Дело № 5-212/2022
УИД 75RS0023-01-2022-000266-86
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (не вступило в законную силу)
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2022 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Петров А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол № от 14.04.20г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница» (672042, Забайкальский край, г.Чита, ул.Труда, д.21, ИНН 7536115704, ОГРН 1117536000042, КПП 753601001),
у с т а н о в и л:
Заместителем начальника отдела организации контроля качества оказания медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю Швецовым А.В. в отношении Государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница» (далее по тексту – ГУЗ «ККИБ») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ (Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Указанный протокол об административном правонарушении был составлен по результатам проведенной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю согласно акта выездной проверки от 17.01.2022 на основании решения от 23.12.2021 № № врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю.
При рассмотрении дела в суде представитель административного органа Лапин Е.С. пояснил аналогичное вышеизложенному, указал, что в действиях ГУЗ «ККИБ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, полагал, что, по его мнению, целесообразно за допущенные нарушения назначить ГУЗ «ККИБ» административный штраф, против снижения размера ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, не возражал.
Потерпевшая Д.А.М. также полагала вину ГУЗ «ККИБ» во вменяемом правонарушении по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ полностью подтвержденной и доказанной материалами дела. Против назначения ГУЗ «ККИБ» административного наказания в виде административного штрафа не возражала.
Представитель ГУЗ «ККИБ» Максимова О.В. вину больницы в правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, не признала, в случае же признания больницы виновной в совершении указанного правонарушения, просила назначить наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленной санкцией данной статьи.
Заслушав представителя ГУЗ «ККИБ», представителя административного органа, потерпевшего, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на а юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная статья направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных с охраной здоровья граждан.
Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности
Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно акта проверки от 17.01.2022г. по результатам проверки выявлены нарушения, отраженные в акте проверки № от 17.01.2022г. и предписании № от 17.01.2022г.:
В нарушение пп. «б» п.5, пп. «а» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021г. N852) - ГУЗ «ККИБ» при осуществлении медицинской деятельности не обеспечено соблюдение Порядков оказания медицинской помощи, в части отсутствия необходимых медицинских изделий:
В нарушение п.2 Приложению №6 Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012г. №909н не соблюдается стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии:
- отсутствует оборудование по 1 наименованию: Набор для выполнения трубной интубации (эндовидеоларингоскоп/фиброларингобронхоскоп);
- недостаточно оборудования по 2 наименованиям: Аппарат медицинский для подогрева крови, кровезаменителей и растворов при инфузионной и трансфузионной терапии - 1шт., Лампы для проведения фототерапии (для учреждений, оказывающих медицинскую помощь новорожденным детям) -1шт.
В нарушение пп. «а» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021г. N852) - ГУЗ «ККИБ» при осуществлении медицинской деятельности не обеспечено соблюдение Порядков оказания медицинской помощи при оказании медицинской помощи Д.Г.З.:
В нарушение п.14 Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012г. №909н:
- в случаях изменения состояния детей осуществляется запись в медицинской документации врачом-анестезиологом-реаниматологом с подробным описанием ситуации, с указанием времени происшествия и проведенных мероприятий;
при проведении наблюдения и лечения детей в отделении анестезиологии- реанимации оформляется карта интенсивной терапии, в которой отражаются основные физиологические показатели и сведения, связанные с проведением лечения (история болезни № на имя Д.Г.З. с 03.11.2021г. -14.11.2021г.)
Объем осуществленных консультаций специалистов, дополнительных обследований для установления диагноза и определения тактики лечения не соответствуют п. 15 порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» (Приказ М3 РФ от 12 ноября 2012г. №909н) и п.15 порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями (Приказ МЗСР РФ № 521н от 05.05.2012г). Согласно позиции эксперта, при установленном крайне тяжелом нейродефиците у данного пациента, необходимые исследования для установления его причины, а также неврологические исследования в динамике не были назначены и не проведены: люмбальная пункция, электроэнцефалография, магнитно-резонансная либо компьютерная томография головного мозга. Неврологом ребенок осмотрен единожды, в динамике не осматривался. Динамические показатели функции и структурных изменений головного мозга Д.Г.З. также не проводились. То есть, объективные данные, необходимые для диагностики характера поражения головного мозга и динамики на фоне терапии, определения прогноза заболевания не были получены. Причина персистирующей гипертермии лечащими врачами также не предположена и не установлена, поскольку необходимые исследования не были ни назначены, ни выполнены, (история болезни № на имя Д.Г.З. с 03.11.2021г. -14.11.2021г.)
В нарушение «б» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2012г. N852) - ГУЗ «ККИБ» не обеспечило соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Ос основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в нарушение ч.3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ГУЗ «ККИБ» применяло в нарушение технической и (или) эксплуатационной документации производителя медицинское изделие наркознодыхательного аппарата Heinen + Lowenstein, аппарат дыхательный LEONI plus (заводской №SN №) и аппарат искусственной вентиляции легких CARESCAPER860 с принадлежностями (зав.№ №):не прошли техническое обслуживание в установленном порядке).
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ГУЗ «ККИБ» организован на основании Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020г. N 785н.
ГУЗ «ККИБ», в соответствии с положением об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (приказ № от 212.04.2021г.) не обеспечило оценку следующих показателей:
осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов,
- осуществление мероприятий по безопасному применению медицинских изделий, в том числе: применение медицинских изделий согласно технической и (или) эксплуатационной документации, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия; обучение работников медицинской организации применению, эксплуатации медицинских изделий.
По мнению эксперта имеют место дефекты ведения медицинской документации нормируемые п.2.2 (подпунктов «з», «и», «к» и «л») приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017г. №203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи", Разделе I, п.3 и п.6 и в Разделе II, п.28 Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Имеет место необоснованное применение препарата «вне инструкции» (цитиколин) и неуточненной манипуляции с неизвестной эффективностью и безопасностью («лаважирование ТБД йодинолом в разведении»).
В ходе проверки установлено, что должный контроль за эксплуатацией и техническим обслуживанием согласно эксплуатационной документации аппаратов ИВЛ в отделении анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «ККИБ» не организован, аппараты применялись для оказания медицинской помощи Д.Г.З. (история болезни № на имя Д.Г.З. с 03.11.2021г. -14.11.2021г.)
На основании пп. «б» п.5, пп. «а, б» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2012г. N852) ГУЗ «ККИБ» обязано соблюдать лицензионные требования, в соответствии с лицензией №№ от 25.02.2019г., выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Нарушения лицензионных требований, допущенные ГУЗ «ККИБ» создают непосредственную и реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, которым оказываются медицинские услуги, без необходимого оборудования, при нарушении порядков оказания медицинской помощи, в том числе, Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012г. №909н., при несоблюдении требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения являются грубыми нарушениями лицензионных требований, которые повлекли причинение вреда и потенциально могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ГУЗ «ККИБ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Неисполнение установленных нормативными правовыми актами требований, которые могут повлечь такие последствия, свидетельствует о пренебрежительном отношении ГУЗ «ККИБ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, в ходе проведенной проверки, «17» января 2022 года в 17-00 установлено, что в Государственном учреждении здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница» (ГУЗ «ККИБ»), юридический адрес: 672042, Забайкальский край, г. Чита, Труда, д. 21 выявлены нарушения Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021г. N852):
пп. «б» п.5 - наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
пп. «а» п.6 - соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
пп. «б» п.6 - соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, на основе имеющихся материалов дела, при документально зафиксированном установлении факта допущенных нарушений, в действиях ГУЗ «ККИБ» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
При этом доводы представителя ГУЗ «ККИБ» об отсутствии вины больницы в допущенном правонарушении опровергаются имеющимися материалами дела.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вина ГУЗ «ККИБ» в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом № от 20.01.2022г. об административном правонарушении (л.д.__), актом проверки № от 17.01.2022г. (л.д.__), решением о проведении проверки № № от 23.12.2021 (л.д.__) и иными материалами проверки, а также пояснениями представителя ГУЗ «ККИБ», не отрицавшего наличие на момент проверки имеющихся нарушений, указанных выше.
Отягчающих административную ответственность ГУЗ «ККИБ» обстоятельств судом не установлено.
Смягчающими обстоятельствами является принятие ГУЗ «ККПБ» мер для устранения нарушений, выявленных при проведении проверки Росздравнадзором.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При описанных обстоятельствах, при наличии в действиях ГУЗ «ККИБ» смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих суд приходит к выводу, что наиболее действенным наказанием в данном случае будет являться административный штраф.
Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания доводы законного представителя ГУЗ «ККИБ» в части необходимости снижения размера наложенного административного штрафа.
Так, в силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, т.е. минимальный размер штрафа превышает 100 000 руб. При этом суд находит обоснованными доводы представителя ГУЗ «ККИБ» о тяжелом материальном положении больницы, что во взаимосвязи с характером нарушения, дает основание для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд находит возможным уменьшить размер налагаемого на ГУЗ «ККИБ» административного штрафа до 75 000 руб. (150 000 руб. х 50%).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.19.20 ч.1, 29.9, 29.10, ст.4.1 ч.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье. В случае невыполнения указанных требований, лицо будет нести ответственность в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа:
ИНН 7536057690 КПП 753601001
УФК по Забайкальскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Забайкальскому краю) (04911789520)
Банк получателя Отделение ЧИТА БАНКА РОССИИ // УФК по Забайкальскому краю г.Чита
Казначейский счет, открытый в УФК по Забайкальскому краю 03100643000000019100
БИК 017601329
Единый казначейский счет, открытый в Отделение Чита Банка России
40102810945370000063
ОКТМО – 76701000
КБК 060 1 16 01191 01 0020 140 штрафы за административные правонарушения на основании протоколов об административных правонарушениях, зачисляемых в федеральный бюджет
УИН 06000000000004420345
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г.Читы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Петров