Решение от 01.02.2021 по делу № 2а-544/2021 от 11.11.2020

Дело № 2а-544/2021

УИД 35RS0010-01-2020-015902-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда                                                                 01 февраля 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Смирновой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сыроежиной К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области к Гладковой Л. А. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гладковой Л.А. пени по земельному налогу в размере 5 681 рубля 05 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Поклонцева О.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что пени начислены на недоимки по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 и 2017 года, которые либо уплачены с пропуском установленного законом срока, либо взысканы судебными актами. Также указала, что недоимка по земельному налогу за 2015 год взыскана решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июля 2017 года по делу № 2а-6000/2017, налогоплательщиком не уплачена, в принудительном порядке не взыскана, в настоящее время исполнительный лист утерян, однако, это не лишает возможности налоговый орган обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению и выдаче дубликата исполнительного листа. Полагала, что, несмотря на пропуск трехмесячного срока выставления требования, сумма пени подлежит взысканию, поскольку инспекцией не была утрачена возможность взыскания недоимки.

В судебном заседании административный ответчик Гладкова Л.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований, указала, что на основании апелляционного определения Вологодского областного суда от 21 декабря 2018 года ей уплачена недоимка по земельному налогу за 2014 год в размере 387 рублей, за 2015 год в размере 1 340 рублей - 18 февраля 2019 года, за 2016 год в размере 27 044 рублей - 18 февраля 2019 года и 20 февраля 2020 года. Недоимка по земельному налогу за 2015 год, взысканная решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июля 2017 года в размере 26 259 рублей, не оплачена, поскольку к принудительному исполнению не предъявлялась, таким образом, пени на данную недоимку не могут быть начислены. Полагала, что налоговым органом пропущен трехмесячный срок выставления требования о взыскании пени за 2014, 2015, 2016 года, который необходимо исчислять с даты погашения задолженности по земельному налогу за указанные налоговые периоды в полном объёме. Недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 23 307 рублей действительно оплачена с пропуском установленного законом срока, тремя платежами от 25 сентября 2019 года, 10 октября 2019 года и 24 октября 2019 года, однако, пропуск срока уплаты произошел по вине налогового органа. Также полагала, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения закона Вологодской области «Об установлении в Вологодской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2016 года», в соответствии с которым пени по налогу 2016 года начисляются только с 01 июля 2018 года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, материалы приказного производства № 2а-1077/2020, суд приходит к следующему.

В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признаётся недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Частью 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Частью 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (часть 6 статьи 75 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что Гладкова Л.А. являлась плательщиком земельного налога.

В связи с неисполнением Гладковой Л.А. обязанности по уплате земельного налога в установленный законом срок, ей в соответствии со статьёй 75 НК РФ начислены пени в следующем размере:

- на недоимку 2014 года в размере 387 рублей за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2019 года – 42 рубля 92 копейки,

- на недоимку 2015 года в размере 1 340 рублей за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2019 года – 148 рублей 66 копеек,

- на недоимку 2015 года в размере 26 259 рублей за период со 02 декабря 2017 года по 09 июля 2019 года – 3 864 рубля 66 копеек (предъявлена к взысканию в рамках настоящего дела сумма пени в размере 1 179 рублей 05 копеек),

- на недоимку 2016 года в размере 27 044 рублей за период со 02 декабря 2017 года по 20 февраля 2019 года – 3 004 рублей 84 копеек,

- на недоимку 2017 года в размере 23 307 рублей за период с 0 декабря 2018 года по 09 июля 2019 года – 1 305 рублей 58 копеек.

Из материалов дела усматривается и не оспаривалось административным ответчиком, что сумма недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 387 рублей, а также сумма недоимки за 2015 год в размере 1 340 рублей взысканы решением Вологодского городского суда Вологодской области от 30 августа 2018 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2018 года) и оплачены Гладковой Л.А. в полном объеме 18 февраля 2019 года.

Сумма недоимки за 2015 год в размере 26 259 рублей взыскана решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июля 2017 года по делу 2а-6000/2017, вступившим в законную силу 08 августа 2017 года, до настоящего времени данная недоимка не оплачена, к принудительному взысканию не предъявлена.

Недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 27 044 рублей взыскана решением Вологодского городского суда Вологодской области от 30 августа 2018 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2018 года) и оплачена Гладковой Л.А. в полном объеме двумя платежами – от 18 февраля 2019 года (18 273 рубля) и 20 февраля 2020 года (8 771 рубль).

Земельный налог за 2017 год в размере 23 307 рублей оплачен налогоплательщиком самостоятельно с пропуском установленного законом срока тремя платежами – от 26 сентября 2019 года (10 000 рублей), 11 октября 2019 года (5 000 рублей) и 24 октября 2019 года (8 307 рублей).

Спорные суммы предложены к уплате требованием по состоянию на 10 июля 2019 года со сроком исполнения до 25 октября 2019 года.

Суд принимает во внимание ссылки административного ответчика о том, что часть заявленных к взысканию пени (начисленных на недоимку 2014, 2015, 2016 годов) выставлены с пропуском установленного частью 1 статьи 70 НК РФ срока направления требования, однако, не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части ввиду следующего.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Как указано выше недоимка по земельному налогу за 2014 год в размере 387 рублей, за 2015 год – в размере 1 340 рублей, за 2016 год – 27 044 рублей оплачена налогоплательщиком в полном объеме с пропуском установленного срока – 18 февраля 2019 года и 20 февраля 2020 года соответственно, учитывая изложенное, в настоящем деле суд считает возможным под днем выявления недоимки понимать следующий день после оплаты указанной недоимки в полном объеме, а именно, днем выявления недоимки за 2014 год (387 рублей), за 2015 год (1 340 рублей) будет являться 19 февраля 2019 года, за 2016 год (27 044 рубля) – 21 февраля 2019 года.

Следовательно, требование об уплате пени по земельному налогу, начисленных на недоимку в размере 387 рублей за 2014 год, на недоимку в размере 1 340 рублей за 2015 год подлежало направлению ответчику в срок до 19 мая 2019 года (19 февраля 2019 года + 3 месяца), на недоимку в размере 27 044 рублей – в срок до 21 мая 2019 года (21 февраля 2019 года + 3 месяца).

Принимая во внимание, что днем выставления требования , которым, в том числе, предъявлены к уплате пени в размере 42 рублей 92 копеек, 148 рублей 66 копеек и 3 004 рублей 84 копеек, начисленные на спорные недоимки 2014, 2015 и 2016 годов, является 10 июля 2019 года, суд приходит к выводу о том, что оно было направлено ответчику с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.

Однако, отклоняя данные доводы Гладковой Л.А., суд учитывает, что срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.

Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 НК РФ установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Между тем, из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате пени само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание указанных пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 НК РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 НК РФ.

Так, в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов приказного производства № 2а-1077/2020 усматривается, что 06 мая 2020 года и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 61 выдан судебный приказ о взыскании с Гладковой Л.А. пени по земельному налогу в размере 5 681 рубля 05 копеек.

Определением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 61 от 27 мая 2020 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями Гладковой Л.А.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области направила в Вологодский городской суд настоящее административное исковое заявление 09 ноября 2020 года, то есть в срок, установленный ст. 48 НК РФ (27 мая 2020 года + 6 месяцев, последний день срока обращения в суд – 27 ноября 2020 года).

При этом, суд учитывает, что судебный приказ и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 61 от 06 мая 2020 года, незаконным в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не признавался, мировой судья, придя к выводу о необходимости выдачи данного судебного приказа, признал требования налогового орган законными.

Судебный приказ был отменен мировым судьей на основании поступивших от административного ответчика возражений, что в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ предоставляло Межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области право в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа обратиться в суд в порядке административного искового производства.

Далее, доводы Гладковой Л.А. о невозможности начисления пени на недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 26 259 рублей, поскольку данная недоимка не оплачена, к принудительному исполнению не предъявлена, суд также признает несостоятельными, так как указанная недоимка взыскана решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06 июля 2017 года, решение не обжаловано, вступило в законную силу 08 августа 2017 года, обязанность Гладковой Л.А. по уплате недоимки в размере 26 259 рублей за 2015 год не прекращена.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, ссылки о пропуске налоговым органом срока предъявления исполнительного документа по данному судебному акту к исполнению правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку как указано выше в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гладкова Л.А. обязана самостоятельно исполнить вступивший в законную силу судебный акт, более того, Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области не лишена возможности обратиться в суд заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к исполнению в порядке статьи 357 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также основаны на неверном толковании норм действующего законодательства доводы Гладковой Л.А. о необходимости применения к действующим правоотношениям положений закона Вологодской области от 28 декабря 2017 года № 4270-ОЗ «Об установлении в Вологодской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2016 года», поскольку в рамках настоящего спора налоговым органом заявлены требования о взыскании пени по земельному налогу, в то время как закон Вологодской области от 28 декабря 2017 года № 4270-ОЗ устанавливает порядок начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что ответчиком задолженность не уплачена, доказательств обратного суду не представлено, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

В связи с тем, что в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 681 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 05 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

2а-544/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области
Ответчики
Гладкова Любовь Александровна
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Цветкова Людмила Юрьевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
11.11.2020Регистрация административного искового заявления
12.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2021Дело оформлено
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее