Дело № 2а-1872/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2016 года пос. Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.
при секретаре Бахтиной Е.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Акбарову К.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Акбарова К.М. задолженности по транспортному налогу за 2008 год в размере 33010,94 руб., за 2009 год в размере 9643,75 руб., пени в размере 28656,60 руб., всего на общую сумму 71311,29 руб. заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд.
В обоснование заявленных требований указано, что Акбаров К.М., являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по уплате налога и пени. Требование об уплате налога ответчику не направлялось по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл не явился, о рассмотрении дела извещен.
Административный ответчик Акбаров К.М. в предварительное судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу регистрации.
На основании ч. 2 ст. 138, ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации либо установленные в ином порядке, чем это определено.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик в 2008-2009 гг. являлся собственником транспортных средств: ВАЗ-2104 3, г/н № ..., мощностью двигателя 72 л.с., FREIGHTLINER-COLUMBIA, г/н № ..., мощностью двигателя 370 л.с., ВАЗ 2109 3, г/н № ..., мощностью двигателя 70,50 л.с. (л.д. 7-8), т.е. являлся налогоплательщиком транспортного налога.
Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика было направлено требование № 20018 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31 мая 2010 года, согласно которому за Акбаровым К.М. выявлена недоимка по транспортному налогу в размере 9643,75 руб. пени в размере 7446,29 руб. Срок для исполнения требований налогового органа по уплате задолженности установлен до 26 июня 2010 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из содержания требования № ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31 мая 2010 года следует, что срок уплаты Акбаровым К.М. задолженности установлен до 26 июня 2010 года (л.д. 5), в связи с чем административное исковое заявление о взыскании с Акбарова К.М. задолженности по налогу и пени должно быть подано в течение шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее 26 декабря 2010 года.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Медведевский районный суд Республики Марий Эл 27 октября 2016 года, то есть с существенным пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что требование об уплате налога не было направлено Акбарову К.М. по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Указанное обстоятельство не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, исключающими возможность обращения в суд в установленный законом срок не представлено. Обстоятельства, позволяющие восстановить пропущенный процессуальный срок судом не установлены. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл о взыскании с Акбарова К.М. задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 290, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл к Акбарову К.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильин
В окончательной форме решение принято:
13 декабря 2016 года.