Дело № 2-17/2020 (2-803/2019)
УИД: 66RS0036-01-2019-001186-15
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.
при секретаре судебного заседания Яшечкиной А.И.,
с участием истца Галактионова А.В.,
представителя истца Галактионовой Н.М.,
представителя ответчика Хачировой М.Н.,
представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Ерушина Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галактионова Алексея Владимировича к администрации Городского округа Верхняя Тура о признании действий неправомерными, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Галактионов А.В. обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с иском к администрации Городского округа Верхняя Тура.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец является собственником дома с приусадебным участком, расположенных по адресу: <адрес>.
Решением Думы Городского округа Верхняя Тура № 2 от 21.02.2019 «Об участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» определены места под контейнерные площадки.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 17 от 22.01.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области» адреса установки внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Городского округа Верхняя Тура, размещенного в сети Интернет на официальном сайте администрации Городского округа Верхняя Тура, следует, что площадка с мусорными контейнерами должна находиться на участке дороги между домами по <адрес>, координаты: широта №, долгота №, то есть на стороне, противоположной от приусадебного участка истца.
ДД.ММ.ГГГГ на автодороге, рядом с приусадебным участком истца, вплотную к границе участка, начались работы по установке площадки под мусорные контейнеры.
24.05.2019 истец обратился в администрацию Городского округа Верхняя Тура с просьбой при устройстве площадки под мусорные контейнеры отступить от границы приусадебного участка истца 1 метр. 20.06.2019 истцом был получен ответчик, согласно которому место под установку контейнерной площадки не нарушено (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10). После этого действия по установке контейнерной площадки не проводились.
ДД.ММ.ГГГГ между домами № и № по <адрес> вплотную к забору приусадебного участка истца была установлена площадка с мусорными контейнерами.
В результате действий администрации Городского округа Верхняя Тура были нарушены конституционные права истца на благоприятную окружающую среду. В результате того, что контейнерная площадка установлена близко к забору приусадебного участка истца, последний испытывает неудобство от запаха мусора, шума, создаваемого при складировании и вывозе мусора, от раздувания мусора ветром.
С учетом увеличения исковых требований истец просит признать действия ответчика по установке площадки с мусорными контейнерами в непосредственной близости к границе земельного участка под индивидуальную жилую застройку, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными; обязать ответчика принять меры по ликвидации указанной площадки с мусорными контейнерами и расположить ее не ближе 20 м от границы земельного участка с кадастровым номером №; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В дополнении к исковому заявлению истец указал, что согласно положениям СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м не только от жилых домов, но и от мест отдыха для многочисленного, частного, регулярного и единовременного посещения граждан. На расстоянии 6 м от площадки, где размещены мусорные контейнеры, находится место отдыха семьи истца и их друзей, однако из-за установки площадки им неприятно там находиться. Не согласен с доводами ответчика о том, что под местами отдыха в смысле, придаваемом этому понятию СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, следует понимать общественные места отдыха (том № 1 л. д. 29 – 30).
В заявлении об увеличении исковых требований истец указал, что в соответствии с п. 2.2 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» площадки для установления контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м не только от жилых домов, но и от границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку (том № 2 л. д. 23 – 25).
Определением суда от 14.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством (том № 1 л. д. 155 – 158).
Определением суда от 28.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (том № 1 л. д. 212 – 215).
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства о причинах неявки в судебное заседание суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых указано, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производств и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1039 «Об утверждении правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.01.2019 № 17 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области» постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от 25.02.2009 № 45 «Об утверждении генеральной схемы очистки территории Городского округа Верхняя Тура на 2007 – 2011 года» (с последующими изменениями) утверждена схема расположения контейнерных площадок на территории Городского округа Верхняя Тура. Информация об определении мест под контейнерные площадки для населения размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации Городского округа Верхняя Тура и опубликована в еженедельной газете «Голос Верхней Туры».
Постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от 13.11.2019 № 277 внесены изменения в Схему расположения контейнерных площадок на территории Городского округа Верхняя Тура, в соответствии с которыми определено место расположения контейнерной площадки – участок дороги между домами № по <адрес> и № по <адрес> г. Верхняя Тура.
Контейнерная площадка установлена с соблюдением требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания и жилых домах и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»: расстояние от жилого дома истца до контейнерной площадки составляет 54 м; площадка имеет твердое, водонепроницаемое, бетонное покрытие, ограждение из профильного листа с трех сторон; зеленые насаждения (кустарники) временно отсутствуют ввиду погодных условий; количество контейнеров на площадке – 4. Вывоз мусора осуществляется ежедневно. Место расположения контейнерной площадки между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> согласовано с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (заключение от ДД.ММ.ГГГГ).
На участке дороги, расположенной между домом № и домом № по <адрес>, под землей проходит силовой кабель мощностью 6 кВт, принадлежащий ВТРЭС. На участке дороги, расположенной между домом № по <адрес> и домом № по <адрес>, расположена линия ЛЭП. В связи с этим и было принято техническое решение о переносе места установления контейнерной площадки по участок дороги, расположенный между домом № по <адрес> и домом № по <адрес>.
При таких обстоятельствах ответчик полагает, что нарушений п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 не допущено.
Строительные нормы, предусмотренные СНиП 2.07.01-29 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружения», по мнению ответчика, должны соблюдаться собственниками при строительстве непосредственно на его земельном участке, в связи с чем доводы истца о нарушении ответчиком норм указанных Санитарных правил и нормативов являются несостоятельными.
С доводами истца о взыскании компенсации морального вреда ответчик не согласен, поскольку причинение морального вреда истцом ничем не подтверждено (том № 1 л. д. 42 – 44).
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области представило суду отзыв, в котором указало, что одним из вопросов местного значения, разрешаемых городским округом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является участием в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства с области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов определен в разделе II Правил № 1039. Министерством утверждены Методические рекомендации по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (том № 1 л. д. 226 – 228).
В судебном заседании 14.01.2020 истец заявленные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что, отдыхая и занимаясь земледелием на своем приусадебном участке, он и члены его семьи вынуждены дышать продуктами выделения от мусорных контейнеров, а также питаться овощами и ягодами, выращенными рядом с мусоркой. Контейнеры стоят на солнцепеке, они металлические, внутри них создается высокая температура, которая в разы увеличивает скорость разложения органического и неорганического мусора. В процессе разложения выделяются различные отравляющие вещества, которые проникают в почву, находящуюся рядом с контейнерной площадкой.
В п. 4.1.7 Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства», принятого постановлением Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 94, указано, что мусороотведение территории малоэтажной жилой застройки, как правило, следует производить путем вывозки мусора от площадок с контейнером, расположение которых от границ жилых домов до границ участков жилых домов, детских учреждений, озелененных площадок следует устанавливать не менее 50 м, но не более 100 м. В п. 5.11 СанПиН 30-02-97 «Планировка и застройки территории садоводческих объединений, зданий и сооружений» указано, что площадку мусорных контейнеров разрешается ставить на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от границ участков. Возможно, данный СанПиН и строительные нормы не относятся к городским поселениям, но ситуация схожая. Истец и его семья выращивают овощи, ягоды, фрукты. С установкой мусорных контейнеров у них появилось очень много живности (кошки, мыши, птицы). Они питаются из этих контейнеров, а потом лазают по столам и лавкам, установленным на участке истца, разнося различную инфекцию.
Указывает на отсутствие расстояния между контейнерной площадкой и забором, огораживающим территорию земельного участка истца, что приводит к тому, что работники, занимающиеся уборкой мусора, не могут должным образом произвести такие работы. Кроме этого, у истца нет возможности к обслуживанию и ремонту самого забора.
При сильном ветре создается сильный шум железа, на который будут жаловаться соседи. Также нет возможности скосить траву, которая способствует гниению забора вокруг земельного участка. Отсутствует и необходимый противопожарный разрыв.
Такой установкой спорной контейнерной площадки причинен моральный вред семье истца и физические страдания: супруга истца находилась на больничном в декабре 2019 года и в настоящее время повторно находится на листке нетрудоспособности.
Также указывает, что по вопросу размещения контейнерной площадки возле их дома истец обращался в санэпидстанцию. Там пояснили, что согласно существующим санитарным правилам расстояние для размещения площадок – 20 метров от жилого дома. Однако с 01.01.2020 вышел новый СанПиН 2.1.73550-19, где сказано, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, до границы индивидуальных участков под индивидуальную жилую застройку должны быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Согласно замерам, произведенным кадастровым инженером, от спорной контейнерной площадки до дома истца расстояние составляет 20,6 м, до места отдыха – 6 м.
Истец не мог пояснить, каким образом орган местного самоуправления при определении места размещения контейнерных площадок должен учитывать места отдыха всех лиц на территории муниципального образования.
Также истец указал, что неофициально обратился в МРСК, чтобы узнать о схеме расположения подземных кабелей по спорному району. Согласно полученному ответу кабель проходит между улицей <адрес> только частично, а дальше проходит по огороду. По <адрес> никаких силовых и подземных кабелей не проходит.
Настаивает на том, что мусорная площадка установлена администрацией самовольно, без составления предварительной документации, схемы расположения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец доводы, изложенные им ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, поддержал. Исковые требования и учетом заявления об увеличении исковых требований поддержал. Дополнительно суду пояснил, что естественный уклон местности в сторону участка истца, и все нечистоты из контейнеров будут попадать на грядки, где выращиваются овощи. Также на контейнерной площадке ДД.ММ.ГГГГ им были обнаружены лампы, содержащие ртуть. Какие еще предметы, запрещенные к промышленной утилизации, находятся в контейнерах, неизвестно. Если администрация не примет меры по ликвидации контейнерной площадки, то истцу придется продавать дом.
Контейнерную площадку истец просит перенести на <адрес>, расположенную от земельного участка истца на расстоянии 100 – 200 м. Там ранее была свалка. Установление контейнерной площадки на указанной улице не будет противоречить действующему СанПиНу.
Также суду пояснил, что сам установленной контейнерной площадкой не пользуется. Бумажный мусор сжигают. Пластик складируют в мешок, а затем вывозят в г. Нижний Тагил. Заявленные исковые требования с учетом увеличения просит удовлетворить.
Представитель истца Галактионова Н.М., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования заявление с учетом увеличения поддержала.
В судебном заседании 14.01.2020 суду пояснила, что на сайте Единой информационной системы в сфере закупок была размещена документация к электронному аукциону, в ч. 3 п. 5 которой было указано место выполнения работ – в соответствии с Приложением 1 к настоящему Техническому заданию, которое называется «Перечень мест выполнения работ». Там указано место выполнения работ – участок дороги между <адрес>. На скриншотах с сайта Единой информационной системы видно, что документация на сайте размещена ДД.ММ.ГГГГ. Там же указано на наличие Приложение № к Техническому заданию (эскиз контейнерной площадки). На эскизе контейнерной площадки для сбора ТКО отражено, что профлист должен быть прикреплен к каркасу с наружной стороны, однако при монтаже площадки профлист прикрепили со внутренней стороны. По верху площадки должен быть стальной уголок закреплен, но его нет.
После размещения электронной документации, был размещен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого подрядчик должен принять работы в соответствии с контрактом и Техническим заданием. Также имеется скриншот, согласно которому указанный контракт завершен. При этом никакого дополнительного соглашения к муниципальному контракту не существовало. Подрядчик выполнил работы в срок.
Представитель истца указывает, что после подачи искового заявления, были внесены изменения в Постановление Главы городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом координаты контейнерной площадки остались неизменными по отношению к участку по <адрес>. Постановления и реестры с координатами размещены на официальном сайте, однако в настоящее время <адрес> не существует. Имеется решение собственника об объединении земельного участка по адресу: <адрес> один участок. Наименование участка обозначено: <адрес>. При этом в информации указан дом по <адрес>.
В заключении Роспотребнадзора и в возражении ответчика указано расстояние от жилого дома по <адрес>, до контейнерной площадки составляет 30 метров. Вместе с тем, согласно замерам, произведенным кадастровым инженером, расстояние от жилого дома до площадки с мусорными контейнерами составляет 20,6 м, от зоны отдыха составляет 6,21 м, от теплицы – 3,46 м.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1572 от 15.12.2018 за размещение места накопления ТКО отвечают органы местного самоуправления. Место – это пространство, которое кем-то и чем-то занято, на котором что-то и кем-то производится. В статье 3 Федерального закона от 29.07 2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» указано, что хозяйственные постройки – это постройки, в том числе и временные, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд. Установленная мусорная площадка служит для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
В примечании п. 2.1.2 СанПиН 2.07.01-89 о градостроительстве, планировке и застройке городских и сельских поселений прописано, что хозяйственные постройки следует размещать от границ участков не менее 1 м. Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2. 2645-10 для установки контейнера должна быть сделана официальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями по периметру и имеющая беспрепятственный подъезд к ним.
В пункте 3.7.4 Правил и норм технической документации Жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.2003 № 170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонную или асфальтированную площадку, как правило, с ограждениями из железобетонных изделий или других материалов, с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Однако посадка кустарников по периметру контейнерной площадки не была произведена, несмотря на то, что погодные условия это позволяли сделать. По периметру высадить кустарники невозможно, потому что расстояние от границы приусадебного участка до забора 1 м. Необходимо отступать от контейнерной площадки, которая установлена, до забора приусадебного участка. У истца нет возможности доступа к обслуживанию и ремонту своего забора. Основная часть стены мусорной площадки прилегает к участку, и нет возможности убирать там мусор.
Решением Думы городского округа Верхняя Тура от 26.02.2013 № 9 были утверждены Правила благоустройства территории городского округа Верхняя Тура, где в пункте 19.2 четко прописано, что территорию площадки необходимо располагать в зоне затемнения, прилегающей к застройке навесами или посадками зеленых насаждений. Установленные контейнеры стоят на солнцепёке, и при нагревании будут происходить необратимые последствия.
Также представитель истца указал, что на расстоянии 6,21 м от площадки, где размещены мусорные контейнеры, находится место отдыха семьи истца и их друзей. В начале декабря 2019 года после пикника, проведенного на спорном земельном участке, Галактионова Н.М. обратилась в больницу. Со слов врача, инфекция могла попасть через грызунов. С установкой мусорных контейнеров на участке появилось много живности, в частности кошек и мышей. Они питаются из мусорных контейнеров, а потом ходят по столам и лавкам, установленным на зоне отдыха, тем самым разнося инфекцию. Один раз обнаружили и мышь. После празднования на природе Нового года Галактионова Н.М. повторно заболела таким же заболеванием, что и ранее.
Представитель истца Галактионова Н.М. просит признать неправомерными действия администрации Городского округа Верхняя Тура по установке площадки с мусорными контейнерами, расположенными вплотную к забору приусадебного участка <адрес>, города Верхняя Тура; обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура принять меры по ликвидации площадки с мусорными контейнерами в районе дома по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину 300 рублей в качестве компенсации судебных расходов, взыскать моральный вред в сумме 10 000 рублей в виду того, что пострадало ее физическое состояние, что подтверждено больничными листами.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Галактионова Н.М., поддержав ранее данные пояснения, дополнительно суду пояснила, что действие муниципального контракта прекратилось в момент выполнения сторонами своих обязательств, следовательно, все дополнения к нему после истечения срока его действия недействительны. Площадка с мусорными контейнерами связана с муниципальным контрактам и согласована с МРСК Урала, а значит, контейнерную площадку на участке дороги от <адрес> до <адрес>, указанная в техническом решении, никто не согласовывал. Предоставленные ответчиком постановление главы города Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление главы городского округа Верхняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ нечитаемы. Они не размещены на официальном сайте для общего ознакомления. При указанных обстоятельствах представитель истца полагает, что площадка с мусорными контейнерами, установленная по <адрес>, не имеет никакого отношения к муниципальному контракту, и законных оснований на ее установку нет. Просит удовлетворить исковые требования с учетом увеличения.
Представитель ответчика Курдюмова О.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (том № л. д. 119), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в соответствии с Федеральным Законом № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 239 «Об утверждении Правил обустройства мест и площадок твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.01.2019 № 17 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области» Постановлением Главы городского округа Верхняя Тура «Об утверждении генеральной схемы очистки территории Городского округа Верхняя Тура» с последующими изменениями утверждена схема расположения контейнерных площадок на территории Городского округа Верхняя Тура. Информация для населения об определении мест под контейнерные площадки была размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации Городского округа Верхняя Тура. Указанная информация неоднократно публиковалась также в местной газете «Голос Верхней Туры». Постановлением Главы Городского округа от 13.11.2019 № 277 были внесены изменения в указанное Постановление (в таблицу координат). Спорная контейнерная площадка установлена с соблюдением требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10».
Из заключения Роспотребнадзора следует, что расстояние от жилого дома истца до контейнерной площадки составляет 54 метра, площадка имеет твердое, водонепроницаемое бетонное покрытие, ограждение из профильного листа с трех сторон. Ввиду погодных условий (контейнерная площадка была установлена 05.10.2019) пока нет кустарных и зеленых насаждений. Количество контейнеров на данной площадке 4 штуки. Вывоз мусора производится ежедневно, несмотря на то, что согласно СанПиН вывоз мусора в зимний период должно производиться раз в три дня. Контейнерная площадка расположена между домом № по <адрес> и домом № по <адрес>, что согласовано с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
Действительно, изначально размещение контейнерной площадки планировалось на участке дороги между домом № по <адрес> и домом № по <адрес>, однако на этом участке под землей проходит силовой кабель, который также проходит и напротив дома, где проживает истец. Об этом стало известно, когда стали производить установку контейнерной площадки. Комитету по ЖКХ на это указали сотрудники Верхнетуринских электрических сетей (теперь это организация называется МРСК Урала). Техническое решение о переносе контейнерной площадки было согласовано Комитетом ЖКХ с МРСК-Урала.
Представитель ответчика полагает, что нарушений пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 не имеется. Не согласен с доводами истца о том, что при установке площадки были нарушены строительные нормы СанПин «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также Свода правил «Планировка и застройка территорий на садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения», поскольку указанные нормы должны быть соблюдены собственником при строительстве хозяйственной постройки, каковой контейнерная площадка не является, поскольку согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ контейнерная площадка представляет собой место накопления твердых коммунальных отходов.
Не согласен представитель ответчика с доводами истца о нарушении п. 5.11 СанПиН 30.02.97 «О планировке и застройке территорий садоводческих и дачных объединений», поскольку истец проживает в населенном пункте, а не в садоводческом объединении. Кроме того, согласно Генеральному плану дом истца расположен в территориальной жилой зоне приусадебного типа и основные виды разрешения – это использование под индивидуальное жилищное строительство.
Представитель ответчика Хачирова М.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (том № л. д. 205), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения исковых требования возражала. Доводы, изложенные представителем ответчика в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, поддержала. Суду пояснила, что перед установкой контейнерной площадки администрация городского округа прошла предусмотренную законом процедуру, в частности, получение заключения от Роспотребнадзора, согласно которому представленные в обоснование заявки материалы соответствуют требованию законодательства Российской Федерации. Только после получения положительного заключения Роспотребнадзора контейнерные площадки были установлены. Согласно представленным в материалы дела документам радиус от ближайшей точки контейнерной площадки до дома истца составляет более 20 метров. Перенести контейнерную площадку невозможно, рядом проходит подземный кабель. В связи с этим и установить площадку в том месте, в котором она планировалась к установке ранее, невозможно.
Также указывает, что истцом не представлены доказательства по причинению ему морального и материального вреда.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством, ликвидированного в соответствии с постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от 31.10.2019 № 268 (том № 1 л. д. 171, 183 – 184) с передачей функций муниципальному унитарному учреждению «Служба единого заказчика», /-/, действующий на основании доверенности № (том № л. д. 39), против удовлетворения исковых требования возражал. Суду пояснил, что в соответствии с положениями Санитарных правил и нормативов при установлении контейнерных площадок на расстоянии менее 20 метров от жилого дома, данный вопрос необходимо согласовать с населением. Если указанное расстояние больше 20 метров, то согласовывать данный вопрос с населением не требуется.
Относительно требования истца о переносе контейнерной площадки на расстояние 100-200 метров от его дома, представитель /-/ пояснил, что спорная контейнерная площадка установлена не только для истца, а для улиц <адрес> и <адрес>. Контейнерная площадка на <адрес>, куда истец предлагает ее перенести, уже есть, а именно по <адрес> и <адрес>. Истец ссылается на нормы и поправки к СанПиНу, которые вступили в силу в декабре 2019 года, однако на тот момент площадка была уже установлена, и требования СанПиН при ее установке не были нарушены. Предлагая администрации ликвидировать площадку и перенести ее, истец не учитывает экологию города и санитарную схему очистки, которая утверждена не только Главой городского округа, но и Главным санитарным врачом нашего округа.
Также суду пояснил, что ордер – разрешение выдается на земельные работы, которые проводятся обязательно в присутствии специалиста той или иной организации. Контейнерную площадку установили по другому адресу, что закрыть муниципальный контракт и не нарушить сроки по Федеральному закону № 44-ФЗ.
В районе, где проживает истец, проведено освещение, по <адрес> с пересечением участка, где расположена спорная контейнерная площадка, именно в настоящее время тянется газопровод. При установке контейнерной площадки необходимо было обойти высоковольтную линию, дорогу и при этом не перекрыть газ, соблюсти требования СанПиН и не сдвинуть площадку к домам № и №. Если бы площадка сдвинулась, то требования СанПиНа не были бы соблюдены. Кроме этого, необходимо было учесть пожелания населения. В полномочия муниципалитета входит право самостоятельно определять адреса мест по установке контейнерных площадок. Спорная контейнерная площадка установлена на территории муниципальной земли. На территории земельного участка истца не заходит.
Представитель /-/ также пояснил, что ранее на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе и на <адрес>, куда истец предлагает перенести контейнерную площадку, из местного бюджета ежегодно выделялось более одного миллиона рублей. После установления контейнерных площадок (а всего по городу установлена 51 контейнерная площадка) необходимость в расходовании средств местного бюджета на указанные мероприятия отпала.
Свидетель /-/ суду пояснил, что он работает в филиале ООО «МРСК Урала Свердловэнерго» в производственном отделении электрических сетей в должности начальника района. Когда рассматривался вопрос о расположении мусорных контейнеров, изначально было предложено место – между домами № и № по <адрес> и <адрес>, однако его отклонили в виду того, что контейнерная площадка находилась на кабельной линии 6 киловольт ТП 1011, 1005. По второй точке возможного расположения контейнерной площадки, она расположена в том же проулке, но дальше, претензий не было, так как она расположена напротив воздушной линии. В случае установки контейнерной площадки на первой точке любой ремонт кабельной линии с учетом того, что кабельная линия была построена в 60-х годах, был бы осложнен переносом данной площадки, что повлекло бы дополнительные затраты на ремонт. Не было бы никакой оперативности при проведении ремонта. Там лежит шестиметровая труба. Чтобы все убрать, необходимо было бы нанимать специальную технику, все работы необходимо было бы согласовывать с администрацией, что увеличивало бы время по восстановлению электроснабжения в данном района, а эта линия – единственный источник питания для данного района. Силовой кабель по <адрес> действительно проходит, поворачивает между домами № и №. Это было подтверждено в результате не только работ по установке контейнерной площадки, но и впоследствии.
Суд, учитывая доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в судебных заседаниях, его представителя, принимая во внимание позицию ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, заслушав свидетеля, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.
По смыслу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и иных положений указанного Кодекса предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Как предусмотрено Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 № 152, система мероприятий по содержанию территорий городских населенных пунктов должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта.
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы. Генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, прогноз может охватывать срок до 10 – 20 лет.
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Приведенные правовые нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положениями п. 2 ст. 13 названного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о том, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования.
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, содержат основные положения, которые обеспечивают санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача) (пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
Пункт 2.2.3 СанПиН 42-126-4690-88 допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что, как правильно указал суд, не противоречит действующему законодательству и СанПиН 2.1.2.2645-10, и не нарушает прав граждан. Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Из буквального содержания пунктов 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно – эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Решением собственника Галактионова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ были объединены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, соответственно, площадью 963 кв.м и 808 кв.м, соответственно, в результате чего был образован один земельный участок с условным номером №, площадью 1 772 кв.м, адрес: <адрес> (том № 1 л. д. 120).
Распоряжением Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Галактионова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером № площадью 1 772 кв.м, расположенному в г. <адрес>, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес> (том № л. д. 138).
Право собственности истца на указанный земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ (том № л. д. 13 – 14).
Как следует из материалов дела, постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Генеральная схема очистки территории Городского округа Верхняя Тура на 2007 и последующие годы.
Постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Комитете по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством (том № л. д. 174 – 182), к полномочиям которого относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 3.1.5 Положения).
Согласно Информации Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством об участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, являющейся Приложением к решению Думы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ №, к размещению изначально планировалась контейнерная площадка по адресу: участок дороги между <адрес> (том № л. д. 46 – 48).
Комитетом по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт с обществом с ограниченной ответственностью «ЛОГО» (далее – ООО «ЛОГО») (подрядчиком) на выполнение работы по обустройству контейнерных площадок (том № л. д. 190 – 199), в том числе на участке дороги между <адрес> (том № л. д. 100 – 101).
Соответствующая информация, в том числе эскиз контейнерной площадки для сбора ТБО, размещены на сайте администрации Городского округа Верхняя Тура, что подтверждается скриншотами (том № 1 л. д. 102 – 106).
Техническим решением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным председателем Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством и директором ООО «ЛОГО», в связи с попаданием контейнерной площадки в охранную зону кабеля 6 кВт ТП 1011 – 1005 контейнерная площадка с участка дороги от <адрес> до <адрес> перенесена на участок дороги от <адрес> до <адрес>, без изменения сметной документации (том № л. д. 207).
Постановлением главы Городского <адрес> Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление главы Городского <адрес> Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ №, таблица 4 «Схема расположения контейнерных площадок на территории Городского округа Верхняя Тура» изложена в новой редакции (том № л. д. 34, 62). Согласно указанным изменениям контейнерная площадка имеет адрес места расположения – участок дороги между <адрес> (том № л. д. 35).
В адрес истца ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ за исх. № на его обращение о законности установления контейнерной площадки на участке дороги между <адрес> (том № л. д. 66), к которому была приложена распечатка с сайта администрации Городского округа Верхняя Тура (том № л. д. 67 – 72).
В Схему расположения контейнерных площадок на территории Городского округа Верхняя Тура, утвержденную постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения (том № л. д. 232), в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Городского округа Верхняя Тура указана контейнерная площадка, расположенная на участке дороги между <адрес> (том № л. д. 244).
Согласно заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура № от ДД.ММ.ГГГГ размещение места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов, имеющей твердое, водонепроницаемое, бетонное покрытие, ограждение с трех сторон из профильного листа, расчетное количество контейнеров – 1, максимально установленное на площадке – 5, объемы накопления ТКО с одного жителя в месяц 0,190 куб.м, количество жителей, пользующихся площадкой, - 26, с ежедневным вывозом отходов с места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов, на участке дороги между домами № по <адрес> и № по <адрес> соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (том № л. д. 49).
Из Плана участка, представленного в материалы дела истцом, следует, что от ближайшей точки контейнерной площадки до ближайшей точки жилого дома, расположенного на земельном участке истца по адресу: <адрес>, расстояние 20,6 м, дата обмера – ДД.ММ.ГГГГ, обмер произведен кадастровым инженером /-/ (том № л. д. 121).
Согласно Ситуационному плану спорная контейнерная площадка действительно располагается на участке дороги между <адрес> (том № л. д. 40).
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что контейнерная площадка на участке дороги <адрес> – <адрес>, установлена с соблюдением требований санитарного законодательства, включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Городского округа Верхняя Тура.
Доводы истца о возможности расположения контейнерной площадки на противоположной от его земельного участка стороне судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 03.08.2018) предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 № 160 утвердило Правила установления охранных зон.
Указанные правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов; в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий; границы охранных зон определяются в соответствии с данными правилами (пункты 1, 2, 3 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 указанных Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ (110 000 вольт) - 20 метров (пункт «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил установления охранных зон).
Согласно подпункту «б» пункта 9 названых Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, может быть обжалован в суде (пункт 12 Правил установления охранных зон).
В материалы дела приложена распечатка с Публичной кадастровой карты, на которой отражены зоны с особыми условиями, расположенными, в том числе напротив земельного участка истца (том № л. д. 89, 206), а также наличие на участке дороги между <адрес> высоковольтного подземного кабеля (том № л. д. 41).
Высказывая мнение о возможности расположения контейнерной площадки на указанных участках дороги, истец в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации никаких доказательств в подтверждение своей позиции суду не представил. Также не представил никаких письменных доказательств наличия реальной возможности переноса спорной контейнерной площадки на <адрес> (с соблюдением норм СанПиН, а также прав и законных интересов других граждан, которые пользуются данной площадкой).
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на Примечание к п. 2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которому хозяйственные постройки следует размещать на границ участка на расстоянии не менее 1 м. указанный довод суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Понятие «Хозяйственные постройки» дается в ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К хозяйственным постройкам согласно данному Федеральному закону относятся сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Из анализа указанной нормы следует, что контейнерная площадка не является хозяйственной постройкой, в связи с чем к ее установке не могут применяться требования СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Также истец ссылается на положения п. п. 5.11, 6.7 СанПиН 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения».
Вместе с тем указанные нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, а также служат основой разработки территориальных строительных норм субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Решением Думы городского округа Верхняя Тура от 28.12.2009 № 142 утверждены Правила землепользования и застройки города Верхняя Тура, в соответствии с которыми на карте градостроительного зонирования территории Городского округа Верхняя Тура выделена территория Ж-1 – зона жилых домов усадебного типа
Согласно Схеме территориального зонирования городского округа Верхняя Тура земельный участок истца находится в зоне Ж-1 (том № 1 л. д. 208), а следовательно, на него не распространяются положения СанПиН 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения».
Что касается доводов истца о близком расположении контейнерной площадки к месту отдыха его семьи, что не было учтено ответчиком при определении места установки площадки, судом данный довод отклоняется, поскольку он основан на неверном толковании пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
В материалы дела предоставлена Выписка из реестра общественных мест отдыха Городского округа Верхняя Тура, в котором место отдыха, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует (том № л. д. 249).
Доказательства того, что орган местного самоуправления при принятии решений об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен принимать во внимание места отдыха всех жителей населенного пункта, в том числе и индивидуальные места отдыха, и используемые единоразово, истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду также не представлено.
Доказательства того, что в результате нарушения санитарных правил расположения спорной контейнерной площадки, допущенных ответчиком (при наличии таковых) здоровью члена семьи истца причинен вред здоровью, истцом суду не представлены. Ходатайства о проведении судебно-медицинской экспертизы для установления причинно-следственной связи между неблагоприятной санитарной обстановкой на земельном участке истца (при ее наличии) и ухудшением состояния здоровья супруги истца суду заявлены не были.
Что касается доводов истца о введении в действие новых санитарных правил, согласно которым площадки для установки контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м от границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, то СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20, действует с 01.01.2020, то есть на дату принятия органом местного самоуправления решения об установлении спорной контейнерной площадки на участке дороги между <адрес> указанные Санитарные правила и нормативы не действовали.
Действительно в пункте 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 указано, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
Вместе с тем в п. 2.3 указанного СанПиН содержится положение, согласно которому при невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Таким образом, положение, содержащееся в п. 2.2 СанПиН 12.1.7.3550-19 не является императивным.
Кроме того, в указанном СанПиНе не содержится обязательное к соблюдению требование о переносе установленных ранее с соблюдением действовавших на момент их установки санитарных правил и нормативов контейнерных площадок на расстояния, предусмотренные новым СанПиНом. Доказательства обратного истец суду не представил.
При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Истцом заявлено три требования неимущественного характера и одно требование имущественного характера (взыскание компенсации морального вреда).
В силу пункта 10 части 1 статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, цена иска определяется исходя из каждого требования в отдельности.
При подаче искового заявления и дальнейшего заявления об увеличении исковых требований истцом должна была быть уплачена государственная пошлина в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 1 200 рублей, в том числе за два неимущественных требования и одно требование, не подлежащее оценке. Истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей (том № 1 л. д. 9), следовательно, государственная пошлина в сумме 600 рублей (900 – 300) в соответствии со ст. 92, п. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с истца в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Галактионова Алексея Владимировича к администрации Городского округа Верхняя Тура о признании действий неправомерными, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Взыскать с Галактионова Алексея Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалоб через Кушвинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Судья Туркина Н.Ф.