Решение по делу № 33-2723/2023 от 10.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2023 года № 33-2723/2023 (2-8826/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                          Алексеенко О.В.,

судей                                       Абдрахмановой Э.Я.,

                                           Кочкиной И.В.,

при секретаре                                                                  Муглиевой В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2022 года

по гражданскому делу по иску прокурора города Стерлитамака Республики Башкортостан, действующего в интересах Кайгулова Р.Р., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о бесперебойном обеспечении медицинским изделием, возмещении расходов.

Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия

установила:

прокурор города Стерлатамака Республики Башкортостан, действующий в интересах Кайгулова Р.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида изделиями медицинского назначения - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы в соответствии с медицинскими рекомендациями до отмены применения медицинского изделия; взыскании в пользу законного представителя несовершеннолетнего Кайгулова Р.Р. – Кайгуловой Р.Х. денежных средств, затраченных на приобретение изделий медицинского назначения, в размере 26 940 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что Кайгулов Р.Р., 10 февраля 2017 года рождения, является ребенком-инвалидом и состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с диагнозом «сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый». Обращает внимание, что 28 января 2022 года врачом-эндокринологом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская клиническая больница Кайгулову Р.Р. рекомендовано использование непрерывного мониторинга гликемии, однако Министерством здравоохранения Республики Башкортостан меры к обеспечению Кайгулова Р.Р. датчиками непрерывного мониторинга глюкозы не предпринимались.

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2022 года исковые требования прокурора города Стерлитамака Республики Башкортостан, действующего в интересах Кайгулова Р.Р., удовлетворены.

В поданной апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что судом первой инстанции проигнорирована информация ответчика о том, что пациент обеспечен медицинскими изделиями (тест-полосками) для измерения уровня глюкозы в крови, что в свою очередь означает наличие у истца возможности на льготной основе проводить мониторинг глюкозы в крови для предотвращения гипогликемии, соответственно, необходимости в немедленности исполнения решения суда нет, так как отсутствует угроза жизни истца; в результате специальной военной операции на территории Украины, санкционного давления на производителей, существует риск длительного отсутствия поставок медицинских изделий на территорию Российской Федерации; действующим законодательством сенсоры НМГ не включены в перечень медицинских изделий, выдаваемых пациентам бесплатно; врачебной комиссией медицинской организации, в которой состоит истец на диспансерном учете, назначения по использованию системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови, в том числе, сенсоров к системе непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям не были сделаны; получение решения врачебной комиссии само по себе не свидетельствует о наличии основания для бесплатного получения истцом системы НМГ и сенсоров к ней; отсутствие заявки от медицинской организации означает отсутствие вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, соответственно, правовых оснований для взыскания денежной суммы с ответчика судом первой инстанции произведено необоснованно.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя апеллянта – Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гузаирову З.М., прокурора Валиуллину Г.Р., истца Кайгулову Р.Х., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кайгулов Р.Р. относится к категории «ребенок-инвалид», срок инвалидности установлен до 11 февраля 2035 года (лист дела 12).

Согласно выписному эпикризу из истории болезни №22/1118, в связи с нахождением Кайгулова Р.Р. в отделении эндокринологии РДКБ Республики Башкортостан с 24 января по 28 января 2022 года, последнему рекомендовано, в том числе использование непрерывного мониторинга гликемии, в связи лабильным течением заболевания, высокой вариабельности гликемии, частых гипогликемии (листы дела 10-11).

Протоколом заседания врачебной комиссии от 01 сентября 2022 года Кайгулову Р.Р. рекомендовано назначение непрерывного мониторинга гликемии в количестве 4-6 раз в сутки (лист дела 36).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказом в обеспечении медицинским изделием непрерывного мониторинга гликемии, права Кайгулова Р.Р. нарушены; Кайгулову Р.Р. необходимо применение непрерывного мониторинга глюкозы, при этом, обеспечение его расходными материалами, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Судом первой инстанции также отмечено, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по обеспечению Кайгулова Р.Р. лекарственным препаратом, законный представитель Кайгулова Р.Х. вынуждена была понести расходы на приобретение изделий медицинского назначения в размере 26 940 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранении Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310 (далее- Положение), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

В полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством здравоохранения, входит, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 10 пункта 4.2 Положения.).

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Протоколом заседания врачебной комиссии № 9 от 01 сентября 2022 года подтверждается обоснованность необходимости непрерывного мониторинга гликемии, количество использования НМГ должно составлять 4-6 раз в сутки.

Данным заключением также подтверждается наличие частой вариабильности гликемии у Кайгулова Радмира, соответственно, последнему показано использование непрерывного мониторинга гликемии (НМГ).

Учитывая, что государством гарантировано инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, в том числе, медицинскими изделиями необходимыми для нормальной жизнедеятельности, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Соответственно, необеспечение Кайгулова Радмира датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы, назначенными ему врачебной комиссией, нарушает его фундаментальное право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в решении врачебной комиссии истцу лишь рекомендовано использование НМГ, является необоснованной, поскольку заключением врачебной комиссии от 01 сентября 2022 года подтверждается обоснованность использования данного медицинского изделия. Само по себе не указание финансирования установки и поставки НМГ не может являться обстоятельством для отказа в предоставлении данного медицинского изделия истцу.

Постановлением правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы.

Разделом 13.1 вышеуказанной Программы предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов и медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и не предусмотренных перечнями, указанными в пункте 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о невключении в перечень медицинского изделия для проведения непрерывного мониторинга гликемии, основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.

Далее.

Поскольку права Кайгулова Р.Р.. в необеспечении соответствующими медицинскими изделиями являются нарушенными, судебная коллегия полагает справедливым применение статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Материалами дела подтверждается, что законным представителем несовершеннолетнего ребенка-инвалида Кайгулова Р.Р. – матерью Кайгуловой Р.Х. приобретены изделия медицинского назначения – датчики для непрерывного мониторинга гликемии 19 февраля 2022 года на сумму 4 490 рублей, 21 марта 2022 года – 4 490 рублей, 07 апреля 2022 года – 8 980 рублей, 19 мая 2022 года – 4 490 рублей, 14 июня 2022 года – 4 490 рублей (листы дела 14, 16-20).

Также судебная коллегия принимает во внимание, что, поскольку врачебной комиссией была установлена необходимость обеспечения Кайгулова Р.Р. за счет средств республиканского бюджета изделиями медицинского назначения – датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы, назначение непрерывного мониторинга гликемии врачебной комиссии признано обоснованным, у законного представителя имелись правовые основания для приобретения данного медицинского изделия до вынесения настоящего решения врачебной комиссии

Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 февраля 2023 года.

Председательствующий                            О. В. Алексеенко

Судьи                                        Э. Я. Абдрахманова

                                                                                                    И. В. Кочкина

Справка: федеральный судья Искандарова Т.Н.

33-2723/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Стерлитамака Республики Башкортостан
Информация скрыта
Прокуратура Кировского района г.Уфы
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Другие
ГБУЗ РБ Детская городская больница г. Стерлитамак
Министерство финансов РБ
Кайгулова Раушания Хасановна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Алексеенко Оксана Владимировна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
11.01.2023Передача дела судье
14.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Передано в экспедицию
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее