Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г. Нефтегорск
Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Баймишева М.С.,
при секретаре Самариной Е.С.,
с участием прокурора Фомина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-129/2024 по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области и МБУ «Благоустройство» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором в интересах неопределенного круга лиц, с учетом отказа от части иска к МБУ «Благоустройство», просит обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора на территории между Товариществом владельцев гаражей индивидуальной застройки, массив №6, и садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости №1, координаты: 52.791203, 51.170505.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражает.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с данной нормой закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения Самарской области» к полномочиям администрации сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения обозначены в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании части 5 статьи 12 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 13 названного Федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическомблагополучиинаселения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что регламентировано ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, предусмотрено, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
В судебном заседании установлено, что Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа городского поселения Нефтегорск.
Как следует из материалов дела и признается ответчиком между Товариществом владельцев гаражей индивидуальной застройки, массив №6, и садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости №1, координаты: 52.791203, 51.170505, расположена несанкционированная свалка для размещения твердых бытовых отходов, которая существует длительное время, чем нарушены вышеприведенные требования федерального законодательства и конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, иск прокурора суд считает законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора на территории между Товариществом владельцев гаражей индивидуальной застройки, массив №6, и садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости №1, координаты: 52.791203, 51.170505.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.С.Баймишев