Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471;
- зарегистрировать опасный производственный объект: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, с. Нюксеница, в соответствии с п. 14 раздела Приказа III Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471;
- разработать и хранить исполнительную и проектную документацию на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;
- определить порядок и условия хранения исполнительной и проектной документации опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с абз. 4 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;
- заключить договор на обслуживание опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями на обслуживание, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- разработать план мероприятий для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437;
- провести обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
- назначить лицо, ответственное за безопасность эксплуатации опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с п. 5 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;
- назначить лицо, ответственное за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;
- пройти аттестацию в области промышленной безопасности работникам, в том числе руководителю МП «Водоканал», осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- разработать положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемого опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, с. Нюксеница, и условий его эксплуатации, в соответствии п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;
- разработать документ, регламентирующий техническое расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, их учет и анализ, в соответствии с п. 29 Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503;
- выполнить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газопотребления, обеспечивающих содержание газопотребления в исправном и безопасном состоянии в отношении опасного производственного объекта: сеть газопотребления котельной водоочистных сооружений, <адрес>, в соответствии с абз. 2 п. 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531.
Составление мотивированного решения отложить до 12 августа 2024 года.
Ответчик вправе подать в Нюксенский районный суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчик может обжаловать решение в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Согрина