40RS0001-01-2023-012074-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Паршиной Р.Н.
при секретаре Никеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге
21 декабря 2023 года
гражданское дело №2-1-11706/2023 по иску Егорова А.В., Егорова Н.А., Егорова В.В., Егоровой З.Е. к УМВД России по <адрес> о признании незаконным решения, признании права на жилую площадь,
УСТАНОВИЛ:
16.10.2023 истцы Егоров А.В., Егоров Н.А., Егоров В.В., Егорова З.Е. обратились в суд с иском, в котором просили признать за ними право на улучшение жилищных условий, на получение жилой площади и признании незаконным решения ЖБК УМВД России по <адрес> о снятии их с очереди на улучшение нуждающихся в жилищных условиях. В обосновании иска истцы указывали, что Егоров А.В. является пенсионером МВД России и до 28.02.2023 вместе с составом семьи из 5 человек (истцы по настоящему делу и жена Егорова А.В. - Егорова (Ашихмина) О.Ф.) находился на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 24.01.2003. 28.02.2023 решением ЖБК УМВД России по Калужской области Егоров А.В. и члены его семьи сняты с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы полагают, что данное решение незаконным и необоснованным, поскольку они согласно нормам жилищного законодательства имеют право на улучшение жилищных условий.
Истцы в судебное заседание не явились, представитель истцов Егорова А.В. и Егорова Н.А. по доверенности Петрушин Б.М. иск поддержал.
Представитель ответчика УМВД России по Калужской области по доверенности Николаев К.А. просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (действовавшего до 1 марта 2011 года) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года).
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД РФ от 09.06.2022 года N 405.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма предоставляются лицам, состоящим в органах внутренних дел Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятым на учет до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, определяемым в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1).
Ведение учета, перерегистрация очередников, формирование списка и предоставление очередникам, указанным в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего Порядка, жилых помещений по договору социального найма в центральном аппарате осуществляется Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД России, в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России - жилищно-бытовыми комиссиями, положения, состав и принимаемые решения которых утверждаются соответственно правовыми актами МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России (п. 7).
Пунктом 15 данного Порядка установлено, что очередник снимается с учета по решению жилищно-бытовой комиссии по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
28.01.2023 жилищно-бытовой комиссией принято решение о внесении изменений в состав семье Егорова А.В., с учетом того, что брачные отношения между Егоровым А.В. и Егоровой О.Ф. прекращены, об исключении из состава семьи Егорову О.Ф.
Решением данной комиссией Егоров А.В. с составом семьи из 4 человек исключен из очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий на основании части 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что УМВД России по <адрес>, принимая решение о снятии Егорова А.В. с очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учитывали следующие площади жилых помещений: Жилой дом, расположенный по адресу д. <адрес> площадью 36.1 кв. м.; <данные изъяты> доля в праве жилого помещения, расположенного в <адрес>8.1 кв.м.); трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 49.3 кв.м.; У Егоровой О.Ф. - 1/2 доля в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную в <адрес> (23.65 кв.м.).
Как следует из представленной суду выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией проведено обследование только жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> общей площадью 49.3 кв.м., сведений об обследовании иных помещений, принадлежащих истцам не имеется.
Постановлением Администрации муниципального района «<адрес>» от 25.09.2023 № 1355 жилое помещение, расположенное по адресу: адресу д. <адрес> площадью 36.1 кв. м. признано не пригодным для проживания.
Таким образом, в настоящее время оснований для учета жилого помещения, расположенного по адресу: адресу д. <адрес> площадью 36.1 кв. м., для определения нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий не имеется.
С учетом нормы предоставления жилого помещения нуждаемость истцов составляет 72 кв.м. (18 * 4), при этом истцы владеют жилыми помещениями общей площадью 39.44 кв. м.(31.34 (доля истцов в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 49.3 кв.м.) + 8.1 кв.м.).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцами не утрачено право на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, правовых оснований у ответчика для принятия решения о снятии Егорова А.В. составе семьи из 4-х человек с очереди не имелось.
Доводы представителя ответчика о том, что решение администрацией муниципального района «<адрес>» о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адресу д. <адрес> площадью 36.1 кв. м., непригодным для проживания, принято после вынесения решения ЖБК, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку по состоянию на 28 февраля 2023 года данный объект недвижимости уже не отвечал требованиям жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, что подтверждается техническим заключением, подготовленным ООО «СНПО «Реставрация».
В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратному суду не предоставлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований и их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Егорова А.В., Егорова Н.А., ФИО1, Егоровой З.Е. удовлетворить.
Признать за Егоровым А.В., Егорова Н.А., Егоровым В.В., Егоровой З.Е. право на улучшение жилищных условий.
Обязать УМВД России по <адрес> восстановить в очереди на улучшение жилищных условий Егорова А.В. составом семьи из 4-х человек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Председательствующий: подпись Р.Н. Паршина
Решение изготовлено 15.01.2024
Копия верна