Дело № 33-3155/2024
Номер дела в суде первой инстанции 2-136/2024
УИД 59RS0002-01-2023-003520-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 14.03.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Букатиной Ю.П., Заривчацкой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидоровой Марии Андреевны об установлении факта, имеющего юридическое значение,
по частной жалобе Сидоровой Марии Андреевны на определение Индустриального районного суда г.Перми от 11.01.2024.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения заявителя Сидоровой М.А., ее представителя Новиковой Т.В., настаивавших на доводах частной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сидорова М.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории г. Перми.
В обоснование требований указала, что относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать С1., проживающая по адресу: г. Пермь, ул. ****, решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.05.2005 лишена родительских прав; сведения об отце были исключены из записи акта о рождении, на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.05.2005. 29.03.2006 заявитель передана на воспитание в приемную семью Б. проживающей по адресу: Пермский край, Верещагинский район, ****, что подтверждается постановлением от 29.03.2006, то есть была выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в г. Пермь. До 31.08.2017 заявитель жила, воспитывалась и училась в приемной семье Б. Приказом № ** от 31.08.2017 зачислена с 01.09.2017 на обучение по очной форме в ГБПОУ «***» по специальности 35.02.02 «Технология заготовок». 29.04.2022 была отчислена из числа студентов техникума по собственному желанию, поскольку компенсации полного государственного обеспечения в размере 13000 руб. в месяц для проживания не хватало. 21.01.2023 Управление имущественных, земельных, градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края предоставило информацию о том, что на основании Постановления № 745-п от 02.10.2017 заявитель включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Номер очередности на 30.12.2022 - **. Так стало известно, что она была включена в список в 17 лет. Между тем с сентября 2022 года Сидорова М.А. постоянно проживает в г. Пермь на территории Пермского края в квартире по адресу: г. Пермь, ул. **** (съемное жилье); работает в г. Пермь в должности: ***. Место работы: ****. Проживание в г. Пермь подтверждается справкой № 3, которая содержит сведения о том, что с 14.09.2022 по настоящее время Сидорова М.А. работает у Индивидуального предпринимателя М. в должности оператор-кассир, а также трудовым договором, заключенным с ИП М. от 02.02.2023, договором о полной индивидуальной материальной ответственности. Также факт постоянного проживания на территории города Перми, можно подтвердить тем, что Сидорова М.А. наблюдаюсь у врача-*** в ООО «***», что подтверждается дополнительным соглашением к договору № ** на предоставление платных медицинских услуг от 07.03.2023, которое свидетельствует о том, что 16.03.2023 Сидорова М.А. была на повторном приеме у врача-*** в ООО «***». Спор о праве отсутствует. Заявитель Сидорова М.А. проживает по адресу: г. Пермь, ул. ****, что относится к территориальной подсудности Индустриального районного суда города Перми. Просила установить факт постоянного места проживания на территории Пермского края в г. Пермь.
Определением Индустриального районного суда г. Перми от 11.01.2024 заявление Сидоровой М.А. оставлено без рассмотрения.
С указанным определением заявитель не согласилась, в частной жалобе указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам и материалам дела, которые не содержат сведений, подтверждающих наличие спора, поскольку каких-либо требований имущественного характера заявителем не предъявлено. Указывает, что установление юридического факта необходимо для реализации социальных прав. Просит определение отменить, заявление об установлении юридического факта удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц администрации г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Управления имущественных, земельных, градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Представители заинтересованных лиц администрации г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, проверив законность принятого судом определения, приходит к следующему.
В силу статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства судом рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регламентировано, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: родственных отношений; факта нахождения на иждивении; факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; факта признания отцовства; факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта несчастного случая; факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; факта принятия наследства и места открытия наследства; других имеющих юридическое значение фактов.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Разрешая заявление Сидоровой М.А. и оставляя его без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованные лица администрация города Перми и Управление жилищных отношений администрации г. Перми возражают против установления юридического факта в порядке особого производства, установление факта постоянного проживания на территории г. Перми необходимо заявителю для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения на территории города Перми в связи с чем усмотрел спор о праве Сидоровой М.А. на получение жилья в г.Перми, указав, что заявление подлежит разрешению в порядке искового производства.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, доводы частной жалобы заявителя заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗустановлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления правительства РФ формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В Пермском крае полномочия по ведению соответствующих списков и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, либо детей, оставшихся без обеспечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления муниципального или городского округа Пермского края, в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п. Абзацем 4 пункта 1.4 данного постановления, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального или городского округа.
Согласно пункту 23 Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Пунктом 24 Правил содержится перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением об исключении из списка в одном субъекте РФ и включении в список по новому месту жительства, согласно которому заявитель, в том числе, должен представить сведения о субъекте Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (по прежнему месту жительства); сведения о месте проживания; сведения о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания (при наличии).
Установление факта проживания Сидоровой М.А. на территории г.Перми необходимо ей для реализации права на включение в список с целью обеспечения жильем в качестве ребенка-сироты по новому месту жительства.
Таким образом, имеются все необходимые условия для рассмотрения заявления об установлении факта проживания на территории г. Перми в порядке статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод суда о наличии спора о праве является неверным, основания для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренные частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления по существу.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Индустриального районного суда г. Перми от 11.01.2024 отменить.
Дело направить в Индустриальный районный суд г. Перми для рассмотрения заявления Сидоровой Марии Андреевны об установлении факта постоянного проживания по существу.
Председательствующий: /подпись/.
Судьи: /подписи/.