№ 2-733/2023 <данные скрыты>)
УИД 18RS0002-01-2022-005201-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2023 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Хиталенко А.Г.,
при секретаре Ситдиковой Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Созонова А.В. к ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о перерасчете задолженности, наложении обязанность возобновить газоснабжение, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Созонов А.В. обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о перерасчете задолженности, наложении обязанность возобновить газоснабжение, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указывается, что он является собственником объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>. Ответчик неправомерно произвел начисление за период с <дата> по <дата> в соответствии с нормативами потребления газа, неправильно начислил задолженность за газ, отсутствовали законные основания для отключения поставки газа. О приостановлении газоснабжения его не уведомляли, газового котла никогда не было. Просит признать незаконными действия ответчика по начислению задолженности за газ за период с <дата> по <дата> на объекте незавершенного строительства по адресу: <адрес> в соответствии с нормативами потребления газа. Обязать ответчика произвести перерасчет платы за указанный период в соответствии с показаниями прибора учета газа. Признать незаконным приостановку подачи газа, возложить на ответчика обязанность возобновить газоснабжение. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В судебном заседании <дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Газпром газораспределение Ижевск».
Дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, в которых указал, что самовольный демонтаж прибора учета отсутствует, поскольку <дата> счетчик заменен сотрудником Завьяловского ЭГС филиала АО «Газпром газораспределение Ижевск», опломбировка не проводилась, так как это относится к компетенции ответчика, который <дата> произвел установку пломбы. В связи с указанным объем потребленного газа не может определяться в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, то есть с <дата> по <дата>
Также письменные возражения на исковое заявление представлены ответчиком. В них указано, что основанием определения объема поставленного газа по нормативам потребления послужил самовольный демонтаж прибора учета и отопительного котла, проведенный в отсутствие представителей поставщика и организации, ответственной за техническое обслуживание газового оборудования. Указанное нарушение повлекло нарушение пломб поставщика. Кроме того, абонентом с февраля 2016 г. не передавались показания прибора учета, что является дополнительным основанием определения объема поставленного газа на основании нормативов потребления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что истцу Созонову А.В. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства <адрес>, что подтверждается свидетельством оправе на наследство по закону № от <дата>
Между РОАО «Удмуртгаз» и Созоновой Ф.Н. заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию № от <дата> на объект по адресу: <адрес>. В приложении к договору указано газовое оборудование: ПГ-4х и котел импортный. Имеется и информация об установленном приборе учета газа (счетчике) - NPM G4 №.
Между ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и Созоновой Ф.Н. заключен договор поставки газа № от <дата> на объект по адресу: <адрес>. В указанном договоре указаны виды потребления газа: приготовление пищи и отопление. Указано также газоиспользующее оборудование: газовая плита и газовый отопительный прибор.
Контролерами ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <дата> в актах указано о наличии одного газового котла, акты подписаны абонентом.
<дата> контролером ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» проведена проверка газового оборудования по адресу: <адрес>, установлено отсутствии газового котла в доме и наличие вновь установленного счетчика газа NPM G4, заводской №, без пломбы поставщика газа. Документы о снятии ранее установленного счетчика NPM G4, заводской № отсутствуют.
Ответчик указывает, что основанием определения поставленного газа по нормативам потребления является самовольный демонтаж прибора учета и отопительного котла, проведенный в отсутствие представителей поставщика и организации, ответственной за техническое обслуживание газового оборудования.
Истец, в свою очередь, ссылается на то, что замена счетчика была произведена силами ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» в связи с ремонтной заявкой Созонова А.В.
Согласно п. 29 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. (далее по тексту – Правила № 549), демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
Судом установлено, что <дата> состоялся выезд сотрудников Завьяловского ЭГС филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» в г. Ижевске по ремонтной заявке № от <дата> По прибытию выполнена замена газового счетчика NPM G4 на аналогичный счетчик NPM G4 с заводским №. В акте-наряде от <дата> не указан номер счетчика, который был заменен.
Согласно письму филиала АО «Газпром газораспределение Ижевск» в г. Ижевске от <дата>., сотрудник Завьяловского ЭГС не указал данные старого (демонтированного) счетчика в акте замены ввиду отсутствия счетного механизма. Счетный механизм поврежден при выполнении ремонтных работ помещения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства демонтажа прибора учета газа NPM G4 с заводским № в установленном законом порядке, в связи с чем обоснованно ответчиком начисления за газ с <дата> по <дата> произведены в соответствии с нормативами потребления газа. При этом также следует отметить, что демонтаж прибора учета произведен в отсутствие представителя поставщика газа – ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», то есть лица, которое должно снять показания прибора учета и проверить сохранность пломб, чем нарушен установленный порядок замены приборов учета.
В пункте 21 Правил N 549 перечислены обязанности абонента, к которым относится требование незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.
В пункте 24 Правил N 549 определено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 25 Правил N 549 предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку (пункт 27 Правил N 549).
В силу пункта 28 Правил N 549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Таким образом, точное определение объема потребленного газа и корректный расчет размера платы за газ могут быть обеспечены поставщиком газа лишь в случае наличия у последнего достоверной информации относительно используемого абонентом прибора учета газа.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом суд также отмечает, что в обоснование начисления истцу платы за газ по нормативу указан демонтаж газового котла. Однако действующим законодательством не предусмотрено начисление потребителю платы за коммунальную услугу по нормативу при демонтаже газового оборудования, ответственность предусмотрена за вмешательство в работу прибора учета. В деле не имеется доказательств, что сам по себе демонтаж газового котла повлек нарушение целостности прибора учета, тем более, что согласно материалам дела в жилище истца установлено несколько видов газового оборудования. Тем не менее указанные выводы суда не отменяют того факта, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства демонтажа прибора учета газа NPM G4 с заводским № 3984027 в установленном законом порядке, что и повлекло для истца последствия в виде начислений платы за газ по нормативу.
В силу п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Пунктом 120 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
В материалах дела имеется уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» от <дата> №, адресованное Созоновой Ф.Н., согласно которому уведомляют, что в случае неоплаты долга в двадцатидневный срок подача газа будет приостановлена <дата> Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № письмо не вручено, возвращено отправителю из-за смерти адресата.
Руководствуясь вышеизложенными положениями, ввиду имеющейся задолженности на лицевом счете № в размере, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» обоснованно направляло в адрес истца предупреждение (уведомление) об имеющейся задолженности, а также с извещение о возможном приостановлении подачи газа в случае ее неоплаты.
Следовательно, потребитель коммунальной услуги по адресу: <адрес> был надлежащим образом уведомлен об имеющейся задолженности, о предстоящем приостановлении подачи газа. Факт имеющейся задолженности на день введения ограничения истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Таким образом, основанием для введения ограничения режима потребления газа является наличие на лицевом счете истца задолженности в размере 70 347,23 руб. по состоянию на <дата> Осуществляя приостановление подачи газа, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» руководствовалось нормами действующего законодательства, оснований для признания незаконным приостановления подачи газа нет, оснований для возобновления газоснабжения также нет, поскольку задолженность до настоящего времени не погашена.
Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Из преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из материалов дела не установлено незаконных действий ответчика по начислению платы за газ по нормативу, а также суд считает, что ответчик правомерно приостановил подачу газа в жилое помещение истца. Соответственно, и оснований для компенсации морального вреда истцу не имеется.
Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают законные права истицы, следовательно, правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют, в связи с чем, следует отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░