Решение по делу № 2-664/2024 от 27.05.2024

Дело №2-664/2024

УИД 11RS0006-01-2024-001025-51

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск Республики Коми 19 июня 2024 года

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Старцевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Орловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кимсанову Ш. А. о признании незаконными действий в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности прекратить противоправные действия, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан обратилось в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кимсанову Ш.А. о признании незаконными действий в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности прекратить противоправные действия, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

В обоснование иска указано, что в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, проведенного в соответствии со ст. 74,75 Федерального закона от дд.мм.гггг. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» дд.мм.гггг. с ... ч. ... мин. по ... мин., в отношении ИП Кимсанова Ш.А., выявлены факты повторных продаж (вывод из оборота) ИП Кимсановым Ш.А. обувных товаров (мужская обувь, детская обувь) с повторными кодами продажи по адресу: ..., а именно: повторные продажи у одного продавца более или равно 30 минут: дд.мм.гггг. ... по МСК детская обувь (код ) - 2 раза; дд.мм.гггг. ... по МСК детская обувь (код №)- 2 раза; дд.мм.гггг., ... по МСК мужская обувь (код ) - 2 раза.

В связи с нарушением обязательных требований Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах ИП Кимсанову Ш.А. дд.мм.гггг. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. 43 Правил № 860, п. 10 Правил № 515.

В соответствии с пунктами п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пунктов 2 Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 г. №515, пунктами 2,74 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860, повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Таким образом, ИП Кимсанов Ш.А. допускает нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан просит признать незаконными действия индивидуального предпринимателя в отношении неопределенного круга потребителей, обязать прекратить противоправные действия, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

В судебном заседании стороны не присутствовали, представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г№2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, проведенного в соответствии со ст. 74,75 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» дд.мм.гггг. с ... ч. ... мин. по .... ... мин. в отношении ИП Кимсанова Ш.А. по анализу информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети Интернет https://gov.crpt.ru/, выявлены факты повторных продаж (вывод из оборота) ИП Кимсановым Ш.А. обувных товаров (мужская обувь, детская обувь) с повторными кодами продажи по адресу: ..., а именно: повторные продажи у одного продавца более или равно 30 минут: дд.мм.гггг. ... по МСК детская обувь (код ) - 2 раза; дд.мм.гггг. ... по МСК детская обувь (код №)- 2 раза; дд.мм.гггг., ... по МСК мужская обувь (код ) - 2 раза.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в связи с выявленными нарушениями в адрес ИП Кимсанова Ш.А. вынесено предостережение от дд.мм.гггг. о недопустимости нарушения обязательных требований.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г№2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В пункте 2 той же статьи содержится перечень тех сведений, которые должна в обязательном порядке содержать информация о товаре, доводимая изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.

При этом, согласно положению ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека и снижение оборота контрафактной продукции.

В соответствии с п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.

И в силу п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с которыми определяется порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

В соответствии с п. 9 вышеуказанных Правил, участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии.

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил).

В силу п. 26 Правил участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Исходя из п. 2 Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, «вывод товара из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. №792-р, вступившим в законную силу с 01.01.2019 г., утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. К таким товарам, в том числе, отнесены обувные товары (п. 9 Перечня товаров).

В соответствии с п. 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860, «статус кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода» определяемое в информационной системе мониторинга и предусмотренное пунктом 3(2) настоящих Правил состояние кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 3 (2) Правил статус «выбыл» - обувные товары с соответствующим кодом маркировки выведены из оборота.

Согласно п. 74 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860, участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу обувных товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте обувных товаров, если операция осуществляется между участниками оборота обувных товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота обувных товаров с использованием контрольно-кассовой техники или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации, за исключением участников оборота обувных товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В случае возврата обувных товаров, ранее выведенных из оборота путем продажи по образцам или дистанционным способом, на склад хранения участника оборота обувных товаров участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом).

При возврате обувных товаров с неповрежденным средством идентификации обувных товаров обувные товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров, если обувные товары оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара).

При возврате обувных товаров с поврежденным средством идентификации обувных товаров либо без средства идентификации обувных товаров (возможность идентифицировать обувные товары отсутствует) участник оборота обувных товаров осуществляет перемаркировку в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, и передает в информационную систему мониторинга установленные Правилами сведения (п. 81(1) Правил).

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Исходя из вышеизложенного, поступление в ГИС МТ информации о продаже обувных товаров с кодом идентификации, не зарегистрированным в информационной системе мониторинга, подтверждает, что ИП Кимсанов Ш.А. реализует обувные товары повторно (вывод из оборота) с повторно сформированными кодами маркировки.

Таким образом, ИП Кимсанов Ш.А. допускает нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере, следовательно, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу абз. 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г№2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

С учетом вышеуказанного положения законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей содержание принятого решения суда через средства массовой информации в течении 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кимсанову Ш. А. о признании незаконными действий в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности прекратить противоправные действия, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации - удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Кимсанова Ш. А., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота обувных товаров с повторно сформированными кодами маркировки, - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать индивидуального предпринимателя Кимсанова Ш. А. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по выводу из оборота обувных товаров с повторно сформированными кодами маркировки.

Обязать индивидуального предпринимателя Кимсанова Ш. А. довести решение суда в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.А. Старцева.

Мотивированное решение составлено 26 июня 2024 года.

Председательствующий Е.А. Старцева

2-664/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
УФС Роспотребнадзора по Республике Башкортостан
Ответчики
Кимсанов Шавкат Абдижалилович
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Старцева Екатерина Андреевна
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее