Дело № 2-122/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации07 февраля 2019 года. пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
с участием представителя истца адвоката Карху М.М., предоставившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Калевальского района» Фёдоровой Н.И. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болотновой Ольги Рудольфовны к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Калевальского района», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, признание права на меры социальной поддержки и взыскании недополученной денежной выплаты,
установил:
истец обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указала, что ее супруг Б. в период службы в ОМВД России по <адрес> участвовал в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, является Ветераном боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ Б. умер. На обращение ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, в связи с отсутствием сведений о выполнении Б. задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Истец считает данный отказ неправомерным, просит признать его незаконным, обязать выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и взыскать недополученные ежемесячные денежные выплаты с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ по категории член семьи умершего ветерана боевых действий.
В судебное заседание истец Болотнова О.Р. не явилась, извещена надлежащим образом. В заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца адвокат Карху М.М. в суде исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Калевальского района» (далее Центр) Фёдорова Н.И. в суде исковые требования не признала, поддержав позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление. Дополнив, что при обращении в Центр Болотновой О.Р. была предоставлена, в том числе копия удостоверения ветерана боевых действий выданного на имя Б. Представленные документы были приняты Центром и направлены в Минсоцзащиты Республики Карелия.
В возражениях на исковое заявление ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Калевальского района» сообщили, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку Центр является отдельным юридическим лицом, подведомственным Минсоцзащиты Республики Карелия. Согласно Уставу Центра выдавать удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» Центр не вправе. Пояснив, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ Болотновой О.Р. с предоставлением соответствующих документов, Центром было принято решение о выплате ей компенсации, связанной с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. Указанная выплата будет производится и в дальнейшем в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ №475 от 02.08.2005 года.
В письменных возражениях представитель ответчика - Минсоцзащиты Республики Карелия, с иском не согласились, пояснив, что при обращении за выдачей удостоверения истцом, в качестве документа, подтверждающего участие ее супруга в боевых действиях, была предоставлена справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ подразделением МВД России, подтверждающая участие сотрудника милиции Б. в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, а также военный билет. Указанные документы не содержат сведений об участии Б. в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей либо выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, что явилосьоснованием для принятия решения об отказе в выдаче удостоверения. В тоже время указывает, что данный отказ не препятствует Болотновой О.Р. повторно обратиться за выдачей удостоверения, предоставив соответствующие документы. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Определением суда от 18.01.2019 года с учетом характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, были привлечены Болотнова Я.А., ОМВД России по Калевальскому району, МВД по Республике Карелия.
Третье лицо Болотнова Я.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представители третьих лиц МВД по РК, ОМВД по Калевальскому району своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление представитель МВД по РК с исковыми требованиями согласился, полагая отказ в выдаче истцу удостоверения незаконным. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.
Участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Один факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона не является основанием для получения удостоверения "Ветеран боевых действий".
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что супруг истца Б. участвовал в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Являлся ветераном боевых действий, о чем свидетельствует, выданное ДД.ММ.ГГГГ на его имя удостоверение "Ветеран боевых действий".
Указанное свидетельствует, что ФИО8. как ветерану боевых действий, предоставлялись меры социальной поддержки, установленные ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 17).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения (п. 4 ч. 2 ст. 21 Закона).
Истец состояла в зарегистрированном браке с Б. с ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению отдела ЗАГС <адрес> брак между ФИО3 и Б. не расторгался. От брака истец имеет дочь Болотнову Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ проходит очное обучение в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г.
Так, согласно пункта 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69, права и льготы, установленные ФЗ "О ветеранах" предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему).
Согласно пункта 18 Административного регламента предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 18.09.2013 N 1929 (далее Административный регламент), для получения государственной услуги граждане представляют в Центр по месту жительства кроме заявления, также в том числе документ о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим) инвалидом войны, участником Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.
Запрещено требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Республики Карелия (пункт 14 Административного регламента).
Поскольку истец является вдовой умершего Ветерана боевых действий, при обращении в Центр с заявлением о выдаче удостоверения, ею, кроме соответствующих документов, также была предоставлена копия удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего участие ее супруга Б. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, истец соответствует требованиям, установленным п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ее исковые требования в части отказа в выдаче удостоверения, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение ответчика об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 29.12.2018 года, надлежит признать необоснованным, права истца подлежащими восстановлению.
Рассматривая требования истца в части взыскания недополученных ежемесячных денежных выплат с момента обращения 28.11.2018 года по категории член семьи умершего ветерана боевых действий суд исходит из следующего.
Меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, установлены в статье 21 ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предусмотрены п.4 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», пунктами 1-3, 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы) и пунктами 1-3,5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По сообщению Минсоцзащиты Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, как вдове погибшего (умершего) военнослужащего назначены компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг с ДД.ММ.ГГГГ. Размер компенсационных выплат определяется из расчета 60% расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Иных выплат ни Центр, ни Минсоцзащиты Республики Карелия семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий не производит.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство основывается на принципе равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Поскольку, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, какие именно недополученные выплаты обязаны производить ответчики, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Суд признает надлежащим ответчиком по делу Минсоцзащиты Республики Карелия, поскольку, согласно пункта 26 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 №374-П, и пункта 13 Административного регламента, на Министерство возложена обязанность по оформлению и выдаче удостоверения (дубликаты удостоверения) в том числе членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. При предоставлении государственной услуги Министерством осуществляется взаимодействие с Центрами путем получения из Центров документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и информации для проверки представленных сведений. В связи с чем, суд освобождает от обязанности ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Калевальского района».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия выдать Болотновой Ольге Рудольфовне удостоверение вдовы ветерана боевых действий.
Взыскать с Министерства социальной защиты Республики Карелия в пользу Болотновой Ольги Рудольфовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В оставшейся части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.П.Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 11 февраля 2019 года