Решение по делу № 2-600/2020 от 29.04.2020

Гр. дело № 2-600/20

39RS0011-01-2020-000523-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30июня 2020 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Карабуля Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Герасимову Ивану Владимировичу, Герасимовой Тамаре Петровне о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение,

установил:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее Министерство) обратилось в суд с иском к Герасимову И. В., Герасимовой Т. П. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании информации от Администрации МО «Зеленоградский городской округ», поступившей в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ согласно которой в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> собственниками квартир массово производятся ремонтные работы, в том числе по демонтажу межкомнатных перегородок, а также установке дополнительных конструкция без получения соответствующего разрешения на осуществление строительных работ, была проведена проверка на предмет соблюдения жилищного законодательства.

В ходе проверочных мероприятий, Министерством были зафиксированы факты нарушения жилищного законодательства собственниками жилых помещений, выразившиеся в осуществлении перепланировки и переустройства в отсутствие разрешительных документов.

Министерство в рамках своей компетенции издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении собственника 1/2 доли жилого помещения (квартиры) дома по <адрес> Герасимова И.В.

Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен ответчику почтой заказным письмом с уведомлением по адресу <адрес> Письмо было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ до проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ).

Также в отношении второго собственника 1/2 доли жилого помещения (квартиры) дома по <адрес> Герасимовой Т.П. Министерство в рамках своей компетенции издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки.

Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен Ответчику почтой заказным письмом с уведомлением по адресу: <адрес>, а также по месту регистрации: <адрес>. Письма вернулись отправителю в связи с истечением срока хранения.

Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ к 09.00 прибыло к жилому дому. Однако доступ в жилое помещение предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр жилого помещения для установления доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем консультантом второго отдела технического надзора был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ .

Также должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ г. к 10.00 прибыло к жилому дому. Однако доступ в жилое помещение предоставлен не был. В связи с чем, провести осмотр жилого помещения для установления доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем консультантом второго отдела технического надзора был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец указывает, что действия по самовольной перепланировке (переустройству) жилого помещения образуют состав административного правонарушения, а также незаконные действия (бездействие) ответчиков по непредставлению сотруднику Министерства доступа в квартиру для проведения обследования жилого помещения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) квартиры, препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, в том числе законному праву на проведение инспекционного обследования и проверки жилого помещения, предусмотренного Положением № 484, в части соблюдения пользования жилыми помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилых домах.

Поскольку самовольно произведенная перепланировка (переустройство) может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Министерства, истец полагает, что ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующей организации, в рамках, возложенных на нее функций. При этом только посредством осмотра квартиры Министерство может оценить использование жилого помещения и исполнить возложенные на него функции, в связи с чем, Министерству необходимо разрешение на проникновение в жилище без согласия собственника с целью реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в МКД.

Просит обязать Герасимова И. В., Герасимову Т. П. предоставить доступ в квартиру <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольной перепланировки и переоборудования жилого помещения.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассматривать в отсутствие представителя, о чем представлено суду заявление. Также указывают, что за период рассмотрения дела судом, ответчиками дважды не был предоставлен доступ в жилое помещение для проведения проверки.

В судебное заседание ответчики Герасимов И. В., Герасимова Т. П. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по всем имеющимся адресам. Уведомления возвращены за истечением срока хранения.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии с со ст. 165.1 ГК РФ, п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, признав их уведомление надлежащим, а неявку в судебное заседание неуважительной.

Исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Согласно с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Понятие государственного жилищного надзора дано в части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493).

Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 названного Положения установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.

Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (п. 2 Положения N 493).

Постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224 утвержден Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области".

Согласно п. 4 указанного Порядка - региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области согласно установленному порядку и с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре" (п. 4 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 10.02.2017 № 43)

Согласно п. 1, 2 Порядка - настоящий Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора (далее - порядок) устанавливает механизм осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области (далее - региональный государственный жилищный надзор).

Задачами регионального государственного жилищного надзора являются, в том числе: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления Калининградской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 484 (ред. от 24.01.2017) было утверждено Положение о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является правопреемником Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (Службы ГАСН Калининградской области) и Государственной жилищной инспекции Калининградской области (Жилищной инспекции (Службы) Калининградской области), в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Герасимов И. В. и Герасимова Т. П. являются собственниками квартиры <адрес> в 1/2 доли каждый, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Из обращения администрации МО «Зеленоградский городской округ», направленного в адрес Министра регионального контроля (надзора) Калининградской области следует, что в адрес Министра направлено заявление Волошиной А. И., проживающей по адресу: <адрес>, для принятия мер к собственникам помещений, допустившим самовольную перепланировку квартир, в рамках предоставленных Министерству полномочий. Одновременно указано на то, что собственники квартир <адрес>, получили согласование на выполнение работ по перепланировке квартир.

К этому же письму приложено заявление Волошиной А. И., в котором она требует отреагировать на ее обращение и проверить законность производимых в квартирах указанного дома ремонтных работ, связанных, в том числе и с демонтажем стен и перегородок.

В соответствии с п.п. 13, 14 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора Министерство в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются основания, предусмотренные частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании указанного выше обращения администрации МО «Зеленоградский городской округ» и заявления Волошиной А. И., Министерством регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки с целью установления обоснованности доводов обращения по вопросу порядка перепланировки и переустройства квартиры <адрес>

Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований и(или) требований, установленных нормативно- правовыми актами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. В данном приказе установлен срок проведения проверки 8 час, к проведению проверки приступить с 09-00 час. до 18-00 час. ДД.ММ.ГГГГ

Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением собственнику указанной выше квартиры Герасимову И. В. по месту его фактического проживания по адресу: <адрес> и получено им ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 30 мин. органом государственного контроля Министерством регионального контроля (надзора) был составлен Акт проверки физического лица по адресу: <адрес>, из которого следует, что по указанному выше адресу доступ в жилое помещение собственником не обеспечен.

Кроме того, Министерством регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки с целью установления обоснованности доводов обращения по вопросу порядка перепланировки и переустройства квартиры <адрес>

Предметом проверки является: соблюдение обязательных требований и(или) требований, установленных нормативно- правовыми актами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. В данном приказе установлен срок проведения проверки 8 час, к проведению проверки приступить с 10-00 час. до 12-00 час. ДД.ММ.ГГГГ

Приказ с указанием даты и времени проведения проверки направлен почтой заказным письмом с уведомлением собственнику указанной выше квартиры Герасимовой Т. П. как по месту по месту ее фактического проживания (регистрации) по адресу: <адрес>, так и по месту нахождения спорной квартиры, собственником доли которой она является по адресу: <адрес>, уведомления возвращены по истечении срока хранения.

ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. органом государственного контроля Министерством регионального контроля (надзора) был составлен Акт проверки физического лица по адресу: <адрес>, из которого следует, что по указанному выше адресу доступ в жилое помещение собственником не обеспечен.

Таким образом, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Минрегионконтроля Калининградской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребляет своими правами собственников жилого помещения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, суд учитывает, что являясь гражданином Германии, проживая там на постоянной основе и имея в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, ответчик должен был принять достаточные меры к тому, чтобы при осуществлении своих прав владения и пользования данным имуществом, не создавать препятствий контролирующим органам в исполнении возложенных на них законом функций.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.

Обязать Герасимова Ивана Владимировича и Герасимову Тамару Петровну предоставить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 08 июля 2020 года.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец

2-600/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской обл.
Ответчики
Герасимов Иван Владимирович
Герасимова Тамара Петровна
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Реминец И.А.
Дело на странице суда
zelenogradsky.kln.sudrf.ru
29.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее