Решение по делу № 33а-8459/2017 от 12.09.2017

Судья Корпачева Л.В

Дело №33а-8459/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Республика Крым г. Симферополь

10 октября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Кураповой З.И.,

судей – Кагитиной И.В., Мостовенко З.И.,

при секретаре – Прокошкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кургинян ФИО14 к Департаменту имущественных земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, заинтересованное лицо - администрация г. Ялты Республики Крым,

по апелляционной жалобе Кургинян ФИО15 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Кургинян ФИО17.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения административного истца Кургинян А.В., представителя административного истца Хомякова В.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

УСТАНОВИЛА:

Кургинян А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым (далее - Департамент) о признании незаконными действий в части отказа в завершении оформления прав на земельный участок площадью 0,06 га по адресу: <адрес> на основании ответа от 14 апреля 2017 года №01- 15/3412, возложении обязанности завершить оформление указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Кореизского поселкового совета от 26 сентября 2008 года № 1116 истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>. 4 апреля 2017 года истец обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав и приложила необходимые документы. Письменным ответом Департамента от 14 апреля 2017 года № 01-15/3412 документы истца возвращены без рассмотрения по существу, в связи с отсутствием оригинала кадастрового паспорта земельного участка, а также в связи с тем, что решение Кореизского поселкового совета от 26 сентября 2008 года №1116 не является действующим. Действия Департамента по возврату документов являются незаконными, нарушают права истца, поскольку она является многодетной матерью и испрашиваемый земельный участок был ей предоставлен решением поселкового совета для улучшения жилищных условий под строительство дома.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июля 2017 года по делу №2а-2220/2017 отказано в удовлетворении административного иска Кургинян ФИО18.

Не согласившись с указанным решением суда, Кургинян А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Жалоба мотивирована тем, что решением №1116 от 26 сентября 2008 года Кореизского поссовета 44 сессии 5-го созыва было дано разрешение на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность Кургинян А.В. для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 0,06 га. В последующем 09 сентября 2009 года решением №1578 Кореизского поссовета 54-я сессия 5-го созыва в вышеуказанное решение были внесены изменения в части указания адреса земельного участка. Указанному решению судом не дана оценка, а вместо этого как основанием для отказа в удовлетворении иска указано лишь на отсутствие кадастрового паспорта. Между тем, истец обратилась с соответствующим заявлением в организацию для получения межевого плана, в чем ей было отказано, что судом первой инстанции также не было принято во внимание. И наконец, судом первой инстанции не учтено то, что ФИО1 являлась многодетной матерью, семья нуждается в улучшении жилищных условий и поэтому ей был выделен данный земельный участок под строительство жилого дома, а ответчик своим отказом нарушает ее права.

В судебном заседании административный истец Кургинян А.В. и ее представитель Хомяков В.В. апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить, решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители Департамента и администрации г. Ялты в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление.

Представитель Департамента Харбута К.Д. подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Кургинян А.В.

Представитель заинтересованного лица – администрации г. Ялты в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании статей 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска Кургинян А.В., суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение п.6 Порядка №313 и п.6 Правил №37 истцом не предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, вследствие чего возврат заявления осуществлен Департаментом в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое судебное решение отвечает.

Как усматривается из материалов дела, решением Кореизского поселкового совета от 26 сентября 2008 года № 1116 Кургинян А.В. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>.

Решением Кореизского поселкового совета от 9 сентября 2009 года №1578 внесены изменения в вышеуказанное решение в части указания адреса испрашиваемого участка, правильный адрес указан: <адрес>.

4 апреля 2017 года Кургинян А.В. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду в порядке завершения оформления прав на земельный участок.

Письмом Департамента от 14 апреля 2017 года № 01-15/3412 Кургинян А.В. сообщено о возврате документов в связи с непредставлением оригинала кадастрового паспорта земельного участка и истечением до 21 марта 2014 года действия решения о разрешении истцу составления проекта землеустройства по отводу земельного участка.

18 марта 2014 года Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии со ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), в статье 1 которого установлено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии со ст.13 Закона № 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок), которым установлены правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (п.4 Порядка).

30 марта 2015 года решением Ялтинского городского совета Республики Крым N 37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила), устанавливающие процедуру предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих и принятых в соответствии с законодательством до 21 марта 2014 органами местного самоуправления - Ялтинским, Алупкинским городскими советами, Гаспринским, Гурзуфским, Кореизским, Ливадийским, Массандровским, Симеизским, Форосским поселковыми советами - решений о разрешении на разработку документации по землеустройству (п.3 Правил).

Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Порядка установлено, что возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 6,7 Правил установлено, что заявление о предоставлении земельного участка, в том числе, должно содержать просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются, в том числе, копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах.

Согласно п. 8 Правил подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

При таких обстоятельствах, органом местного самоуправления Республики Крым определена юридическая совокупность условий, необходимых для реализации гражданами своих конституционных прав на получение в собственность земельного участка, несоблюдение которых служит законным препятствием для рассмотрения соответствующего заявления.

Из фактических обстоятельств дела усматривается, что Кургинян А.В. 04 апреля 2017 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 0,06 га по адресу: <адрес>, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта; копию решения от 26 сентября 2008 года № 1116; копию решения от 9 сентября 2009 года № 1578; копию схемы расположения земельного участка; копию технического паспорта; копию акта принятия зеленых насаждений; копию ситуационного и генерального плана; копию технической документации по землеустройству.

Департаментом в своем письме от 14 апреля 2017 года № 01-15/3412 Кургиян А.В. сообщено о возврате документов в связи с непредставлением оригинала кадастрового паспорта земельного участка и истечением до 21 марта 2014 года действия решения о разрешении истцу составления проекта землеустройства по отводу земельного участка.

По правилам ст.226 КАС РФ на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями, возлагается обязанность по предоставлению доказательств, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении административного дела административным ответчиком надлежащим образом выполнены указанные предписания закона в области административного судопроизводства, на основании чего суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что возврат заявления истца о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав осуществлен Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с действующим законодательством, поскольку Кургинян А.В. в нарушение приведенных выше норм права не представлен кадастровый паспорт земельного участка.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом не дана надлежащая оценка решению Кореизского поселкового совета от 9 сентября 2009 года №1578, коллегия судей полагает несостоятельной, поскольку указанным решением лишь внесены изменения в решение Кореизского поселкового совета от 26 сентября 2008 года № 1116 в части указания адреса испрашиваемого земельного участка.

Относительно ссылки подателя жалобы на то, что Департаментом принято решение об отказе по основаниям, которые не предусмотрены ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявление истца возвращено без рассмотрения, что не препятствует ей повторно обратиться в компетентный орган с соблюдением установленного законом порядка, решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка не принималось.

Доводы апелляционной жалобы об отказе кадастрового инженера в подготовке документации для получения кадастрового паспорта, а также о семейном положении истца и ее нуждаемости в жилье не свидетельствуют о незаконности действий Департамента по возврату заявления истца о предоставлении земельного участка.

Иные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.

Таким образом, районным судом верно установлены обстоятельства административного дела, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства в их системной связи и совокупности и принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с п.1 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кургинян ФИО19 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий З.И. Курапова

Судьи И.В. Кагитина

Н.Р. Мостовенко

33а-8459/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кагитина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее