Гр. дело № 2-600/20
39RS0011-01-2020-000523-43
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
30июня 2020 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Карабуля Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Герасимову Ивану Владимировичу, Герасимовой Тамаре Петровне о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение,
установил:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Герасимову И. В., Герасимовой Т. П. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании информации от Администрации МО «Зеленоградский городской округ», поступившей в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ согласно которой в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> собственниками квартир массово производятся ремонтные работы, в том числе по демонтажу межкомнатных перегородок, а также установке дополнительных конструкция без получения соответствующего разрешения на осуществление строительных работ, была проведена проверка на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В ходе проверочных мероприятий, Министерством были зафиксированы факты нарушения жилищного законодательства собственниками жилых помещений, выразившиеся в осуществлении перепланировки и переустройства в отсутствие разрешительных документов.
Министерство в рамках своей компетенции издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки в отношении собственника 1/2 доли жилого помещения (квартиры) № дома № по <адрес> Герасимова И.В.
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен ответчику почтой заказным письмом с уведомлением по адресу <адрес> Письмо было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ до проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ).
Также в отношении второго собственника 1/2 доли жилого помещения (квартиры) № дома № по <адрес> Герасимовой Т.П. Министерство в рамках своей компетенции издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки.
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен Ответчику почтой заказным письмом с уведомлением по адресу: <адрес>, а также по месту регистрации: <адрес>. Письма вернулись отправителю в связи с истечением срока хранения.
Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ к 09.00 прибыло к жилому дому. Однако доступ в жилое помещение предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр жилого помещения для установления доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем консультантом второго отдела технического надзора был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ г. к 10.00 прибыло к жилому дому. Однако доступ в жилое помещение предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр жилого помещения для установления доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем консультантом второго отдела технического надзора был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец указывает, что действия по самовольной перепланировке (переустройству) жилого помещения образуют состав административного правонарушения, а также незаконные действия (бездействие) ответчиков по непредставлению сотруднику Министерства доступа в квартиру для проведения обследования жилого помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) квартиры, препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, в том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения, предусмотренного Положением № 484, в части соблюдения пользования жилыми помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилых домах.
Поскольку самовольно произведенная перепланировка (переустройство) может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Министерства, истец полагает, что ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующей организации, в рамках, возложенных на нее функций. При этом только посредством осмотра квартиры Министерство может оценить использование жилого помещения и исполнить возложенные на него функции, в связи с чем, Министерству необходимо разрешение на проникновение в жилище без согласия собственника с целью реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в МКД.
Просит обязать Герасимова И. В., Герасимову Т. П. предоставить доступ в квартиру <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольной перепланировки и переоборудования жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в отсутствие представителя, о чем представлено суду заявление. Также указывают, что за период рассмотрения дела судом, ответчиками дважды не был предоставлен доступ в жилое помещение для проведения проверки.
В судебное заседание ответчики Герасимов И. В., Герасимова Т. П. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по всем имеющимся адресам. Уведомления возвращены за истечением срока хранения.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии с со ст. 165.1 ГК РФ, п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, признав их уведомление надлежащим, а неявку в судебное заседание неуважительной.
Исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Понятие государственного жилищного надзора дано в части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493).
Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 названного Положения установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (п. 2 Положения N 493).
Постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224 утвержден Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области".
Согласно п. 4 указанного Порядка - региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области согласно установленному порядку и с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре" (п. 4 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 10.02.2017 № 43)
Согласно п. 1, 2 Порядка - настоящий Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора (далее - порядок) устанавливает механизм осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор).
Задачами регионального государственного жилищного надзора являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления Калининградской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 484 (ред. от 24.01.2017) было утверждено Положение о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является правопреемником Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (Службы ГАСН Калининградской области) и Государственной жилищной инспекции Калининградской области (Жилищной инспекции (Службы) Калининградской области), в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Герасимов И. В. и Герасимова Т. П. являются собственниками квартиры <адрес> в 1/2 доли каждый, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Из обращения администрации МО «Зеленоградский городской округ», направленного в адрес Министра регионального контроля (надзора) Калининградской области следует, что в адрес Министра направлено заявление Волошиной А. И., проживающей по адресу: <адрес>, для принятия мер к собственникам помещений, допустившим самовольную перепланировку квартир, в рамках предоставленных Министерству полномочий. Одновременно указано на то, что собственники квартир <адрес>, получили согласование на выполнение работ по перепланировке квартир.
К этому же письму приложено заявление Волошиной А. И., в котором она требует отреагировать на ее обращение и проверить законность производимых в квартирах указанного дома ремонтных работ, связанных, в том числе и с демонтажем стен и перегородок.
В соответствии с п.п. 13, 14 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора Министерство в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются основания, предусмотренные частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании указанного выше обращения администрации МО «Зеленоградский городской округ» и заявления Волошиной А. И., Министерством регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки с целью установления обоснованности доводов обращения по вопросу порядка перепланировки и переустройства квартиры <адрес>
Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований и(или) требований, установленных нормативно- правовыми актами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. В данном приказе установлен срок проведения проверки 8 час, к проведению проверки приступить с 09-00 час. до 18-00 час. ДД.ММ.ГГГГ
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением собственнику указанной выше квартиры Герасимову И. В. по месту его фактического проживания по адресу: <адрес> и получено им ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 30 мин. органом государственного контроля Министерством регионального контроля (надзора) был составлен Акт проверки физического лица № по адресу: <адрес>, из которого следует, что по указанному выше адресу доступ в жилое помещение собственником не обеспечен.
Кроме того, Министерством регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки с целью установления обоснованности доводов обращения по вопросу порядка перепланировки и переустройства квартиры <адрес>
Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований и(или) требований, установленных нормативно- правовыми актами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. В данном приказе установлен срок проведения проверки 8 час, к проведению проверки приступить с 10-00 час. до 12-00 час. ДД.ММ.ГГГГ
Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением собственнику указанной выше квартиры Герасимовой Т. П. как по месту по месту ее фактического проживания (регистрации) по адресу: <адрес>, так и по месту нахождения спорной квартиры, собственником доли которой она является по адресу: <адрес>, уведомления возвращены по истечении срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. органом государственного контроля Министерством регионального контроля (надзора) был составлен Акт проверки физического лица № по адресу: <адрес>, из которого следует, что по указанному выше адресу доступ в жилое помещение собственником не обеспечен.
Таким образом, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Минрегионконтроля Калининградской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребляет своими правами собственников жилого помещения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, суд учитывает, что являясь гражданином Германии, проживая там на постоянной основе и имея в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, ответчик должен был принять достаточные меры к тому, чтобы при осуществлении своих прав владения и пользования данным имуществом, не создавать препятствий контролирующим органам в исполнении возложенных на них законом функций.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.
Обязать Герасимова Ивана Владимировича и Герасимову Тамару Петровну предоставить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 08 июля 2020 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец