Решение по делу № 2-1306/2017 от 13.02.2017

Дело №2-1306 (2017)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2017года г.Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Стольниковой А.Г.

при секретаре Савельевой А.М.

с участием

представителя истцов по доверенности Стефуришина А.Н.,

представителя ответчика Департамента строительства и

архитектуры Брянской области по доверенности Яковлева И.А.,

представителя ответчика

Правительства Брянской области по доверенности Чикина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ Комиссии по рассмотрению заявлений и документов от граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в выплате компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считая отказ в выплате компенсации незаконным, истцы просили суд признать за Василенко И.А., Василенко А. А., Василенко Д.А. право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиру, общей площадью 42,4 кв.м., расположенную <адрес>; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истцов в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество – квартиру, общей площадью 42,4 кв.м., расположенную <адрес> в размере <...> по <...> каждому.

Истцы Василенко И.А., Василенко А. А., Василенко Д.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. В материалах дела имеются заявления от истцов о рассмотрении гражданского дела без их участия.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности от 14.10.2016г. Стефуришин А.Н. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, уменьшив их размер, просил признать за Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиру, общей площадью 42,4 кв.м., расположенную <адрес>; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истцов в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество – квартиру, общей площадью 42,4 кв.м., расположенную <адрес> в размере <...> по <...>

Представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности от 30.12.2016г. Яковлев И.А., представитель ответчика Правительства Брянской области по доверенности от 30.12.2016г. Чикин Е.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истцов, представителя третьего лица Мирнинской сельской администрации Гордеевского муниципального района Брянской области, ходатайствующих о рассмотрении дела без их участия, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункта 4 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Как установлено в судебном заседании Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. являются собственниками квартиры, назначение: жилое, этаж №1, общая площадь 42,4 кв.м., кадастровый №..., расположенной <адрес>, по 1/3 доле в праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> серии 32-АГ №..., от <дата> серии 32-АГ №..., от <дата> серии 32-АГ №... и выпиской из ЕГРН от 28.02.2017г. на указанный объект недвижимости.

Право собственности истцов зарегистрировано на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> №....

Согласно выписке из похозяйственной книги Мирнинской сельской администрации Мирнинского сельского поселения Гордеевской муниципального района Брянской области №03 квартира <адрес> была выделена в 1993 году «Кожановским ТБП» семье Василенко И.А. Истец Василенко И.А. была зарегистрирована и проживала по <адрес> в период с <дата> по <дата>; истец Василенко А.А. был зарегистрирован и проживал по <адрес> в период с <дата> по <дата>; истец Василенко Д.А. была зарегистрирована и проживала по <адрес> в период с <дата> по <дата>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на период 01.01.1994 года, истец Василенко И.А. являлась владельцем квартиры <адрес>

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пгт Мирный Гордеевского р-на Брянской области отнесен к зоне отселение.

Согласно справке Мирнинской сельской администрации Мирнинского сельского поселения Гордеевской муниципального района Брянской области от 06.03.2017 года № 802, №803 в квартире <адрес>, никто не зарегистрирован, данное имущество в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе не сдавалось, на забалансовый счет Мирнинской сельской администрации не принималось. Отсутствие проживающих граждан в сдаваемой квартире подтверждается материалом проверки отделения полиции, реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Гордеевского муниципального района, от 22 марта 2017 года.

Согласно акту обследования квартиры от 06.03.2017г. квартира <адрес> в хорошем состоянии и пригодна для проживания.

В настоящее время Василенко И.А. добровольно выехала из зоны радиоактивного загрязнения, имеет удостоверение лица добровольно выехавшего из зоны отселения серии АЮ №... от <дата>, согласно которому она проживала в зоне радиоактивного загрязнения с <дата> по <дата> в <адрес>; Василенко А.А. добровольно выехал из зоны радиоактивного загрязнения, имеет удостоверение лица добровольно выехавшего из зоны отселения серии АЮ №... от <дата>., согласно которому он проживал в зоне радиоактивного загрязнения с <дата> по <дата> в <адрес>; Василенко Д.А. добровольно выехала из зоны радиоактивного загрязнения, имеет удостоверение лица добровольно выехавшего из зоны отселения серии АЮ №... от <дата>, согласно которому она проживала в зоне радиоактивного загрязнения с <дата> по <дата> в <адрес>.

Факт выезда Василенко И.В., Василенко А.А., Василенко Д.А. из загрязненной зоны также подтверждается справками ООО УК «Мегаполис Плюс» от 18.01.2017года №№ 35, 36, 37, отметками в паспортах истцов, и материалом проверки УМВД России по г. Брянску от 03.03.2017г.

Для реализации своего права на получение компенсации за утраченное имущество истцы обратились в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Согласно выписке из протокола № 134 от 23.11.2016г. заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», не предоставляются.

С данным выводом комиссии суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.Согласно части 1 статьи 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением (часть 2 указанной статьи).

Применение пункта 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17 сентября 2013 г. № 1287-О.

В данном конкретном случае приватизация жилого помещения, находящегося в пользовании семьи Василенко в период до 12.01.2010 года осуществлена в соответствии с требованиями Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и до внесения изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установившего иное правовое регулирование, о чем истцы не могли разумно предполагать, при этом обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны истца, судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что участие несовершеннолетних в приватизации жилого помещения является обязательным условием, предусмотренным законодателем, и возможность заключения договора приватизации без их участия исключается, в связи с чем, независимо от того, что Василенко А.А. и Василенко Д.А. родились в 1994г. и 1996 г. соответственно, они имеют право на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона.

Для решения вопроса о размере рыночной стоимости утраченного имущества, расположенного <адрес>, судом назначалась строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению ИП Л. «Бюро оценки «Регион» № 17Н-04001 от 31.03.2017года рыночная стоимость квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 42,4 кв.м., составляет <...> Согласно проведенным исследованиям физический износ квартиры составляет 20%, что не превышает 70%, т.е. квартира не является ветхой согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10. По данному параметру указанная квартира пригодна для проживания.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Л. показал, что выезжал на место, осматривал квартиру, подтвердил изложенные в заключении выводы.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

На основании Приказа Минстроя России от 22.12.2016 № 1003/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2017 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на I квартал 2017 года составляет 27 191 рублей.

Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь квартиры <адрес> составляет 42,4 кв.м., экспертным заключением ИП Л. «Бюро оценки «Регион» № 17Н-04001 от 31.03.2017 года определена рыночная стоимость квартиры в размере <...>

Стоимость 1 кв.м. квартиры, которую просят компенсировать истцы, составляет 25 849,05 руб., из расчета <...> : 42,4 кв.м.

Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 22.12.2016 № 1003/пр.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В силу части 1 статьи 39 ГПК РФ право изменения предмета или основания иска принадлежит истцу. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. имеют право на получение компенсации в размере <...> по <...> каждому.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.

В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области от 29.12.2014 № 689-п «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцами компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Василенко И.А., Василенко А.А., Василенко Д.А. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Василенко И.А., <дата>.р., Василенко А.А., <дата>.р., Василенко Д.А., <дата>.р., право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное <адрес>

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Василенко И.А., <дата>.р., Василенко А.А., <дата>.р., Василенко Д.А., <дата>.р., в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное <адрес>, исходя из суммы компенсации в размере <...> по <...> каждому.

Прекратить право общей долевой собственности Василенко И.А., <дата>.р., Василенко А.А., <дата>.р., Василенко Д.А., <дата>.р., на квартиру, расположенную <адрес>, после получения компенсационных выплат в указанном размере.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.05.2017года.

Председательствующий Стольникова А.Г.

2-1306/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Василенко А.А.
Василенко И.А.
Василенко Д.А.
Ответчики
Правительство Брянской области
Другие
Департамент строительства и архитектуры
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
13.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2017Передача материалов судье
14.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2017Судебное заседание
19.04.2017Производство по делу возобновлено
04.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее