Решение по делу № 8а-7441/2020 [88а-10250/2020] от 27.02.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-4696/2019

88а-10250/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                      07 апреля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Баранова Г.В., Васляева В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу            ФКУ «Военный комиссариат Курской области» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Фатеевой Е.Л. к ФКУ «Военный комиссариат Курской области» об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Баранова Г.В., изучив отзыв Фатеевой Е.Л., исследовав письменные материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

Фатеева Е.Л. обратилась в суд к ФКУ «Военный комиссариат Курской области» об оспаривании решения.

Требования мотивировала тем, что она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче удостоверения как члену семьи (дочери) умершего инвалида (Куликова Л.Н.) вследствие чернобыльской катастрофы. Оспариваемым решением военного комиссариата Курской области                     от 21 февраля 2019 года в выдаче удостоверения ей отказано.

Считая, что отказ не соответствует Закону Российской Федерации                   от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и нарушает ее права на получение мер социальной поддержки, просит признать его незаконным.

Решением Ленинского районного суда г. Курска от 14 августа 2019 года в удовлетворении заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 декабря 2019 года решение Ленинского районного суда г. Курска от 14 августа 2019 года отменено, административные исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной ФКУ «Военный комиссариат Курской области» 21 февраля 2020 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 февраля 2019 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи              326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения апелляционного определения.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика.

Апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваются государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Содержанием принятых судебных актов и материалами дела установлено, что Фатеева Е.Л. является дочерью Куликова Л.Н. - инвалида первой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего 02 февраля           2010 года.

Фатеева Е.Л. обратилась в военный комиссариат Курской области с заявлением от 14 февраля 2019 года о выдаче ей удостоверения как члену семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

Решением военного комиссара Курской области от 21 февраля 2019 года в выдаче удостоверения отказано, мотивированное тем, что действующим законодательством выдача испрашиваемого удостоверения Фатеевой Е.Л. не предусмотрена, и руководствовался при этом разъяснениями, содержащимися в письме МЧС Российской Федерации №19-5-39, Минсоцзащиты Российской Федерации №1-2924-18, Минтруда Российской Федерации от 03 августа           1994 года «О членах семьи граждан, погибших или умерших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на льготы и компенсации».

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Министерства финансов России № 165н от 08 декабря 2006 года, письме МЧС Российской Федерации №19-5-39, Минсоцзащиты Российской Федерации №1-2924-18, Минтруда Российской Федерации от 03 августа           1994 года «О членах семьи граждан, погибших или умерших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на льготы и компенсации», пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду того, что Фатеева Е.Л. не относится к членам семьи умершего инвалида - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годах.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования административного искового заявления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Фатеевой Е.Л. в военный комиссариат Курской области с заявлением о выдаче удостоверения представлен полный пакет документов, предусмотренный приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Министерства финансов России № 165н от 08 декабря 2006 года, действующее законодательство такого ограничения, как невозможность отнесения Фатеевой Е.Л. к членам семьи умершего отца, инвалида первой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по возрасту не содержит.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В статье 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого закона, в частности к ним относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункты 1, 2 части первой).

По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации             «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации           «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Министерства финансов России № 165н от 08 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Исходя из положений подпункта «г» пункта 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного 8 декабря 2006 года приказом МЧС Российской Федерации № 728, Минздравсоцразвития Российской Федерации № 832 и Минфина Российской Федерации № 166н, удостоверение выдается членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи          14 Закона, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются необходимые документы.

Материалами дела и пояснениями представителя административного ответчика подтверждено, что Фатеевой Е.Л. в военный комиссариат предоставлен полный пакет документов, соответствующий указанному перечню.

Единственным основанием к отказу в выдаче удостоверения явилось то, что она не может быть отнесена к членам семьи ее умершего отца по возрасту.

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включая его статью 14, круг (перечень) лиц, которые относятся к членам семьи погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, на которых распространялись компенсации и льготы, не содержит.

Указанный круг (перечень) лиц, которые имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 3, 4, 12 - 15, 19 - 23, 25 части первой статьи 14 и пунктами 3, 7 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации              от 18 июня 1992 г. № 3061-1, был установлен совместным письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за №19-5-39, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации за №1-2924-18 и Министерства труда Российской Федерации о 03 августа          1994 года.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 02 сентября             2019 года письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за №19-5-39, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации за №1-2924-18 и Министерства труда Российской Федерации о 03 августа 1994 года признано не действующим со дня принятия.

Вместе с тем, Фатеева Е.Л. является дочерью Куликова Л.Н., умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.

Фатеева Е.Л. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, которая ей была назначена после смерти отца – Куликова Л.Н., которая в силу Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначается только членам семьи граждан, умерших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Таким образом, правильно установив, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материально права, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, признав решение военного комиссариата Курской области незаконным.

С учетом изложенного, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы административного ответчика, судебная коллегия, не находит оснований к отмене апелляционного определения.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам представителя военного комиссариата Курской области в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии административного ответчика с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.

Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 03 декабря 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Курской области» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-7441/2020 [88а-10250/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Фатеева Елена Леонидовна
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Курской области"
Другие
Фатеев Сергей Сергеевич
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Баранов Г.В.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее