Дело № 2-3973/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юшковой И.С.,
при секретаре Митиной Е.В., с участием:
представителя ответчика Лобановой Е.В.,
представителя прокуратуры Республики Коми Эдигер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 мая 2019 года гражданское дело по иску Кузнецова В.А. к ГУП РК «...» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в аптеку, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к ГУП РК «...» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в аптеку №... в соответствии с Сводом Правил СП 59.13330.2012, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.
В обоснование иска указано, что на основании решения Ухтинского городского суда от ** ** **, вынесенного по иску прокурора г. Ухта в интересах неопределённого круга лиц, ГУП РК «...» обязано оборудовать вход в помещение аптеки №... Ухтинского филиала, расположенной по адресу: ... специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, что установлено при выходе на объект и отражено в акте прокуратуры от ** ** **. При входе в аптеку №... отсутствует пандус с необходимым уклоном, поручнями, отбойниками для колёс, с противоскользящим покрытием, группой дверей с датчиками, тамбуры не оборудованы для въезда в помещение инвалида на коляске, отсутствует площадка для стоянки инвалидного кресла и разворота. По указанным обстоятельствам в аптеку отсутствует доступ инвалидам и маломобильным группам населения. ГУП РК «...» лишает инвалида на получение льготных препаратов, нарушает права на оказание своевременной медицинской помощи, дискриминирует права инвалида по социальному признаку, создаёт ему неравные возможности, от чего истец испытывает физические и нравственные страдания. Установленная кнопка вызова не входит в технический регламент и является вспомогательным устройством.
Истец и его представитель в судебном заседании участия не приняли, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Помещение аптеки расположено в жилом доме, который введён в эксплуатацию до принятия указанного закона и СП 59.13330.2012. Закон не обязывает устанавливать при входе исключительно пандус. При входе в аптеку для инвалидов установлена специальная кнопка жёлтого цвета для вызова фармацевта. Необходимые лекарственные препараты могут быть вынесены сотрудником аптеки непосредственно инвалиду. Таких случаев, чтобы инвалиды в аптеке № 71 не были обеспечены льготными препаратами, не зафиксированы. То обстоятельство, что истец является инвалидом, само по себе не является основанием для взыскании компенсации морального вреда. При этом истцом не конкретизированы требования, а именно не указана какие пункты СП 59.13330.2012 нарушены ответчиком.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Представитель прокуратуры РК представила письменный отзыв на иск и пояснила, что решения Ухтинского городского суда от 29.02.2012 в полной мере не исполнено, однако оснований для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Кузнецов В.А. ..., передвигается с помощью средства реабилитации- кресла-коляски. Кроме того, Кузнецов В.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Как указал истец в исковом заявлении, практически всегда лекарственные препараты может приобрести только в аптеке №..., расположенной по адресу: .... Однако вход в помещение аптеки не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения. Решение Ухтинского городского суда от ** ** ** по иску прокурора г. Ухты в интересах неопределённого круга лиц к ГУП РК «...» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку №... Ухтинского филиала, в частности ГУП РК «...» обязано оборудовать вход в помещение аптеки специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
В материалы дела представлена копия решения Ухтинского городского суда от ** ** ** по иску прокурора г. Ухты в интересах неопределённого круга лиц к ГУП РК «...» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку №... Ухтинского филиала.
На основании выданного Ухтинским городским судом РК исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте ** ** ** возбуждено исполнительное производство №..., которое окончено ** ** ** в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Из акта обследования аптеки №... г. Ухта от ** ** ** следует, что объект не доступен для всех категорий инвалидов.
** ** ** прокуратурой города Ухты в отношении ГУП РК «...» вынесено представление о принятии конкретных мер по устранению действующего законодательства.
Во исполнение представления прокурора ГУП РК «...» установило при входе в помещение поручни (лестничные ограждения) с кнопкой вызова работников аптеки, при входе в аптеку установлена дверь с доводчиком, установлен пандус.
Судом установлено, что аптека №..., расположенная по адресу: ..., относится к объектам социальной инфраструктуры, закреплена за ГУП РК «...» на праве хозяйственного ведения (свидетельство от ** ** **, №...). Помещение аптеки №... расположено в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию в 1960 году.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Между тем, нежилое помещение аптеки №... в г. Ухта не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, при этом в период рассмотрения дела действует новая редакция Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2018).
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления", при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Под принципом "Разумного приспособления" понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (Конвенцией ООН о правах инвалидов).
Действующее законодательство предусматривает для аптечной организации возможность обеспечения входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не только путём оборудования специального пандуса, но и иным способом.
В материалы дела представлены доказательства того, что входная группа объекта обеспечена поручнем с кнопкой вызова персонала аптеки для маломобильных групп населения и инвалидов (фотография ...). Указанное свидетельствует о том, что необходимые лекарственные препараты могут быть вынесены сотрудником аптеки непосредственно инвалиду, если последний не изъявил желание въехать в аптеку.
Более того, фактов не обеспечения Кузнецова В.А. лекарственными препаратами в аптеке №... не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком были предприняты необходимые меры по обеспечению доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам аптеки.
Также следует учесть, что с момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признан не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень.
15.05.2017 введён в действие "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между действиями, бездействием ответчика и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.
Согласно требованиям п. 1, п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции Постановлений Пленума ВС РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1) необходимо подтверждать факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, доказывать при каких обстоятельствах и каким действиями они нанесены, устанавливать какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора.
Истец Кузнецов В.А., ссылаясь на нарушение своих прав, как инвалида, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не привёл доказательства своим доводам. Не представил доказательства претерпевания им физических и нравственных страданий, их степень и характер, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими страданиями.
С учётом отсутствия доказательств нарушения каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных благ Кузнецов В.А., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А. к ГУП РК «...» об обязании обеспечить в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» беспрепятственный доступ в аптеку №..., расположенную по адресу: ... и компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17 мая 2019 года.
Председательствующий И.С. Юшкова