№ 2а-3654/2019
64RS0047-01-2019-003836-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2019 года город Саратов
Октябрьский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре судебного заседания Видякиной К.О.,
с участием представителя административного истца Цопина А.А.,
представителя административного ответчика Зайцевой Т.М.,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Линючевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании незаконным предписания от <дата>
установил:
администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее – Управление) о признании незаконным предписания от <дата>
Требования административного истца мотивированы тем, что в его адрес поступило предписание Управления от <дата> № о выполнении работ по дератизации на территории Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» к лесопарку «Кумысная поляна», которым предусмотрено выполнение администрацией района ряда работ, направленных на истребительную поселковую дератизацию против мышевидных грызунов на территории района.
Административный истец полагает указанное предписание незаконным и подлежащим отмене. Так, в соответствии с п. 3.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 54 установлено, что организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обязаны проводить работы по дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта, а также проводить работы по дератизационной обработке жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающих к ним территорий.
Однако, исходя из Положения об администрации Октябрьского района
г. Саратова, она не наделена полномочиями по проведению мероприятий по дератизации, по проведению информационно-разъяснительной работы по вопросам профилактики ГЛПС, в том числе путём распространения листовок населению. Бюджетной сметой района также не предусмотрено финансирование мероприятий по проведению дератизации.
Со стороны административного ответчика также нарушен порядок проведенной проверки, а именно о проведении такой проверки администрация заблаговременно не предупреждалась, а сама проверка не проводилась.
Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать незаконным и отменить предписание Управления от 05 августа 2019 года № 505.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно он отметил, что распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 мая 2019 года № 155-р администрации района из резервного фонда выделено 100 000 руб. на проведение мероприятий по предупреждению распространения геморрагической лихорадки с почечным синдромом на территории г. Саратова. Данные денежные средства были администрацией района реализованы, а именно 27 мая 2019 года был заключен договор № 11 по оказанию услуг на проведение указанных мероприятий. Иных полномочий на проведение мероприятий по предупреждению распространения геморрагической лихорадки с почечным синдромом на территории г. Саратова администрации района не передавалось и их финансирование не осуществлялось.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала и поддержала ранее представленный письменный отзыв на административное исковое заявление и дополнение к ним. Согласно позиции административного истца, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управление при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими, в том числе о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний. При этом, в силу п. 10 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476, государственный надзор включает в себя, в том числе, выдачу предписаний о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Так, на территории Саратовской области и в г. Саратове в весенне-летний период 2019 года сложилась неблагоприятная обстановка по заболеваемости населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (далее – ГЛПС). В результате проведенного Управлением мониторинга заболеваемости ГЛПС установлено, что за период с 01 мая 2019 года по 27 августа 2019 года в области зарегистрировано 1 803 случая заболевания с подозрением на ГЛПС, в том числе 1 595 случаев среди жителей г. Саратова. Практически половина заболевших в
г. Саратове в качестве предполагаемого места заражения указывают нахождение в природном парке «Кумысная поляна».
В связи с продолжавшейся угрозой распространения инфекционного заболевания ГЛПС Территориальным отделом Управления в г. Саратове 05 августа 2019 года выдано предписание № 505 о выполнении работ по дератизации на территории Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», прилегающей к лесопарку «Кумысная поляна».
Согласно п. 7.3.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2614-10. Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля
2010 года № 38, мероприятия по профилактике ГЛПС организуют органы исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образований, в том числе по организации и проведению дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон.
В соответствии с санитарными правилами СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 58, также предусматривают, что организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое предписание в адрес административного истца выдано на законных основаниях.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании поддержала доводы представителя административного истца и полагала, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо Правительство Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещалось о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщило, письменных возражений относительно заявленных требований в адрес суда не направило.
Суд с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 05 августа 2019 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове в адрес администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» выдано предписание № в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Данное предписание вынесено на основании ст. 29, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Административному истцу предписано:
1. Организовать и провести истребительную дератизацию против мышевидных грызунов на территории Октябрьского района от <адрес> и далее вплоть до лесного массива. Срок исполнения: до <дата>.
2. Провести контроль эффективности дератизационных обработок в
200-метровой зоне с привлечением специализированных организаций, при получении неудовлетворительных результатах обработку повторить. Срок исполнения: до
<дата>.
3. Перед проведение дератизационных мероприятий на территории Октябрьского района проинформировать население о сроках проведения и мерах предосторожности. Срок: перед проведением дератизации.
4. Продолжить проведение санитарной очистки территории населенных пунктов, мест массового отдыха и пребывания населения, ликвидацию несанкционированных свалок. Срок исполнения: до <дата>.
5. Усилить проведение информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики ГЛПС и необходимости проведения борьбы с грызунами посредством использования отравленных приманок. Срок исполнения: до <дата> и далее в течение летне-осеннего сезона.
6. Распространить листовки с информацией о профилактике ГЛПС и необходимости ограничения посещения лесной зоны <адрес> с целью сбора грибов, цветов, лечебных трав, проведения спортивных занятий, отменить проведение массовых мероприятий. Срок исполнения: до <дата> и далее в течение летне-осеннего сезона.
7. О проделанной работе проинформировать в письменном виде территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в
г. Саратове. Срок исполнения: до <дата> (л.д. 10-11).
Полагая указанное предписание незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
При этом, согласно ч. 1 ст. 29 и п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (ч. 2 ст. 50 Закона).
Как установлено, оспариваемое предписание в адрес административного истца было выдано в связи с неустойчивой эпидемиологической ситуацией по ГЛПС на территории г. Саратова. Данное предписание предполагает проведение работ дератизации в очагах инфекционных заболеваний, информирование население о проведении таких работ, осуществление контроля об эффективности проведения работ, а также информирование населения о сложившейся ситуации.
Согласно п.п. 1, 5.1, 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - государственный надзор) определен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476. При этом, государственный надзор включает в себя:
а) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор;
д) выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Таким образом, суд приходит к выводу, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове в целях выполнения функций по государственному надзору вправе выдавать соответствующие предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по дератизации в очагах инфекционных заболеваний.
Выдавая оспариваемое предписание, должностное лицо исходило из имеющейся информации, предоставленной на основании эпизоотологического исследования, проведенного ФКУЗ РОСНИПЧИ «Микроб» Роспотребнадзора от
<дата> и от <дата>, а также проведенным мониторингом заболеваемости ГЛПС. Так, согласно данной информации и мониторинга, на территории г. Саратова, в том числе в границах Октябрьского района, сложилась неустойчивая ситуация с заболеваемостью ГЛПС среди населения.
Таким образом, предписание выдано по результатам расследования причин возникновения инфекционного заболевания: сложившегося природного очага по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории муниципального образования «Город Саратов».
Также установлено, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, в целях исполнения требований СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Так, согласно СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом» устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС). Контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ГЛПС проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 6.4 данных СП).
В соответствии с положениями п.п. 7.1, 7.2, 7.3 СП 3.1.7.2416-10 основой профилактических мероприятий в борьбе с ГЛПС на очаговых территориях разного типа остается неспецифическая профилактика:
- неспецифические профилактические мероприятия осуществляют посредством комплекса методов и средств дератизации и дезинфекции;
- неспецифические профилактические мероприятия проводят не на всей территории очага, а в соответствии с эпидемическим и эпизоотическим его значением.
Дератизационные мероприятия - комплекс профилактических и истребительных мер, осуществление которых позволяет снизить численность грызунов на территории природных и антропургических очагов ГЛПС методами и средствами дератизации.
Дератизационные истребительные мероприятия при ГЛПС проводят в соответствии с действующими методическими указаниями, с использованием физических и химических средств борьбы с грызунами. Применяемые средства должны иметь свидетельство о государственной регистрации и инструкцию (методические указания) по применению в соответствии с действующими нормативными документами.
Мероприятия по профилактике ГЛПС организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:
- благоустройство территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее 50 метров);
- приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях в лесопарковое состояние;
- ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садово-огородным кооперативам, оздоровительным учреждениям;
- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;
- профилактические дератизационные мероприятия против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;
- проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведение в них дератизационных мероприятий;
- проведение дератизации на объектах сельского хозяйства на территориях, эндемичных по ГЛПС, в планово-систематическом режиме;
- проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах;- организацию работы по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Таким образом, указанные СП предусматривает в качестве профилактических мероприятий по борьбе с ГЛПС проведение дератизационных мероприятий, а также дератизационных истребительных мероприятий. Их проведение отнесено, в том числе и к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Гигиеническое воспитание населения является также одним из методов профилактики ГЛПС. Гигиеническое воспитание населения включает в себя: представление населению подробной информации о ГЛПС, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведением индивидуальной беседы с пациентом и т.д. (п.п. 8.1, 8.2 СП 3.1.7.2416-10).
Положения п.п. 1.1, 1.3, 2.1, 3.1, и 3.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - юридические и физические лица).
Органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают контроль за организацией и проведением дератизационных мероприятий.
Дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.
Организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают:
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение:
- дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта;
- дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории;
Таким образом, проведение дератизационных мероприятий лесопарковых зон, на территории природных очагов, а также благоустройство территории населенного пункта, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Оспаривая выданное в адрес административного истца предписание, он ссылается на то, что установленные в нём требования по проведению ряда работ не входят в компетенцию администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» как структурного подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов», который и является органом исполнительной власти местного самоуправления.
Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Уставом муниципального образования "Город Саратов", принятым решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, предусмотрено, что "Город Саратов" является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от
06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к таким вопросам относится вопрос по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
При этом, согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по охране жизни и здоровья граждан отнесены к компетенции органов местного самоуправления, в том числе и к ведению администрации муниципального образования «Город Саратов» как исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования, являющегося городским округом.
При этом, в силу положений п. 1 ст. 22, ст. 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, администрация муниципального образования "Город Саратов", является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим лицом, осуществляющим мероприятия по борьбе с заболеваемостью ГЛПС является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, которым является администрация муниципального образования «Город Саратов». В его компетенцию входят решение вопросов по осуществлению благоустройство территории муниципального образования парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее
50 метров); по ликвидации самопроизвольных свалок, проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенного пункта, а также организация работ по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Согласно Положения об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
При этом, в силу п.п. 2.1, 2.1.9 указанного Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, является, в том числе организация благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов".
Полномочия администрации района, делегированные ей представительным органом местного самоуправления, определены в разделе 3 указанного ранее Положения, в том числе в сфере организации благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (п. 3.1.8 Положения):
- обеспечивает содержание зеленых зон, зеленых насаждений и занимаемых ими территорий, находящихся в границах района;
- обеспечивает проведение мероприятий по озеленению района;
- обеспечивает на территории района установку указателей с обозначением наименований улиц, переулков, проездов и домовых номерных знаков;
- выдает разрешения на производство земляных работ на тротуарах, внутриквартальных проездах, газонах и других объектах благоустройства, находящихся на территории района, осуществляет контроль за сроками и качеством восстановительных работ, а также принимает выполненные восстановительные работы;
- осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов".
Предусмотрены также полномочия в сфере участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района:
- участвует в определении территорий района, занимаемых объектами повышенного риска (потенциально опасных объектов);
- осуществляет сбор и обмен информацией с управлением защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования "Город Саратов" в области гражданской обороны и защиты населения и территорий района от чрезвычайных ситуаций (п. 3.1.10 Положения).
Исходя из делегированных указанным Положением полномочий, решение вопросов в сфере санитарно-эпидемиологических требований, связанных с борьбой по заболеваемости ГЛПС, к компетенции администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» не отнесено.
Как не предусмотрено указанных полномочий и Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 45-326.
Вместе с тем, п. 3.3 Положения об администрации района предусмотрено, что администрация района в соответствии с решениями городской Думы и постановлениями администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет иные полномочия, в том числе отдельные государственные полномочия, передаваемые в установленном порядке органам местного самоуправления города.
Так, согласно предоставленного в материалы дела представителем администрации муниципального образования «Город Саратов» распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04 июня 2019 года № 179-р «Об организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом», принятого в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования «Город Саратов», главам администраций районов муниципального образования «Город Саратов» дано распоряжение:
1.1. Организовать и провести барьерную дератизацию против мышевидных грызунов 50-метровой зоны, прилегающей к природному парку «Кумысная поляна».
1.2. Организовать и провести дератизационные обработки жилых зданий, помещений, сооружений, в отношении которых администрации районов муниципального образования «Город Саратов» являются держателями объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов», на прилегающих к ним территориях.
1.3. Организовать и провести санитарную очистку территории районов муниципального образования «Город Саратов» - парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам.
1.4. Организовать и провести дератизационную обработку против грызунов на территории парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов.
1.5. Организовать проведение информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами.
1.6. Разместить баннеры на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны г. Саратова.
Таким образом, указанным распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» как исполнительно-распорядительного органа, принятым до момента вынесения оспариваемого предписания, административному истцу переданы полномочия, которые, в свою очередь, переданы в установленном порядке органу местного самоуправления города, связанные с выполнением мероприятий по предупреждению заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, в том числе по организации и проведению барьерной дератизации против мышевидных грызунов, по организации и проведению санитарной очистки территории района (парков, скверов, мест массового отдыха и пребывания населения, кладбищ, ликвидацию свалок, в том числе в лесопарковой зоне, прилегающих территорий к садоводческим некоммерческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам), а также по проведению информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости проведения борьбы с грызунами с размещением баннеров на въездах в природный парк «Кумысная поляна» с информацией о профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом и необходимости ограничения посещения лесной зоны
г. Саратова.
Полномочий по организации и проведению истребительной дератизации против мышевидных грызунов на территории района в адрес административного истца не передавалось.
В соответствии с п. 2.1 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.
Показанием к организации и проведению истребительных дератизационных мероприятий на освобожденных ранее от грызунов объектах и прилегающих к ним территориях, транспортных средствах, на территории населенного пункта и его рекреационной зоны служит обнаружение грызунов либо наличие свежих следов их жизнедеятельности (жилые норы, погрызы и порча продуктов, свежий помет)
(п. 3.13 данных СП).
В соответствии с п. 3.15 СП 3.5.3.3223-14 дератизационные мероприятия проводятся на заселенных грызунами объектах и прилегающей к ним территории, а также территории строящихся объектов (от момента начала до завершения строительства).
Барьерная дератизация проводится в периоды наибольшей миграционной активности грызунов, а на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение, - круглый год путем расстановки контрольно-истребительных площадок (КИП) по периметру территории (через 20 м вдоль ограждения), строений (через 10 м вдоль отмостки) и на незастроенных участках (из расчета 1 КИП на 100 кв. м). Расстановка КИП должна осуществляться с учетом безопасности для человека.
Таким образом, действующий нормативным актом разграничиваются понятия «барьерная дератизация» и «истребительная дератизация».
Исходя из переданных административному истцу полномочий, ему поручено организовать и провести в пределах границ своего района барьерную дератизацию против мышевидных грызунов 50-метровой зоны, прилегающей к природному парку «Кумысная поляна». Проведение истребительной поселковой дератизации против мышевидных грызунов на территории района от улицы Песчаная по улицам: Вяземская, Большой клинический проезд, поселок Смирновское ущелье, Клиническая, Новоузенская и далее вплоть до лесного массива, нормативным актом органа местного самоуправления не предусмотрено, что исключает компетенцию администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в её проведении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания п. 1 оспариваемого предписания незаконным, так как выполнение работ, указанных в п. 1 предписания, не входит в компетенцию административного истца, а отнесено к полномочиям иных органов.
Также подлежат признанию незаконными п.п. 2 и 3 оспариваемого предписание, так как выполнение работ, указанных в данных пунктах, прямо вытекает из исполнения пункта 1, признанного судом не законным, а именно предусмотрены работы по проведению контроля эффективности дератизационных обработок как истребительной дератизации, предупреждение населения о проведения таких работ.
Однако суд не находит оснований для признания всего предписания не законным.
Так, положениями п.п. 4, 5 и 6 предписания предусмотрено продолжение проведения санитарной очистки территории с ликвидацией несанкционированных свалок, усиление проведения информационно-разъяснительной работы с населением с использованием средств массовой информации, а также с использованием листовок, бюллетеней, стендов о мерах профилактики ГЛПС и необходимости проведения борьбы с грызунами посредством использования отравленных приманок, а также по распространению листовок с информацией о профилактике ГЛПС и необходимости ограничения посещения лесной зоны г. Саратова с целью сбора грибов, цветов, лечебных трав, проведения спортивных занятий.
Выполнение указанных мероприятий прямо предусмотрено как одни из мер по профилактике ГЛПС, в том числе по организации работ по гигиеническому воспитанию населения. Их выполнение также отнесены к полномочиям административного истца исходя из представленного распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №-р.
Суд также не принимает во внимание позицию административного истца о нарушении порядка (процедуры) по выдаче оспариваемого предписания.
Как установлено ранее, к полномочиям административного ответчика отнесен вопрос о выдачи предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках осуществления государственного надзора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Право должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) давать гражданам и юридическим лицам выдавать предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований закреплено в статье 50 вышеуказанного Федерального закона.
Из анализа приведенных положений следует, что основанием для выдачи предписания является выявленный факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом компетентного органа.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Однако, нарушений прав административного истца при отказе в отмене предписания по п.п. 4-6 не установлено, так как исполнение предписания в указанной части прямо отнесено к его компетенции. Само предписание в адрес административного истца выдано компетентным должностным лицом, имеющим право на совершение таких действий в силу норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
<░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ №
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.