Судья: Байчоров Р.А. Дело № 33-16628/2022
50RS0045-01-2021-002151-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московская область 30 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Кирщиной И.П.,
судей Ропота В.И., Степновой О.Н.,
при помощнике судьи Анисимовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машковой Е. В., Дегтяревой Т. И., Блиновой Н. А., Кузнецовой В. Н. к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести перерасчет за фактически не оказанные услуги, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Машковой Е. В., Дегтяревой Т. И., Блиновой Н. А., Кузнецовой В. Н. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 24 августа 2021 года,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Машкова Е.В., Дегтярева Т.И., Блинова Н.А., Кузнецова В.Н., уточнив требования, обратились в суд с иском к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести соответствующий перерасчет (аннулировать выставленные счета и пени) за фактически не оказанные услуги по вывозу мусора с территории <данные изъяты> за период с 1 января 2019 года по 15 декабря 2020 года по лицевым счетам истцов; взыскании с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. в пользу каждого.
В обоснование иска указали, что истцы являются собственниками объектов недвижимости в д. <данные изъяты>. В период с 1 января 2019 года по 15 декабря 2020 года региональный оператор ООО «Экопромсервис» фактически не оказывал услуги по обращению с ТКО, поскольку никакой контейнерной площадки в спорный период в деревне не имелось, истцы мусор самостоятельно вывозили по месту своей регистрации в <данные изъяты>, однако им незаконно выставлены счета за оказание услуги по обращению с ТКО, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании истцы Машкова Е.В., Дегтярева Т.И., Блинова Н.А., Кузнецова В.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ООО «Экопромсервис» в иске просил отказать, указывая что место контейнерных площадок определяется органами местного самоуправления, и со всех площадок региональным оператором вывоз ТБО осуществлялся в установленном порядке.
Представитель третьего лица администрации городского округа <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда исковые требования Машковой Е. В., Дегтяревой Т. И., Блиновой Н. А., Кузнецовой В. Н. оставлены без удовлетворения.
Определением суда от 21.02.2022г. в принятии дополнительного решения суда отказано, в порядке ст. 230 ГПК РФ внесены изменения в протокол судебного заседания.
В апелляционной жалобе Машкова Е.В., Дегтярева Т.И., Блинова Н.А., Кузнецова В.Н. просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
На основании части 1 статьи 24.7. Закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Статьей 2 того же Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт «ж» пункта 4).
Пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении данной коммунальной услуги, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В пункте 17 раздела VII приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 град. С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 град. С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха + 5 град. С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 град. С.
Согласно пункту 150 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 148(45) Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 148(30) названных Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 N 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» для индивидуальных жилых домов исходя из 1 кв.м. площади.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, поскольку органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы являются собственниками жилых домов, расположенных в д. <данные изъяты>.
В целях организации ежемесячных начислений в формате ЕПД по адресам истцов присвоены единые лицевые счета, а также присвоены лицевые счета по услуге «Обращение с ТКО».
Судом установлено, что на территории городского округа Солнечногорск региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО «Экопромсервис».
Во исполнение п. 6 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года <данные изъяты> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. № 641» региональным оператором каждому потребителю – собственнику (владельцу) индивидуального жилищного строения, находящегося в зоне деятельности, в том числе по г.о. Солнечногорск, было отправлено предложение (публичная оферта) заключить договор с региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме договора, опубликованного в местной газете.
Аналогичная публичная оферта с приложением договора на оказание услуг была размещена на сайте ответчика; на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО, а также на официальном сайте Администрации городского округа Солнечногорск.
Разрешая возникший спор по существу, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами по делу доказательств, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному и обоснованному выводу к выводу об отсутствии законных оснований для возложения на общество с ограниченной ответственностью ООО «Экопромсервис» обязанности произвести перерасчет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку оплата истцами услуг по обращению с ТКО является обязательной, расчет произведен исходя из общей площади жилого помещения.
Доказательств того, что ООО «Экопромсервис» ненадлежащим образом исполняла обязанности по вывозу ТКО с организованных органом местного самоуправления контейнерных площадок суду не представлено. Какие-либо предписания в адрес регионального оператора не направлялись. При этом вопрос организации места размещения контейнерных площадок возлагается на органы местного самоуправления, а региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Доказательства того, что истцы осуществляли самостоятельный вывоз твердых коммунальных отходов, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не предоставлено, равно как доказательства заключения истцами договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенного с региональным оператором, обращения с заявлениями к ответчику о перерасчете начисленных сумм в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО с истцами не был заключен, являются необоснованными, поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доводы апелляционной жалобы о том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком предоставлена некачественно, судебная коллегия отклоняет, поскольку истцами доказательств в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 24 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Машковой Е. В., Дегтяревой Татьяны Ильиничны, Блиновой Натальи Алексеевны, Кузнецовой... – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: