Судья Сапарова Н.А. дело № 33-9770/2021 (№ 2-3631/2021)
25RS0029-01-2021-006614-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8ноября2021года городВладивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: судьи-председательствующего Завальной Т.Ю.,
судей Рыженко О.В., Семенцова А.О.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Семенцова А.О., пояснения представителя администрация Уссурийского городского округа Лиховид Ю.С., прокурора Романовой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента Уссурийского городского округа. В обоснование иска прокурор указал, что отсутствие лесохозяйственного регламента установлено им в ходе проверки. Ответчиком нарушены положения ст.ст. 6, 84, 87 ЛК РФ, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 5, 31 Устава Уссурийского городского округа.
В судебном заседании прокурор поддержал требования иска, просил установить срок исполнения обязанности по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что обязанность по разработке лесохозяйственного регламента не наступила, т.к. компетентным органом государственной власти Приморского края не определены границы лесничеств на территории Уссурийского городского округа. Трехмесячный срок недостаточен для разработки и утверждения лесохозяйственного регламента.
Судом принято решение об удовлетворении иска. На ответчика возложена обязанность разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
С решением суда ответчик не согласился, его представителем подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене решения. В обоснование апелляционной жалобы указано, что лесохозяйственный регламент не может быть разработан, т.к. органом государственной власти не определены границы лесничеств. Установленный судом срок исполнения решения суда недостаточен для разработки и утверждения лесохозяйственного регламента. Суд не принял во внимание сроки, указанные в ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения.
Выслушав представителя ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 328 ГПК РФ предусмотрены полномочия суда апелляционной инстанции. В части 1 ст. 330 ГПК РФ содержатся основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания, влекущие отмену или изменение решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судебной коллегией не установлены.
Согласно Правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденным постановлением администрации Уссурийского городского округа от 09.09.2021 № 2045-НПА, на карте градостроительного зонирования отображается зона городских лесов. В отношении городских лесов осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации.
По сведениям Генерального плана Уссурийского городского округа, утверждённого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.05.2009 № 52, зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) составляет 3888,3 га.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 4 ЛК РФ).
Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения, что следует из п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ).
В силу ч. 1 ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Поскольку со стороны администрации суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории Уссурийского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска.
Довод ответчика о том, что разработка лесохозяйственного регламента возможна только после установления органом власти Приморского края границ лесничеств на территории Уссурийского городского округа основан на ошибочном толковании норм Лесного кодека РФ.
Суд обоснованно указал в решении, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является администрация.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было.
Суд первой инстанции также верно возложил на администрацию обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений, установив достаточный срок, в течение которого решение должно быть исполнено (3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу).
В соответствии со ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае, если по каким-либо объективным причинам исполнить решение в указанный срок ответчик не будет иметь возможности, он не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12.11.2021.
Председательствующий
Судьи