Дело № 2-649/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ананьевой Е.А.,
при секретаре Чильчиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамшиевой О.А. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шамшиева О.А. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что <дата>. в отношении неё было возбуждено уголовное дело, предусмотренное ст. <данные изъяты>, <дата> уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава преступления. Необоснованным уголовным преследованием нарушены и ограничены личные неимущественные права, опорочены честь, достоинство и доброе имя истца с учетом её должности, изменено отношение к истцу окружающих. Прокурор района не принес официальных извинений. Незаконным уголовным преследованием истцу причинен моральный вред, который истец оценивает в размере 500 <данные изъяты>, также истец понес расходы за оказание юридической помощи в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Шамшиева О.А. и её представитель Медведева Л.В., действующая по ордеру, исковые требования поддержали. Истец пояснила, что 13 месяцев находилась в стрессовом состоянии, коллеги по работе за спиной говорили, что она преступник, в связи с чем истец испытывала стыд и страх, не могла находиться на людях, не ходила с детьми на прогулки, на родительские собрания, выступления детей, был страх, что судимость может отразиться на детях.
Представитель ответчика Балина И.В., действующая по доверенности, в суде исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования подлежащими удовлетворению в части.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45; ст. 46).
В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Судом установлено, что <дата>. около <данные изъяты>. в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, произошел пожар.
Постановлением дознавателя ОНД по Турочакскому району от <дата>. по факту <данные изъяты> возбуждено уголовное дело по признаку преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты>
<дата> вынесено уведомление о подозрении Шамшиевой О.А. в совершении указанного преступления.
Мера пресечения в отношении Шамшиевой О.А. не избиралась, что подтверждается материалами уголовного дела <номер>
<дата> вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Шамшиевой О.А. состава преступления, которое отменено постановлением прокурора Турочакского района от <дата>. производство по делу возобновлено. <дата>. дознание по уголовному делу возобновлено.
Постановлением от <дата> уголовное дело и уголовное преследование в отношении Шамшиевой О.А. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в её действиях состава преступления. За истцом, в соответствии со ст. 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признано право на реабилитацию и разъяснен порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Таким образом, судом установлено, что общий срок осуществления процессуальных действий в отношении Шамшиевой О.А. составил около <данные изъяты> (с даты возбуждения уголовного дела <адрес>. до даты прекращения <дата> с даты возобновления следствия <дата>. до даты прекращения <дата>
Право граждан на реабилитацию и порядок его реализации закреплены в нормах главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.К лицам, имеющим право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, закон относит подозреваемых или обвиняемых, уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является вынесенное в отношении него постановление о прекращении уголовного преследования по вышеназванным основаниям (ст. 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 от 29 ноября 2011 года (ред. от 02 апреля 2013 года) "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Истец, ранее не привлекавшаяся к уголовной ответственности, определенно испытывала нравственные страдания, заключавшиеся в беспокойстве за свое будущее, детей, ожидании возможного осуждения за преступление, которого она не совершала, негативные эмоции в связи с проводимыми процессуальными действиями.
При определении размера компенсации морального вреда, суд в полной мере учел положения указанных выше норм права, конкретные обстоятельства дела, личность потерпевшего, её индивидуальные особенности, степень нравственных страданий в результате незаконного уголовного преследования, невозможность в течение длительного времени продолжать обычную жизнь.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходил из принципа разумности и справедливости, с учетом установленных по делу обстоятельств, длительности уголовного преследования, факта того, что в отношении истца в период производства по уголовному делу мера пресечения не избиралась. Суд считает справедливым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
На основании договора на оказание консультационных юридических услуг, заключенного между истцом и Медведевой Л.В., последним получена денежная сумма в размере <данные изъяты>
С учетом сложности дела, объема выполненной представителем истца работы, количества проведенных по делу судебных заседаний (одно предварительное и 2 заседания в рамках судебного разбирательства), принципа разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Шамшиевой О.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шамшиевой О.А. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>
В остальной части требований о взыскании с Министерства Финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>, а также расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> Шамшиевой О.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2015 года.
Судья Е.А. Ананьева