Решение по делу № 12-350/2021 от 15.07.2021

Дело № 12-350/2021

                

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тверь      08 сентября 2021 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Замрий В.Н.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Степановой И.В.,

и.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора Кебедова Д.М.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ГеоТехПроект» Мордвинова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. ООО «ГеоТехПроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 000 (семи миллионов) рублей.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения на территории Тверской области мероприятий Национального проекта «Экология».    

В соответствии с паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги», государственной программой Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26.12.2016 № 414-пп в 2020 году запланирована разработка Проектно-сметной документации ликвидации (рекультивации) свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области. Работы по рекультивации должны быть выполнены до окончания 2021 года.

Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 16.01.2020 с ООО «ГеоТехПроект» заключен государственный контракт № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» (далее - контракт). Стоимость работ составляет 14000000 рублей за счет средств бюджета Тверской области.

В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок выполнения работ с момента заключения контракта по 31.07.2020 года.

Результатом выполнения работ является разработанная исполнителем в соответствии с техническим заданием проектная документация, получившая Положительное заключение государственной экологической экспертизы, Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное включение определения достоверности сметной стоимости.

Вместе с тем, ООО «ГеоТехПроект» нарушило условие Контракта о сроке выполнения работ, по состоянию на 16.03.2021 г. документы в Министерство Природных ресурсов и экологии Тверской области не представлены.

Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в соответствии с условием государственной программы Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26.12.2016 № 414-пп, соглашением о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги» (Тверская область) на территории Тверской области от 04.02.2019 № 051-2019-G6003-1, с дополнением от 09.12.2019 № 051-2019-G6003-1/1, паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги» в 2020 году было запланировано заключение государственного контракта на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области.

Неисполнение государственного контракта ООО «ГеоТехПроект» в установленный срок повлекло перенос сроков рекультивации свалки на 1 год с 2022 на 2023 год, необходимость заключения дополнительного соглашения от 22.12.2020 № 051-2021-002 о предоставлении субсидии, изменений в Государственной программе Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы, внесения изменений в закон Тверской области от 28.12.2020 № 84-ЗО об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», что причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившееся в продолжающемся негативном воздействии объекта накопленного экологического вреда - свалки твердых коммунальных отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области на окружающую среду, угрозе причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, а также в неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий национального проекта «Экология», и не влечет уголовной ответственности.

В предусмотренный срок Контракт не исполнен, по состоянию на 16.03.2021 г. работы не сданы.

Таким образом, ООО «ГеоТехПроект», допустило нарушение ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соблюдению сроков исполнения государственного контракта, совершив тем самым в 00.00 часов 01.08.2020 по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Горького, д. 97 (место сдачи работ заказчику), административное правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ГеоТехПроект» Мордвинов А.В. принес на него жалобу. В обоснование доводов жалобы, приводя положения ст. 2.1 КоАП РФ, указал, что мировой судья необоснованно пришел к выводу о том, что вина ООО «ГеоТехПроект» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ доказана. На дату рассмотрения дела мировым судьей обязательства по государственному контракту Обществом были исполнены, результат работ был передан заказчику 28.03.2021 г., что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ № 1 от 28.03.2021 г. Обществом получены положительное заключение государственной экспертизы по результатам проверки сметной стоимости объекта капитального строительства «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 18.12.2020 г. и положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 269/ГЭЭ от 15.03.2021 г. Из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области существенный вред Министерству и интересам государства Обществом не причинен, срок достижения показателей федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» запланирован на период с 2021 по 2023 годы. В частности, по объекту «Рекультивация свалки Твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» на 2023 год. Анализируя положения Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 г., Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 N 7-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Компания Ладога», приходит к выводу, что неисполнение Обществом контракта в установленный срок не причинили существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, полагает, что обратное в ходе рассмотрения дела доказано не было. Считает, что Общество не исполнило обязательства по контракту в установленный срок, т.к. на то имелись объективные причины, а именно ограничения, установленные в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией и действия (бездействие) Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. В связи с изложенным полагает, что имелись основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава.

Кроме того полагает, что мировым судьей неполно были исследованы материалы дела, в связи с чем мировой судья необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Так ООО «ГеоТехПроект» полностью признало вину в совершении административного правонарушения, добровольно уплатило Заказчику неустойку за несвоевременное выполнение работ в сумме 504 000 рублей, за нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привлекается впервые, действия Общества не повлекли последствий, существенно нарушающих охраняемые общественные правоотношения и угрозы охраняемым государством интересам не возникло.

Также считает, что имелись основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «ГеоТехПроект» является субъектом малого предпринимательства, административное правонарушение совершено им впервые, вмененное правонарушение выявлено в ходе осуществления контрольных мероприятий, проводимых Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, не повлекло соответствующих угроз, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правонарушение не поименовано в установленном ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ перечне правонарушений, при которых запрещается замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

На основании изложенного просит постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект» изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 000 рублей на предупреждение.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Степанова И.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Также просила учесть, что Общество находится в тяжелом материальном положении, согласно бухгалтерской отчетности прибыль от деятельности практически нулевая, наказание в виде административного штрафа в размере 7000000 рублей является существенным, необходимость выплаты штрафа повлечет приостановление счетов, Общество не сможет в срок выплачивать заработную плату работникам. В случае, если суд согласится с выводами мирового судьи о невозможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, просит применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить сумму штрафа до минимального размера, предусмотренного статьей, до трехсот тысяч рублей. Правонарушение Обществом совершено впервые, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей подтвердил, что действия Общества не причинили материального ущерба и финансовых потерь, к ним не применялись финансовые санкции контрольными органами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по использованию бюджетных средств. Общество признало свою вину и уплатило заказчику неустойку, предусмотренную государственным контрактом, в размере 504 000 рублей, что также является значительной суммой для Общества. Заказчик не признал ковидные мероприятия смягчающим обстоятельством. Однако они, действительно, являлись обстоятельством, которые повлияли на продление срока выполнения работ, поскольку они повлияли на проведение общественных слушаний, в результате чего срок исполнения обязательств по контракту затянулся. Полагала, что имелись объективные обстоятельства, которые повлияли на срок проведения работ и, соответственно, исполнения обязательств по государственному контракту. 01.04.2020 г. вся необходимая документация для проведения общественных слушаний Обществом была подготовлена, однако необходимо было дождаться завершения ковидных ограничений, чтобы передать документацию для проведения общественного обсуждения. После проведения общественных слушаний и вступления протокола в законную силу Общество истребовало ряд документов у Министерства для соблюдения комплектности документов в целях получения положительного заключения экспертизы, однако документы представлены не были, в связи с чем в адрес Министерства было направлено письмо о приостановке работ по контракту. Кроме того считает, что не доказано причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства в результате несвоевременного исполнения Обществом обязательств по государственному контракту.

И.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора Кебедов Д.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считая принятое мировым судьей постановление законным и обоснованным. Поддержал представленные возражения на жалобу, согласно которым природоохранной прокуратурой в ходе анализа реализации мероприятий федерального проекта «Оздоровление Волги» установлено, что государственный контракт от 16.01.2020 № 1, заключенный между ООО «ГеоТехПроект» и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в установленный срок не исполнен, по состоянию на 16.03.2021 г. результаты работ исполнителем не сданы. Согласно акту сдачи-приемки от 05.04.2021 г. № 1, результаты работ по государственному контракту прияты заказчиком лишь 05.04.2021 г. Нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту подтверждается также пояснениями исполнителя, указанным в жалобе, согласно которым результаты работ сданы заказчику лишь 28.03.2021 г. Полагает, что ООО «ГеоТехПроект» не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него действующим законодательством, им приняты все меры для надлежащего исполнения государственного контракта. Наличие каких-либо непредвиденных, затрудняющих исполнение обязательств по государственному контракту препятствий, чрезвычайных непреодолимых обстоятельств, не зависящих от ООО «ГеоТехПроект», в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Ссылка на наличие ограничений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции не может быть признана обоснованной, поскольку не указано, каким образом указанные обстоятельства повлекли невозможность исполнения условий государственного контракта.

Полагал, что причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства неисполнением обязательств по государственному контракту со стороны Общества доказано. В связи с отсутствием проектной сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда сроки рекультивации свалки, перенесены с 2022 на 2023 г., заключено дополнительное соглашение от 22.12.2020 № 051-2021- 002 о предоставлении субсидий, внесены изменения в государственную программу Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017-2022 гг.», в закон Тверской области от 28.12.2020 № 84-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 гг.». Существенная угроза охраняемым общественным, интересам в данном случае заключается не в причинении материального ущерба, а в нарушении сроков реализации мероприятий Национального проекта «Экология» по ликвидации объекта накопленного экологического вреда, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

Также считает, что оснований для признания совершенного ООО «ГеоТехПроект» правонарушения малозначительным не имеется. Кроме того считает, что применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в настоящем случае невозможно, поскольку наличие несанкционированной свалки отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде поступления в нее загрязняющих веществ, что негативно сказывается на санитарно- эпидемиологическом благополучии граждан, состоянии растительного и животного мира. Неисполнение противопожарных требований к объектам размещения отходов создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и риск причинения ущерба окружающей среде, жизни и здоровью граждан, объектам животного и растительного мира.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В силу статей 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что 16 января 2020 года между Министерстовм ресурсов и экологии Тверской области и ООО «ГеоТехПроект» заключен государственный контракт N 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области», в том числе: проведение комплекса инженерных изысканий на территории салки; разработка и согласование с Заказчиком концепции рекультивации свалки; разработка проектной документации и раздела «Оценка взаимодействия на окружающую среду»; государственная экспертиза проектной документации.

Согласно данному контракту подрядчик обязуется выполнить работы по 31 июля 2020 года (пункт 3.1 контракта). Цена контракта составила 14 000 000 рублей.

В установленный государственным контрактом срок работы не выполнены, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства.

Данные обстоятельства выявлены в ходе анализа исполнения на территории Тверской области мероприятий национального проекта «Экология», проведенного Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по государственному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 16 марта 2021 года заместителем Тверского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ООО «ГеоТехПроект» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «ГеоТехПроект» административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. ст. 7.32 КоАП РФ и его вина в нем подтверждены материалами дела:

- постановлением от 16.03.2021 г. заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ГеоТехПроект», в котором указано событие административного правонарушения (т. 1 л.д. 3-5);

- письмом ООО «ГеоТехПрект» исх. № ГТП-ПК от 15.03.2021 г. в адрес Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что в соответствии с государственным контрактом № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 16.01.2020 г. ООО «ГеоТехПроект» разработало и передало Заказчику (Министерство экологии и природных ресурсов Тверской области) полный комплект проектно-сметной документации и результаты инженерных изысканий (исх. № ГМТ-48 от 27.03.2020, № ГМТ-52 от 03.04.2020, ГМТ-61 от 17.04.2020). Заказчику передано положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Тверской области» о проверке сметной стоимости. При проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий в государственной экологической экспертизе, на документацию были получены замечания, потребовавшие незначительную доработку проекта. По состоянию на 15.03.2021 г. проект доработан, документы представлены на проверку в государственную экологическую экспертизу (т. 1 л.д. 10);

- государственным контрактом № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 16.01.2021 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Тверской области и ООО «ГеоТехПроект», срок выполнения которого установлен по 31.07.2020 г. (т. 1 л.д. 13-23);

- техническим заданием на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области», согласно п. 5 которого в состав работ входит: проведение комплекса инженерных изысканий на территории свалки; разработка и согласование с заказчиком в течение 10 рабочих дней концепции рекультивации свалки; разработка проектной документации и раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»; прохождение необходимых экспертиз проектной документации: положительное заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительное заключение экспертизы по проверке достоверности сметной стоимости (т. 1 л.д. 24-28),

- соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 22.12.2020 г. № 051-09-2021-002, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Правительством Тверской области с приложениями (т. 1 л.д. 29-36, 94-110);

- паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» (т. 1 л.д. 37-55);

- соглашением о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» на территории Тверской области от 04.02.2019 г. № 051-2019-G6003-1 с приложениями (т. 1 л.д. 56-62);

- дополнительным соглашением к Соглашению о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» на территории Тверской области от 09.12.2019 г. № 051-2019-G6003-1/1 с приложениями (т. 1 л.д. 63-69);

- запросом на изменение паспорта регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» (т. 1 л.д. 70-93);

- письмом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области исх. № 2415-09 от 17.03.2021 г., согласно которого в адрес ООО «ГеоТехПроект» со стороны Министерства было направлено требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и штрафов в связи с неисполнением обязательств по контрактам (т. 1 л.д. 140-141) и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Совершенное Обществом, верно квалифицировано по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, выводы мирового судьи являются мотивированными.

Срок давности и порядок привлечения ООО «ГеоТехПроект» к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания, влекущих его отмену, по делу не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае у ООО «ГеоТехПроект» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но всех зависящих мер предпринято не было, в связи с чем оно обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32КоАП РФ.

Доводы жалобы и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о том, что на невозможность выполнения работ в установленный контрактом срок повлияли введенные ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также непредставление заказчиком необходимых документов являются несостоятельными.

Государственный контракт был заключен 16 января 2020 г., исполнен должен был быть по 31 июля 2020 г., однако акт сдачи приемки выполненных работ подписан 28 марта 2021 г. (т. 2 л.д. 9-10), таким образом, Общество просрочило исполнение государственного контракта на срок в 240 дней. Вместе с тем ограничительные меры на территории Российской Федерации действовали в период с 30 марта 2020 г. по 08 мая 2020 г. Письмом от 30.07.2020 г. ООО «ГеоТехПроект» просило Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области учесть в сроках выполнения работ по контракту вынужденную приостановку работ, вызванную сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации из-за угрозы распространения вирусной инфекции на 27 рабочих дней (т. 2 л.д. 84).

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснила в судебном заседании, что проектная документация по оценке воздействия на окружающую среду по объекту: «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» была готова 01 апреля 2020 г., однако провести общественные слушания по материалам было невозможно из-за ограничительных мер, как только ограничительные меры были сняты, Общество инициировало проведение общественного обсуждения.

Учитывая продолжительность введенных ограничительных мер, приняв во внимание сроки, установленные для прохождения необходимых экспертиз проектной документации, сроки для проведения общественных слушаний, сообщенные защитником сведения о дате готовности проектной документации, прихожу к выводу, что вынужденная приостановка работ по контракту на срок 27 дней не могла вызвать его просрочку на 240 дней.

Кроме того в силу п. 6.2 государственного контракта если одна из сторон не в состоянии выполнить полностью или частично свои обязательства по контракту вследствие наступления события или обстоятельства непреодолимой силы, то эта сторона обязана в срок до 3 (трех) календарных дней уведомить другие стороны о наступлении такого события или обстоятельства с указанием обязательств по контракту, выполнение которых невозможно или будет приостановлено.

Письмо ООО «ГеоТехПроект» от 30.07.2020 г. таким уведомлением признать нельзя, поскольку оно направлено с нарушением установленного трехдневного срока, за день до истечения срока выполнения обязательств по контракту и не уведомляет о приостановлении работ на будущее, а сообщает о случившемся факте приостановки работ.

При этом до истечения срока исполнения государственного контракта ООО «ГеоТехПроект» не воспользовалось правом, предусмотренным ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускающей по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Доказательств того, что Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области ООО «ГеоТехПроект» не были представлены необходимые документы Обществом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.

Вопреки доводам жалобы неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках государственной программы Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017-2022 годы» (постановление Правительства Тверской области от 26.12.2016 г. № 414-пп), необходимостью заключения дополнительного соглашения о предоставлении субсидии, переносом сроков исполнения государственной программы.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Доводы жалобы о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью подлежат отклонению как необоснованные.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из содержания пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное, как малозначительное, не представлено. Допущенное правонарушение существенным образом посягает на порядок исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ для нужд заказчика.

Оснований для применения в отношении юридического лица положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением также не усматривается, поскольку действия (бездействие) юридического лица, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом причинили существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, мировой судья, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначил Обществу справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ с применением положений ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.

Доводы защитника о возможности снижения размера наказания в виде административного штрафа до 300 тысяч рублей основаны на ошибочном толковании норм ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ и ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ГеоТехПроект» Мордвинова А.В. – без удовлетворения.

Судья                                        В.Н. Замрий

Дело № 12-350/2021

                

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тверь      08 сентября 2021 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Замрий В.Н.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Степановой И.В.,

и.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора Кебедова Д.М.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ГеоТехПроект» Мордвинова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. ООО «ГеоТехПроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 000 (семи миллионов) рублей.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения на территории Тверской области мероприятий Национального проекта «Экология».    

В соответствии с паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги», государственной программой Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26.12.2016 № 414-пп в 2020 году запланирована разработка Проектно-сметной документации ликвидации (рекультивации) свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области. Работы по рекультивации должны быть выполнены до окончания 2021 года.

Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 16.01.2020 с ООО «ГеоТехПроект» заключен государственный контракт № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» (далее - контракт). Стоимость работ составляет 14000000 рублей за счет средств бюджета Тверской области.

В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок выполнения работ с момента заключения контракта по 31.07.2020 года.

Результатом выполнения работ является разработанная исполнителем в соответствии с техническим заданием проектная документация, получившая Положительное заключение государственной экологической экспертизы, Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное включение определения достоверности сметной стоимости.

Вместе с тем, ООО «ГеоТехПроект» нарушило условие Контракта о сроке выполнения работ, по состоянию на 16.03.2021 г. документы в Министерство Природных ресурсов и экологии Тверской области не представлены.

Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в соответствии с условием государственной программы Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 26.12.2016 № 414-пп, соглашением о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги» (Тверская область) на территории Тверской области от 04.02.2019 № 051-2019-G6003-1, с дополнением от 09.12.2019 № 051-2019-G6003-1/1, паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги» в 2020 году было запланировано заключение государственного контракта на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области.

Неисполнение государственного контракта ООО «ГеоТехПроект» в установленный срок повлекло перенос сроков рекультивации свалки на 1 год с 2022 на 2023 год, необходимость заключения дополнительного соглашения от 22.12.2020 № 051-2021-002 о предоставлении субсидии, изменений в Государственной программе Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы, внесения изменений в закон Тверской области от 28.12.2020 № 84-ЗО об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», что причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившееся в продолжающемся негативном воздействии объекта накопленного экологического вреда - свалки твердых коммунальных отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области на окружающую среду, угрозе причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, а также в неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий национального проекта «Экология», и не влечет уголовной ответственности.

В предусмотренный срок Контракт не исполнен, по состоянию на 16.03.2021 г. работы не сданы.

Таким образом, ООО «ГеоТехПроект», допустило нарушение ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соблюдению сроков исполнения государственного контракта, совершив тем самым в 00.00 часов 01.08.2020 по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Горького, д. 97 (место сдачи работ заказчику), административное правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ГеоТехПроект» Мордвинов А.В. принес на него жалобу. В обоснование доводов жалобы, приводя положения ст. 2.1 КоАП РФ, указал, что мировой судья необоснованно пришел к выводу о том, что вина ООО «ГеоТехПроект» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ доказана. На дату рассмотрения дела мировым судьей обязательства по государственному контракту Обществом были исполнены, результат работ был передан заказчику 28.03.2021 г., что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ № 1 от 28.03.2021 г. Обществом получены положительное заключение государственной экспертизы по результатам проверки сметной стоимости объекта капитального строительства «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 18.12.2020 г. и положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 269/ГЭЭ от 15.03.2021 г. Из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области существенный вред Министерству и интересам государства Обществом не причинен, срок достижения показателей федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» запланирован на период с 2021 по 2023 годы. В частности, по объекту «Рекультивация свалки Твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» на 2023 год. Анализируя положения Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 г., Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 N 7-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Компания Ладога», приходит к выводу, что неисполнение Обществом контракта в установленный срок не причинили существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, полагает, что обратное в ходе рассмотрения дела доказано не было. Считает, что Общество не исполнило обязательства по контракту в установленный срок, т.к. на то имелись объективные причины, а именно ограничения, установленные в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией и действия (бездействие) Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. В связи с изложенным полагает, что имелись основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава.

Кроме того полагает, что мировым судьей неполно были исследованы материалы дела, в связи с чем мировой судья необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Так ООО «ГеоТехПроект» полностью признало вину в совершении административного правонарушения, добровольно уплатило Заказчику неустойку за несвоевременное выполнение работ в сумме 504 000 рублей, за нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привлекается впервые, действия Общества не повлекли последствий, существенно нарушающих охраняемые общественные правоотношения и угрозы охраняемым государством интересам не возникло.

Также считает, что имелись основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «ГеоТехПроект» является субъектом малого предпринимательства, административное правонарушение совершено им впервые, вмененное правонарушение выявлено в ходе осуществления контрольных мероприятий, проводимых Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, не повлекло соответствующих угроз, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правонарушение не поименовано в установленном ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ перечне правонарушений, при которых запрещается замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

На основании изложенного просит постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект» изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 000 рублей на предупреждение.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Степанова И.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Также просила учесть, что Общество находится в тяжелом материальном положении, согласно бухгалтерской отчетности прибыль от деятельности практически нулевая, наказание в виде административного штрафа в размере 7000000 рублей является существенным, необходимость выплаты штрафа повлечет приостановление счетов, Общество не сможет в срок выплачивать заработную плату работникам. В случае, если суд согласится с выводами мирового судьи о невозможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, просит применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить сумму штрафа до минимального размера, предусмотренного статьей, до трехсот тысяч рублей. Правонарушение Обществом совершено впервые, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей подтвердил, что действия Общества не причинили материального ущерба и финансовых потерь, к ним не применялись финансовые санкции контрольными органами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по использованию бюджетных средств. Общество признало свою вину и уплатило заказчику неустойку, предусмотренную государственным контрактом, в размере 504 000 рублей, что также является значительной суммой для Общества. Заказчик не признал ковидные мероприятия смягчающим обстоятельством. Однако они, действительно, являлись обстоятельством, которые повлияли на продление срока выполнения работ, поскольку они повлияли на проведение общественных слушаний, в результате чего срок исполнения обязательств по контракту затянулся. Полагала, что имелись объективные обстоятельства, которые повлияли на срок проведения работ и, соответственно, исполнения обязательств по государственному контракту. 01.04.2020 г. вся необходимая документация для проведения общественных слушаний Обществом была подготовлена, однако необходимо было дождаться завершения ковидных ограничений, чтобы передать документацию для проведения общественного обсуждения. После проведения общественных слушаний и вступления протокола в законную силу Общество истребовало ряд документов у Министерства для соблюдения комплектности документов в целях получения положительного заключения экспертизы, однако документы представлены не были, в связи с чем в адрес Министерства было направлено письмо о приостановке работ по контракту. Кроме того считает, что не доказано причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства в результате несвоевременного исполнения Обществом обязательств по государственному контракту.

И.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора Кебедов Д.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считая принятое мировым судьей постановление законным и обоснованным. Поддержал представленные возражения на жалобу, согласно которым природоохранной прокуратурой в ходе анализа реализации мероприятий федерального проекта «Оздоровление Волги» установлено, что государственный контракт от 16.01.2020 № 1, заключенный между ООО «ГеоТехПроект» и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в установленный срок не исполнен, по состоянию на 16.03.2021 г. результаты работ исполнителем не сданы. Согласно акту сдачи-приемки от 05.04.2021 г. № 1, результаты работ по государственному контракту прияты заказчиком лишь 05.04.2021 г. Нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту подтверждается также пояснениями исполнителя, указанным в жалобе, согласно которым результаты работ сданы заказчику лишь 28.03.2021 г. Полагает, что ООО «ГеоТехПроект» не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него действующим законодательством, им приняты все меры для надлежащего исполнения государственного контракта. Наличие каких-либо непредвиденных, затрудняющих исполнение обязательств по государственному контракту препятствий, чрезвычайных непреодолимых обстоятельств, не зависящих от ООО «ГеоТехПроект», в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Ссылка на наличие ограничений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции не может быть признана обоснованной, поскольку не указано, каким образом указанные обстоятельства повлекли невозможность исполнения условий государственного контракта.

Полагал, что причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства неисполнением обязательств по государственному контракту со стороны Общества доказано. В связи с отсутствием проектной сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда сроки рекультивации свалки, перенесены с 2022 на 2023 г., заключено дополнительное соглашение от 22.12.2020 № 051-2021- 002 о предоставлении субсидий, внесены изменения в государственную программу Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017-2022 гг.», в закон Тверской области от 28.12.2020 № 84-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 гг.». Существенная угроза охраняемым общественным, интересам в данном случае заключается не в причинении материального ущерба, а в нарушении сроков реализации мероприятий Национального проекта «Экология» по ликвидации объекта накопленного экологического вреда, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

Также считает, что оснований для признания совершенного ООО «ГеоТехПроект» правонарушения малозначительным не имеется. Кроме того считает, что применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в настоящем случае невозможно, поскольку наличие несанкционированной свалки отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде поступления в нее загрязняющих веществ, что негативно сказывается на санитарно- эпидемиологическом благополучии граждан, состоянии растительного и животного мира. Неисполнение противопожарных требований к объектам размещения отходов создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и риск причинения ущерба окружающей среде, жизни и здоровью граждан, объектам животного и растительного мира.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В силу статей 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что 16 января 2020 года между Министерстовм ресурсов и экологии Тверской области и ООО «ГеоТехПроект» заключен государственный контракт N 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области», в том числе: проведение комплекса инженерных изысканий на территории салки; разработка и согласование с Заказчиком концепции рекультивации свалки; разработка проектной документации и раздела «Оценка взаимодействия на окружающую среду»; государственная экспертиза проектной документации.

Согласно данному контракту подрядчик обязуется выполнить работы по 31 июля 2020 года (пункт 3.1 контракта). Цена контракта составила 14 000 000 рублей.

В установленный государственным контрактом срок работы не выполнены, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства.

Данные обстоятельства выявлены в ходе анализа исполнения на территории Тверской области мероприятий национального проекта «Экология», проведенного Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по государственному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 16 марта 2021 года заместителем Тверского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ООО «ГеоТехПроект» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «ГеоТехПроект» административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. ст. 7.32 КоАП РФ и его вина в нем подтверждены материалами дела:

- постановлением от 16.03.2021 г. заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ГеоТехПроект», в котором указано событие административного правонарушения (т. 1 л.д. 3-5);

- письмом ООО «ГеоТехПрект» исх. № ГТП-ПК от 15.03.2021 г. в адрес Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что в соответствии с государственным контрактом № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 16.01.2020 г. ООО «ГеоТехПроект» разработало и передало Заказчику (Министерство экологии и природных ресурсов Тверской области) полный комплект проектно-сметной документации и результаты инженерных изысканий (исх. № ГМТ-48 от 27.03.2020, № ГМТ-52 от 03.04.2020, ГМТ-61 от 17.04.2020). Заказчику передано положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Тверской области» о проверке сметной стоимости. При проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий в государственной экологической экспертизе, на документацию были получены замечания, потребовавшие незначительную доработку проекта. По состоянию на 15.03.2021 г. проект доработан, документы представлены на проверку в государственную экологическую экспертизу (т. 1 л.д. 10);

- государственным контрактом № 1 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» от 16.01.2021 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Тверской области и ООО «ГеоТехПроект», срок выполнения которого установлен по 31.07.2020 г. (т. 1 л.д. 13-23);

- техническим заданием на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области», согласно п. 5 которого в состав работ входит: проведение комплекса инженерных изысканий на территории свалки; разработка и согласование с заказчиком в течение 10 рабочих дней концепции рекультивации свалки; разработка проектной документации и раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»; прохождение необходимых экспертиз проектной документации: положительное заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительное заключение экспертизы по проверке достоверности сметной стоимости (т. 1 л.д. 24-28),

- соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 22.12.2020 г. № 051-09-2021-002, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Правительством Тверской области с приложениями (т. 1 л.д. 29-36, 94-110);

- паспортом регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» (т. 1 л.д. 37-55);

- соглашением о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» на территории Тверской области от 04.02.2019 г. № 051-2019-G6003-1 с приложениями (т. 1 л.д. 56-62);

- дополнительным соглашением к Соглашению о реализации регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» на территории Тверской области от 09.12.2019 г. № 051-2019-G6003-1/1 с приложениями (т. 1 л.д. 63-69);

- запросом на изменение паспорта регионального проекта «Оздоровление Волги (Тверская область)» (т. 1 л.д. 70-93);

- письмом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области исх. № 2415-09 от 17.03.2021 г., согласно которого в адрес ООО «ГеоТехПроект» со стороны Министерства было направлено требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и штрафов в связи с неисполнением обязательств по контрактам (т. 1 л.д. 140-141) и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Совершенное Обществом, верно квалифицировано по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, выводы мирового судьи являются мотивированными.

Срок давности и порядок привлечения ООО «ГеоТехПроект» к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания, влекущих его отмену, по делу не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае у ООО «ГеоТехПроект» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но всех зависящих мер предпринято не было, в связи с чем оно обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32КоАП РФ.

Доводы жалобы и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о том, что на невозможность выполнения работ в установленный контрактом срок повлияли введенные ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также непредставление заказчиком необходимых документов являются несостоятельными.

Государственный контракт был заключен 16 января 2020 г., исполнен должен был быть по 31 июля 2020 г., однако акт сдачи приемки выполненных работ подписан 28 марта 2021 г. (т. 2 л.д. 9-10), таким образом, Общество просрочило исполнение государственного контракта на срок в 240 дней. Вместе с тем ограничительные меры на территории Российской Федерации действовали в период с 30 марта 2020 г. по 08 мая 2020 г. Письмом от 30.07.2020 г. ООО «ГеоТехПроект» просило Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области учесть в сроках выполнения работ по контракту вынужденную приостановку работ, вызванную сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации из-за угрозы распространения вирусной инфекции на 27 рабочих дней (т. 2 л.д. 84).

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснила в судебном заседании, что проектная документация по оценке воздействия на окружающую среду по объекту: «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов на 13 км Бежецкого шоссе Калининского района Тверской области» была готова 01 апреля 2020 г., однако провести общественные слушания по материалам было невозможно из-за ограничительных мер, как только ограничительные меры были сняты, Общество инициировало проведение общественного обсуждения.

Учитывая продолжительность введенных ограничительных мер, приняв во внимание сроки, установленные для прохождения необходимых экспертиз проектной документации, сроки для проведения общественных слушаний, сообщенные защитником сведения о дате готовности проектной документации, прихожу к выводу, что вынужденная приостановка работ по контракту на срок 27 дней не могла вызвать его просрочку на 240 дней.

Кроме того в силу п. 6.2 государственного контракта если одна из сторон не в состоянии выполнить полностью или частично свои обязательства по контракту вследствие наступления события или обстоятельства непреодолимой силы, то эта сторона обязана в срок до 3 (трех) календарных дней уведомить другие стороны о наступлении такого события или обстоятельства с указанием обязательств по контракту, выполнение которых невозможно или будет приостановлено.

Письмо ООО «ГеоТехПроект» от 30.07.2020 г. таким уведомлением признать нельзя, поскольку оно направлено с нарушением установленного трехдневного срока, за день до истечения срока выполнения обязательств по контракту и не уведомляет о приостановлении работ на будущее, а сообщает о случившемся факте приостановки работ.

При этом до истечения срока исполнения государственного контракта ООО «ГеоТехПроект» не воспользовалось правом, предусмотренным ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускающей по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Доказательств того, что Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области ООО «ГеоТехПроект» не были представлены необходимые документы Обществом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.

Вопреки доводам жалобы неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках государственной программы Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2017-2022 годы» (постановление Правительства Тверской области от 26.12.2016 г. № 414-пп), необходимостью заключения дополнительного соглашения о предоставлении субсидии, переносом сроков исполнения государственной программы.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Доводы жалобы о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью подлежат отклонению как необоснованные.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из содержания пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное, как малозначительное, не представлено. Допущенное правонарушение существенным образом посягает на порядок исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ для нужд заказчика.

Оснований для применения в отношении юридического лица положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением также не усматривается, поскольку действия (бездействие) юридического лица, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом причинили существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, мировой судья, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначил Обществу справедливое наказание, предусмотренное санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ с применением положений ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, вывод о снижении административного штрафа мотивирован.

Доводы защитника о возможности снижения размера наказания в виде административного штрафа до 300 тысяч рублей основаны на ошибочном толковании норм ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ и ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 65 Тверской области Владимировой Л.Н. от 14.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГеоТехПроект» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ГеоТехПроект» Мордвинова А.В. – без удовлетворения.

Судья                                        В.Н. Замрий

1версия для печати

12-350/2021

Категория:
Административные
Истцы
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Геотехпроект"
Другие
Генеральный директор Мордвинов А.В.
Суд
Заволжский районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
zavolzhsky.twr.sudrf.ru
15.07.2021Материалы переданы в производство судье
16.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее