Решение по делу № 2-222/2021 от 31.12.2020

Дело № 2-222/2021

УИД 25RS0015-01-2020-003012-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дальнегорск                                                                             14 апреля 2021 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Кухта А.В.,

при секретаре Алексеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г.Дальнегорска в интересах многодетной семьи Мамихиной А.Г. и ее детей: Мамихиной Е.С., <дата>. рождения, Мамихина Д.С., <дата>. рождения, Ли В.А., <дата>. рождения к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Дальнегорска обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой города в ходе проверки исполнения требований Федерального и краевого законодательства в деятельности администрации Дальнегорского городского округа выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».

Администрация Дальнегорского городского круга обязана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.

В результате проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500,0 кв.м. Мамихиной А.Г., Мамихиной Е.С., Мамихину Д.С., Ли В.А., принадлежащий им на праве собственности в общих долях по 1/4 доли, переданный на основании постановления администрации Дальнегорского городского округа от 30.10.2014 года № 949-па расположенный примерно в 405 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес которого: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес> не обеспечен инженерной инфраструктурой.

Факт непринятия мер администрацией Дальнегорского городского округа направленных на обеспечения инженерной инфраструктурой земельный участок, предоставленный вышеуказанной многодетной семье на протяжении 6 лет с момента реализации последними права на получения указанного участка, влечет грубое нарушение жилищных прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, в том числе, прав несовершеннолетних членов семьи Мамихиной А.Г.

В целях защиты законных интересов и восстановления нарушенных жилищных прав семьи Мамихиной А.Г., прокуратурой города 05.11.2020 года в адрес главы Дальнегорского городского округа внесено представление. Из ответа главы администрации Дальнегорского городского округа, не следует о принятии контрактного алгоритма действий, направленных на восстановление нарушенных прав семьи Мамихиной А.Г.

    Учитывая, что иными мерами прокурорского реагирования достичь восстановления нарушенных жилищных прав семьи Мамихиной А.Г. не представилось возможным, предполагает, что процедура досудебного урегулирования спора исчерпала свои возможности и прокурору необходимо реализовать право, предусмотренное ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Просит обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500,0 кв.м, расположенный примерно в 405 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес которого: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес> инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, газоснабжением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А. уточнила исковые требования и просила обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500,0 кв.м, расположенный примерно в 405 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес которого: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес> инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Мамихина А.Г., Мамихина Е.С., Мамихин Д.С., Ли В.А., в судебное заседание не явились, уведомлены о дне, времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика администрации Дальнегорского городского округа Алексеев М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, однако просил суд установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком не один год, а три года, поскольку срок один год не будет достаточным для исполнения решения суда.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года № 1618-р «Об утверждении концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

Согласно п. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на территории Приморского края образование земельных участков в целях реализации законов Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Приморского края от 29.12.2003 года                № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

В связи с тем, что в Законе Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 отсутствует прямая норма закона, указывающая на обязательность выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно, в таком случае, применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Приморского края от 27.09.2013 года № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», рекомендовано учитывать, что согласно п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст. 15, п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

Пунктами 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Уставом Дальнегорского городского округа закреплено, что к полномочиям администрации городского округа относится организация в границах города Дальнегорска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4,5 ч. 1 ст. 5).

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Как установлено в судебном заседании 24.02.2014 Мамихина А.Г. обратилась в администрацию Дальнегорского городского округа с заявлением о постановки на учет и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Согласно заявлению в состав семьи включены Мамихина А.Г., Мамихина Е.С., Мамихин Д.С., Ли В.А.

На основании постановления «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно Мамихиной А.Г., Мамихиной Е.С., Мамихину Д.С., Ли В.А.» от 30.10.2014 года № 949-па, выданного администрацией Дальнегорского городского округа – Мамихина А.Г., Мамихина Е.С., Мамихин Д.С., Ли В.А. получили на праве общей долевой собственности (по 1/4доли) земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500,0 кв.м, расположенный примерно в 405 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес которого: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>.

05.11.2020 года на имя главы Дальнегорского городского округа Теребилова А.М. было внесено представление об устранении нарушений закона при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.

Как следует из ответа администрации Дальнегорского городского округа выполнение одновременно всех работ по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, для администрации Дальнегорского городского округа не представляется возможным из-за огромной для бюджета городского округа суммы. В связи с ограниченным финансированием данной программы, не представляется возможным исполнить одновременно несколько мероприятий, а возможно лишь последовательное исполнение.

Таким образом, своим ответом администрация Дальнегорского городского округа фактически подтвердила свою обязанность по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, инфраструктурой, которая на день рассмотрения искового заявления не исполнена.

В судебном заседании установлено, что ответчиком не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Доказательства организации реальной возможности подключения семьи Мамишиной получившей земельный участок, к электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, а также использования автомобильной дороги, суду не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан в соответствии с Законом Приморского края от <дата> -KЗ принимать меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельного участка истцов, в связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, полагая, что срок два года является разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г. Дальнегорска Биктудина Д.С. в интересах Мамихиной А. Г., Мамихиной Е. С., Мамихина Д. С., Ли Валерии Александровны к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500,0 кв.м, расположенный примерно в 405 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес которого: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>      инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющий трех и более детей в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                    А.В. Кухта

2-222/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамихина Анна Григорьевна
прокурор г.Дальнегорска
Ответчики
Администрация Дальнегорского городского округа
Суд
Дальнегорский районный суд Приморского края
Судья
Кухта Александр Владимирович
Дело на странице суда
dalnegorsky.prm.sudrf.ru
31.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.12.2020Передача материалов судье
31.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Подготовка дела (собеседование)
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее