Дело № 3а –4/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 февраля 2016 года
Суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Токмачевой Н.И.
при секретаре Шаховой И.Е.
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В.,
представителя административного ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Гриценко Т.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2016 № <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане
административное дело по административному иску прокурора Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 06.08.2015 № 64 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в части,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО (далее управление ЖКХиЭ) от 06.08.2015 № 64 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта (далее приказ от 06.08.2015 № 64).
Названный приказ от 06.08.2015 № 64 зарегистрирован в юридическом управлении аппарата губернатора и правительства ЕАО 06.08.2015 № 57, опубликован в печатном издании «Биробиджанская звезда» 07.08.2015 № 55 и 13.08.2015 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте eao.ru. http//npa79.eao.ru.
Исполняющий обязанности прокурора ЕАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд ЕАО с административным исковым заявлением о признании приказа управления ЖКХиЭ от 06.08.2015 № 64 противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта (далее нормативы).
В заявлении указал, что утверждённые приказом от 06.08.2015 № 64 нормативы, установлены без соблюдения порядка, определённого п.п. 19, 22-25, 34, 36-39, 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее Правила № 306).
Управлением ЖКХиЭ не оспаривается то, что приказ от 06.08.2015 № 64 является незаконным. Из информации начальника управления от <...> следует, что нормативы потребления коммунальных услуг являются временными, а расчёт нормативов потребления коммунальных услуг будет произведён специализированной организацией, которая будет определена по результатам конкурса.
В связи с тем, что приказом управления ЖКХиЭ от 06.08.2015 № 64 нарушается право неопределённого круга граждан, проживающих на территории области, на соразмерную оплату коммунальных услуг прокурор выступает в их защиту.
В судебном заседании старший помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель административного ответчика Гриценко Т.А. требования признала частично. Пояснила, что нормативы, утверждённые оспариваемым приказом, не рассчитывались в порядке, определённым Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, но отменять их нельзя, поскольку они установлены временно, до принятия других нормативов, которые будут рассчитаны в соответствии с требованиями федерального законодательства ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» согласно государственному контракту от 09.10.2015 № <...>.
В судебном заседании в качестве специалиста допрошен Л.- главный специалист-эксперт отдела инженерной инфраструктуры управления ЖКХиЭ, который пояснил, что при определении значения оспариваемых нормативов, расчёты не производились, были взяты значения нормативов, утверждённых приказом от 28.05.2013 № 30, которые произвольно изменены на 0,01- 0,1.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Решением суда ЕАО от 12.02.2015 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу приказ управления ЖКХиЭ правительства ЕАО от 28.05.2013 № 30 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта» (в редакции приказа от 22.12.2014 № 101) (далее приказ от 28.05.2013 № 30) в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.06.2015 решение суда ЕАО оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления ЖКХиЭ – без удовлетворения.
Названным решением суда ЕАО установлено, что приказ от 28.05.2013 № 30 в части утверждения нормативов противоречит требованиям, установленными Правилами № 306.
Нормативы, утверждённые оспариваемым приказом от 06.08.2015 № 64, также установлены без соблюдения требований, установленных Правилами № 306. В судебном заседании это обстоятельство сторонами не оспаривается.
Более того, в судебном заседании установлено, что расчёт нормативов не проводился, их значения взяты из признанного недействующим приказа от 28.05.2013 № 30, с корректировкой на 0,01 – 0,1 без какого-либо обоснования.
В связи с этим, оспариваемые прокурором положения приказа от 06.08.2015 № 64 подлежат признанию недействующими со дня его принятия, поскольку влекут за собой возложение на граждан обязанности вносить плату за рассматриваемые коммунальные услуги по незаконно установленным нормативам потребления.
Довод представителя административного ответчика о том, что нормативы временные, поэтому их нельзя отменять, не состоятелен.
Правила № 306 не содержат такого понятия, как «временные нормативы потребления коммунальных услуг» и не определяют какого-то иного порядка и механизма их установления, в том числе на период, пока они будут рассчитываться в соответствии с Правилами.
Довод представителя административного ответчика о том, что ресурсоснабжающие организации в отсутствии нормативов не смогут получать оплату за предоставленные коммунальные услуги, что приведёт к их банкротству, не имеет юридического значения для рассматриваемого дела.
Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 06.08.2015 № 64 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в части удовлетворить.
Признать приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 06.08.2015 № 64 противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.
Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нём с изложением его резолютивной части в печатном издании «Биробиджанская звезда».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева
Определением Верховного Суда РФ № 65-АПГ16-2 от 19.05.2016 данное решение изменено.
Приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 06.08.2015 № 64 признан противоречащим федеральному законодательству в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта и недействующим со дня принятия определения Верховного Суда РФ № 65-АПГ16-2 от 19.05.2016
В остальной части решение суда оставлено без изменения.