Гражданское дело
№ 2-249/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское
Красноярского края 28 марта 2018 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,
при секретаре Немцевой И.С.,
с участием истца Бредихина А.В., выступающего в его интересах помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н.,
представителя ответчика МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 п.Шушенское - Бушмановой Н.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления образования администрации Шушенского района – Ельциной С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района, поданному в интересах Бредихина Александра Валерьевича к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №1 п.Шушенское о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шушенского районаобратился в суд с исковым заявлением в интересах Бредихина А.В. к МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 п.Шушенское, в котором с учетом уточнений и пояснений в суде просил взыскать с ответчика в пользу Бредихина А.В. сумму недоначисленной заработной платы за период с 01.02.2017г. по 31.01.2018г. – январь 2018 года в размере 22534 рубля.
Требования мотивированы тем, что по заявлению Бредихина А.В. об оказании помощи по взысканию с работодателя суммы недоначисленной заработной платы, прокуратурой района проведена проверка МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 п.Шушенское, в ходе которой установлено, что Бредихин А.В. работает в МБДОУ детский сад № 1 п.Шушенское в должности <данные изъяты>, о чем заключен трудовой договор, заработная плата Бредихину за период с февраля по декабрь 2017 года начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, 10592 рубля, что противоречит действующему законодательству. При установлении системы труда в организациях, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с начисленным районным коэффициентом и надбавкой за стаж работы в данных районах или местностях. Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года на территории Шушенского района введен районный коэффициент к заработной плате 1,3. Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 года № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока» на территории южных районов Красноярского края применяется 30% надбавка к заработной плате. При таких обстоятельствах, минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в Шушенском районе Красноярского края, с 01.03.2017 по 30.06.2017 не может быть ниже 12000 рублей (7500х 1,6), с 01.07.2017 по 31.12.2017 не может быть ниже 12480 (7800х 1,6). В феврале – декабре 2017 года Бредихиным А.В. выполнены нормы рабочего времени, соответственно заработная плата в феврале – июне 2017 года должна составлять не менее 12000 рублей, а в июле – декабре 2017 года должна составлять не менее 12480 рублей за каждый месяц. Сумма недоначисленной Бредихину заработной платы с 01.02.2017 по 30.06.2017 составила 7040 рублей ((12000 – 10592) х 5), за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 11328 рублей ((12480 – 10592) х 6). С 01.01.2018 года минимальный размер оплаты труда установлен ст.3 ФЗ от 28.12.2017 №421-ФЗ в размере 9489 рублей, соответственно заработная плата за январь 2018 года должна быть начислена в размере не менее 15182 рубля (9489х 1,6). В январе 2018 года Бредихин отработал 17 дней, т.е. выполнил нормы рабочего времени, соответственно за январь 2018 года ему недоначислили заработную плату в размере 4166 рублей (15182 – 11016).
Истец Бредихин А.В. в судебном заседании на исковых требованиях с учетом уточнений от 12.03.2018 настаивал.
Помощник прокурора Шушенского района Красноярского края Алейникова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 1 п.Шушенское Бушманова Н.С. полагает, что подлежит взысканию сумма5694,78 рублей с 07 декабря 2017г. по 31.01.2018г с момента вступления в силу Постановления Конституционного суда №38-П.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Шушенского района Ельцина С.Р., действующая по доверенности от 15.01.2018 года, в судебном заседании поддержала доводы ответчика.
Представители третьих лиц Администрации Шушенского района, МКУ «ЦБОУ Шушенского района» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
С учетом мнения истца, помощника прокурора Алейниковой Е.Н., представителей ответчика и третьего лица Управления образования администрации Шушенского района и в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоначисленной заработной платы по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст.ст. 2, 7, 22, 130, 132, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной норме закона, тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из требований ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
В судебном заседании установлено, чтоБредихин А.В. работает в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 п.Шушенское с 07.09.2016 года по настоящее время, в должности <данные изъяты>, занимая 1 ставку, с окладом 2552 рубля, надбавками – 30% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Размер оклада по занимаемой истцом должности в спорный период был меньше МРОТ, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».
С учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, минимальная заработная плата Бредихину А.В., гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени должна быть начислена в сумме не менее 12000 рублей в месяц за период с февраля по июнь 2017 года (7500 х1,6), не менее 12480 рублей в месяц за период с июля по декабрь 2017 года (7800 х1,6), не менее 15182,40 рублей за январь 2018 года (9489 х 1,6).
Согласно представленным расчетным листкам заработная плата Бредихину А.В. в течение января-декабря 2017 года начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, то есть 10592 рубля, а за январь 2018 года в размере 11016 рублей.
Из представленных документов видно, что заработная плата истцу начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г, Д, Н и К" повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Оценивая довод ответчик и представителя третьего лица, о том, что заработная плата истцу с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в соответствующих районах может быть начислена только с даты разъяснения законоположений ТК РФ о принципах исчисления зарплаты Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П – суд отвергает, поскольку указанным судебным актом не устанавливаются какие-либо новые правовые нормы, а разъясняется смысл, значение существующих, и правильное толкование должно быть воспринято правоприменителем без каких-либо ограничений. Иное противоречило бы принципам социальной справедливости.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о фактически начисленной заработной плате за спорный период времени работы истца и количестве отработанных дней, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период сфевраля 2017 годапоянварь 2018 годавключительно в сумме 22534 рубля.
На основании представленного МКУ «ЦБОУ Шушенского района» расчета начисление заработной платы с учетом установленного МРОТ, северного и районного коэффициентов, в период с февраля по июнь 2017 года включительно составило 12000 рублей ежемесячно, в период с июля по декабрь 2017 года включительно 12480 рублей ежемесячно, за январь 2018 года – 15182,40 рублей. Всего заработная плата, согласно расчету, за период с февраля по декабрь 2017 года составит 134880 рублей, а фактически выплачено 116512 рублей.
Разница между исчисляемой с учетом районного коэффициента и северной надбавки зарплаты и фактически полученной Бредихиным заработной платой, то есть недоплата за период с февраля по декабрь 2017 года составила 18368 рублей. В январе 2018 года разница между правильно исчисляемой (15182 руб.) и фактически полученной заработной платой (11016 руб.), то есть недоплата составила 4166 рублей. Правильность расчета у суда сомнений не вызывает.
На основании положений ст. 211 ГПК РФ решение суда о взыскании в пользу работника заработной платы за три месяца подлежит обращению к немедленному исполнению.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, в соответствие с п. 8 ч. 1 ст. 333.20. Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Следовательно, в соответствии со ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании главы 12 НК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию сумма государственной пошлины исходя из размера удовлетворенных исковых требований 22534 рубля. На основании подп. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, размер подлежащей взысканию с ответчика суммы государственной пошлины составляет 876 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 п.Шушенское в пользуБредихина Александра Валерьевича 22534 рубля недоначисленной заработной платы за период с 01.02.2017г. по 31.01.2018г. включительно.
Решение суда о взыскании в пользу работника заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 п.Шушенское государственную пошлину в размере 876 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Л.Филимонова
Мотивированное решение составлено 30 марта 2018 года.