Дело №
УИД 27RS0№-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 07 августа 2024 года
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Астаховой Я.О., при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и ЕАО, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании имущества выморочным, признании права собственности, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и ЕАО, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании имущества выморочным, признании права собственности, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имел разрешение на хранение оружия: охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска. В связи с аннулированием разрешения на хранение оружия должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ изъято у собственника имущества ФИО1 охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска. Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия I-ДВ №, выданному Администрацией Снежненского сельского поселения Комсомольского муниципального района <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ Факт смерти также подтверждается сведениями ЗАГС, полученными посредством информационной системы межведомственного электронного взаимодействия. Из заключения комиссии о техническом состоянии предметов вооружения следует, что охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска являются технически исправным оружием, но не безопасным для дальнейшего использования, в связи с чем необходимо направить для сдачи на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по <адрес>» для последующего принятия решения об уничтожении. Таким образом, охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска исторической ценности не представляет. Согласно представленной Отделом лицензионно - разрешительной работы (по <адрес>, Амурскому, Комсомольскому и <адрес>м) информации охотничье гладкоствольное ружье МР- 27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска хранится в комнате временного хранения изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов ОМВД России по <адрес>).
Просит признать охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска, ранее принадлежавшее умершему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выморочным имуществом. Признать право собственности Российской Федерации на оружие: охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска. Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> уничтожить охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска.
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание представители Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и ЕАО, третьих лиц не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом, судебной повесткой, направляемой заказной корреспонденцией, а также публично путем размещения информации на сайте суда. О причинах неявки суд в известность не поставили и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
С учетом требований о разумности сроков судебного разбирательства, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть гражданское дело без участия указанных представителей.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имел разрешение на хранение оружия: охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска
В связи с аннулированием разрешения на хранение оружия должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ изъято у собственника имущества ФИО1 охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия I-ДВ №, выданному Администрацией Снежненского сельского поселения Комсомольского муниципального района <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ
Факт смерти также подтверждается сведениями ЗАГС, полученными посредством информационной системы межведомственного электронного взаимодействия.
Из заключения комиссии о техническом состоянии предметов вооружения следует, что охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска являются технически исправным оружием, но не безопасным для дальнейшего использования, в связи с чем необходимо направить для сдачи на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по <адрес>» для последующего принятия решения об уничтожении.
Таким образом, охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска исторической ценности не представляет.
Согласно представленной Отделом лицензионно - разрешительной работы (по <адрес>, Амурскому, Комсомольскому и <адрес>м) информации охотничье гладкоствольное ружье МР- 27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска хранится в комнате временного хранения изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов ОМВД России по <адрес>).
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ "Об оружии" оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ "Об оружии" торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктами 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Как установлено пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территория Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54 Правил).
Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).
Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
На основании п. 3 Положения, для распоряжения в порядке, установленном названным Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства, за исключением перечисленного в указанном пункте имущества, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп. б).
Согласно пункту 11 Положения, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.
Реализацию движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляет в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В силу п. 5.5 указанного Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество в установленной сфере деятельности организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).
С учетом вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что ответчик правом распоряжения оружием к нему не наделен, так как данное имущество имеет ограничения оборотоспособности.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В силу пункта 1 статьи 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно пункту 2 статьи 1180 ГК РФ, меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Наследники умершего ФИО1 в отношении указанного имущества - отсутствуют.
Таким образом, суд полагает возможным признать имущество, умершего ФИО1, а именно оружие: охотничье гладкоствольное ружье МР- 27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска, хранящееся в комнате временного хранения изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов ОМВД России по <адрес>).
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что войска национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, установив, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, согласно п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» наделены полномочиями на уничтожение изъятого, добровольно сданного оружия.
При принятии решения о необходимости проведения экспертизы следует руководствоваться критериями отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых следует, что движимые предметы соответствуют культурным ценностям, имеющим историческое значение: созданные до 1946 года движимые предметы и (или) коллекции обмундирования и снаряжения военного, производственного и иного назначения, иные предметы, связанные с историей войн; старинное (антикварное) оружие; созданное 50 лет назад и более огнестрельное, метательное, пневматическое и холодное оружие и не отнесенное к старинному (антикварному) оружию (за исключением боевого ручного стрелкового и холодного оружия, состоящего на вооружении).
Принимая во внимание, что спорное оружие: охотничье гладкоствольное ружье МР- 27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска, оно не может быть отнесено к культурным ценностям, в связи с чем, не подлежит историко-культурной и искусствоведческой экспертизе. Спорное оружие не является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещенным к обороту на территории РФ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и ЕАО, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании имущества выморочным, признании права собственности, возложении обязанности- удовлетворить.
Признать охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76;12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска, ранее принадлежавшее умершему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выморочным имуществом.
Признать право собственности Российской Федерации на оружие: охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска.
Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> уничтожить охотничье гладкоствольное ружье МР-27М (12/76; 12/76) №, калибра 12/76, 2013 года выпуска.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Я.О. Астахова