Дело №2-805/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2019 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи ЛОБАНОВА В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудрявцева Валерия Егоровича к ОАО «Черняховский авторемонтный завод» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку полагающихся при увольнении выплат и компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «ЧАРЗ» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку полагающихся при увольнении выплат и компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что работал в ОАО «ЧАРЗ» в должности фрезеровщика 5 разряда с 15 февраля 2016 года по 31 июля 2019 года, однако при увольнении у ответчика перед ним имелась задолженность по выплате заработной платы за июнь в размере 8972 рубля и за июль 2019 года в размере 31 520 рублей 15 копеек. С учетом изложенного, просил взыскать с ответчика заработную плату в размере 40 492 рубля 15 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат при увольнении в размере 1260 рублей 62 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Кудрявцев В.Е. исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика задолженность по выплате заработной платы с 01 июня по 31 июля 2019 года в размере 37 071 рубль 58 копеек.
Ответчик - ОАО «ЧАРЗ», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Выслушав истца, рассмотрев дело в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу ч.2 ст.22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 ст.140 ТК РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ч.1 ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 ТК РФ, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут быть применены и при разрешении спора работника, прекратившего трудовые отношения с работодателем, о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, допущенную в период трудовых отношений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец осуществлял трудовую деятельность на предприятии ответчика в должности фрезеровщика 5 разряда в период с 15 февраля 2016 года по 31 июля 2019 года, когда трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон.
На момент расторжения трудового договора предприятие имело задолженность перед истцом по выплате заработной платы за период с 01 июня по 31 июля 2019 года в размере <данные изъяты>, что подтверждается как расчетным листком, выданным истцу, так и расчетом начисленной, но не выплаченной заработной платы, предоставленной ответчиком и данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты полагающихся при увольнении сумм и руководствуясь положениями ст. 236 ТК РФ, суд находит их подлежащими удовлетворению в размере 1723 рубля 21 копейку, исходя из следующего расчета:
37071,58 рубль х 7,25 % (ключевая ставка ЦБ РФ) / 100 / 150 х 39 дней просрочки (за период с 01 августа по 08 сентября 2019 года) = 698,80 рублей +
37071,58 рубль х 7,00 % (ключевая ставка ЦБ РФ) / 100 / 150 х 49 дней просрочки (за период с 09 сентября по 27 октября 2019 года) = 847, 70 рублей + 37071,58 рубль х 6,50 % (ключевая ставка ЦБ РФ) / 100 / 150 х 11 дней просрочки (за период с 28 октября по 07 ноября 2019 года) = 176,71 рублей = 1723 рубля 21 копейка.
При таких обстоятельствах, суд при разрешении данного требования, руководствуется положением ч.1 ст.140 ТК РФ и ч.3 ст.196 ГПК РФ, полагая возможным выйти за пределы заявленных истцом требований, поскольку специальной нормой закона закреплена обязанность работодателя выплатить работнику все суммы, причитающиеся ему при увольнении.
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2, следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из конкретных обстоятельств нарушения трудовых прав истца (невыплата заработной платы за 2 месяца), формы вины работодателя, возраста истца, от которого зависит степень нравственных страданий, а также требований разумности, справедливости и соразмерности, находит необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Согласно ст.103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
На основании этого и с учетом удовлетворения требований Кудрявцева В.Е. имущественного характера, подлежащего оценке, в размере 38 794 рубля 79 копеек размер государственной пошлины в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.1 Налогового кодекса РФ составит 1364 рубля и удовлетворения требований неимущественного характера, связанных со взысканием компенсации морального вреда, размер государственной пошлины в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ составит 300 рублей, поэтому в общей сложности с ОАО «Черняховский авторемонтный завод» в доход бюджета муниципального образования «Черняховский городской округ» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1664 рубля.
Согласно абзаца 2 ст. 211 ГПК РФ решение суда в части выплаты работнику заработной платы подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ №, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.1, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 071 ░░░░░ 58 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1723 ░░░░░ 21 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 071 ░░░░░ 58 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1664 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.