Дело №2-540-2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Топчиха 12 декабря 2014 г.
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Епишевой Т.И.,
при секретаре Скоробогатовой Я.И.,
с участием истца Кучинской Г.Г
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кучинской Г. Г. к Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому району о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГ Кучинская Г.Г. обратилась в суд с иском Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому району с иском о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, с отоплением, освещением как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности и возложении обязанности предоставить ей меры социальной поддержки, ссылаясь на то, что в периоды с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГ. она работала заведующей в детском саду, принадлежащем совхозу «Ульяновский», с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг. воспитателем в детском саду, принадлежащем совхозу «Парфеновский», с ДД.ММ.ГГг. до ДД.ММ.ГГг. в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Парфеновской средней общеобразовательной школе в должности воспитателя группы кратковременного пребывания детей и получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, с отоплением и освещением, как педагогический работник. В настоящее время она является пенсионером и имеет право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник, вышедший на пенсию, однако ответчиками в получении указанных мер социальной поддержки ей было отказано по причине, что стаж работы в детских садах, принадлежащих совхозам, не может учитываться, как педагогический стаж, а без учета данного стажа она не может претендовать на получение указанных мер. С данным отказом истица не согласна, считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник, вышедший на пенсию. По характеру выполняемых функций и специфике работы детские сады, принадлежащие совхозу «Ульяновский» и совхозу «Парфеновский» относятся к детским дошкольным образовательным учреждениям, что соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании», которым не определено различие в условиях и характере профессиональной деятельности образовательного учреждения.
В судебном заседании истица Кучинская Г.Г. от иска к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, от иска к Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому району в части признания незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности отказалась, и производство по делу в этой части судом было прекращено.
На остальных требованиях к Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому району Кучинская Г.Г. настаивала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнила их. Просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. Пояснив, что ее педагогический стаж в сельской местности составляет более 15 лет. ДД.ММ.ГГ она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Вплоть до выхода на пенсию она пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник сельской местности. С ДД.ММ.ГГ в нарушение Закона РФ «Об образовании» ей было отказано в предоставлении мер в связи с тем, что она не имеет 10 летнего стажа педагогической работы.
Представитель ответчика, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Управление социальной защиты населения по Топчихинскому району просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, который представил возражения на исковое заявление и просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Кучинская Г.Г. состояла на учете в Управлении и получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.
После увольнения в выплате компенсации было отказано в связи с тем, что по смыслу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" педагогам, вышедшим на пенсию, не предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Законодательством Российской Федерации к полномочиям Алтайского края не отнесено обеспечение указанной категории граждан какими-либо мерами социальной поддержки. Алтайский край вправе, а не обязан установить такие меры за счет собственных средств и при этом определить круг лиц, на которых они распространяются. Таким законодательным актом является Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N99, в котором указано, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности Алтайского края педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Согласно записям в трудовой книжке, у истца отсутствует десятилетний педагогический стаж в указанных образовательных учреждениях. Работа в детских садах, принадлежащих совхозам не может рассматриваться как работа в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Период работы с 27.11.1984г. по 31.08.1987г. нельзя учесть в необходимый педагогический стаж для назначения компенсации. Хозяйствующий субъект «совхоз» в СССР являлся государственным сельскохозяйственным предприятием. Детские сады являлись их структурными подразделениями.
Выслушав объяснения истца Кучинской Г.Г., изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступившими в силу с 01 сентября 2013 года.
В силу ч. 8 ст. 47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На основании Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п.7 ст.2 Закона).
Согласно п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.Пункт 18 Правил устанавливает, что в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств. Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 37 Правил). На основании пунктов 1, 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Как следует из материалов дела и установлено в суде Кучинская Г.Г. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. работала заведующей детским садом совхоза «Ульяновский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем детского сада совхоза «Парфеновский», затем переведена заведующей детским садом до ДД.ММ.ГГг., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Парфеновская средняя общеобразовательная школа в должности воспитателя группы кратковременного пребывания детей. ДД.ММ.ГГ ей назначена пенсия по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения. Как следует из ответа комитета по образованию администрации Топчихинского района Алтайского края истице предоставлялись меры социальной поддержки как педагогическому работнику по электроэнергии и отоплению в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. По данным Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району Алтайского края она пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. После увольнения истице в выплате компенсации было отказано в связи с тем, что по смыслу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 32-66-1 «Об образовании» и пункта 8 статьи 47 ФЗ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогам, вышедшим на пенсию не предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется вышедшим на пенсию педагогам при условии наличия не менее 10 лет стажа в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, при том, что педагогический стаж работы истицы в указанных образовательных учреждениях менее 10 лет. Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГ истица являлась получателем рассматриваемой меры социальной поддержки, предоставлявшейся ей комитетом по образованию на основании постановления Администрации Алтайского края от 07 декабря 2009 года №515 «Об утверждении Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». С 01 января 2012г. в связи со вступлением в силу постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99 указанное выше постановление признано утратившим силу, утверждены новые Правила предоставления педагогическим работникам сельской местности компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу, что истица, проживая в сельской местности, непосредственно перед выходом на пенсию занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, на момент увольнения и перехода на пенсию стаж работы в образовательном учреждении составил не менее 10 лет. Поскольку до момента выхода на пенсию в декабре 2013 года Кучинская Г.Г. получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников сельской местности, постольку и после выхода на пенсию имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как сельский педагог.Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки, в связи с выходом на пенсию, суд признает несостоятельными. Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Совмина СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», которым установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года №1003 указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей. Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ норма абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции подтверждается ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Приведенные положения действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по сути аналогичны положениям ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013 года №9-П изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.
В связи с тем, что истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, тот факт, что она определенный период занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющимся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение Кучинской Г.Г. мер социальной поддержки, не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина. Исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины истица просила отнести за ее счёт и с ответчика их не взыскивать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кучинской Г.Г. удовлетворить.
Признать за Кучинской Г. Г. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Возложить на Управление социальной защиты населения по Топчихинскому району обязанность предоставлять Кучинской Г. Г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2014г.
Судья