АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2024 года по делу № 33-2856/2024
Судья Костин А.В. Дело № 2-20/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Суркова Д.С.,
и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Омутнинского района Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 12 февраля 2024 года, принятое по иску прокурора Омутнинского района в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Епифановских ФИО30 о запрете осуществления образовательной деятельности, и к Матрохину ФИО31 о запрете предоставления здания для осуществления образовательной деятельности.
Заслушав доклад судьи Ординой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омутнинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с исковым заявлением к Епифановских С.А. о запрете деятельности. В обоснование требований указано, что прокуратурой Омутнинского района проведены надзорные мероприятия по соблюдению требований законодательства об образовании в деятельности Епифановских С.А. по адресу: <адрес>, в рамках которых установлено, что по указанному адресу осуществляется образовательная деятельность по образовательной программе «Русская классическая школа». Собственником указанного здания является Матрохин А.С. В указанном здании отсутствуют аварийное освещение на путях эвакуации и план эвакуации при пожаре, оно не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения о пожаре. Нарушения требований законодательства об образовании создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, получения образования несовершеннолетними. Прокурор просил запретить Епифановских С.А. осуществлять образовательную деятельность до получения соответствующей лицензии.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Матрохин А.С., к которому было предъявлено требование о запрете предоставления здания по адресу: <адрес>, для осуществления образовательной деятельности без лицензии.
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, и просил запретить Епифановских С.А. осуществлять образовательную деятельность, а Матрохину А.С. – предоставление здания по вышеуказанному адресу для осуществления образовательной деятельности. Поскольку прокурор просил запретить Епифановских С.А. осуществление образовательной деятельности в принципе, а не только до получения соответствующей лицензии.
Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 12.02.2024 прокурору Омутнинского района в удовлетворении иска к Епифановских С.А. о запрете осуществления образовательной деятельности, и к Матрохину А.С. о запрете предоставления здания для осуществления образовательной деятельности отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Омутнинского района Кировской области Стефанишин С.Л. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных прокурором требований. Указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что материалами дела подтверждается осуществление образовательной деятельности Епифановских С.А. по образовательным программам с нарушением требований действующего законодательства. Утверждение суда о том, что Епифановских С.А. не является индивидуальным предпринимателем или учредителем юридического лица, что является одним из оснований для отказа в удовлетворении иска, необоснованно, поскольку статус физического лица сам по себе не исключает возможность нарушения требований законодательства об образовании. В ходе судебного разбирательства установлено, что Епифановских С.А. в переписке с главным редактором газеты Омутнинского района «<данные изъяты>» ФИО32 согласовала текст публикации, в котором идет речь о применении образовательной программы «Русская классическая школа» в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>», сама Епифановских С.А. неоднократно поименована по тексту статьи как руководитель.
Согласно объяснениям родителей детей, преподавателей, полученным прокуратурой Омутнинского района, директором (руководителем) центра является Епифановских С.А., в центре по образовательной программе «Русская классическая школа» обучается 5 детей (3 ребенка – во 2 классе, 2 ребенка – в 4 классе). Часть детей обучается платно, часть – бесплатно. Стоимость обучения – 10000 руб. в месяц. Вывод суда о том, что Законом об образовании не запрещено обучение в форме семейного образования нескольким обучающимся, является несостоятельным, поскольку дети, проходящие обучение в центре «Епифановских», не являются членами одной семьи. Родители детей на занятиях не присутствуют. Организацией обучения, подбором программы, учителей, предоставлением помещения, учебных материалов, инвентаря, применяемых форм и методов обучения занимается сама Епифановских С.А.
В соответствии с протоколом рабочего совещания при главе Омутнинского района от 06.10.2023, на котором присутствовала Епифановских С.А., ей было разъяснено, что для оказания дополнительных образовательных услуг необходимо создание некоммерческой организации, а также приведение помещения в соответствии с санитарными и противопожарными требованиями для получения лицензии.
Пояснениями свидетеля Бояринцевой А.А. подтверждается, что в Центре гармоничного развития «Епифановских» имеются определенные рабочие программы воспитания, тематические учебные планы по предметам, календарный план воспитательной работы, применяется оценка полученных знаний в виде текущего контроля успеваемости, хотя и не по пятибальной системе оценивания. На наличие данных признаков образовательной деятельности в своем отзыве указывало Управление образования Омутнинского района.
Не согласен с выводом суда о том, что на жилые здания не распространяются требования об установке пожарной сигнализации, так как осмотром установлено, что фактически трехэтажное здание по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, ул. Тукмачева, д. 3Б, используется для оказания образовательных услуг детям. Осуществление образовательной деятельности в здании с нарушением требований пожарной безопасности, в отсутствие лицензии, несет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
В возражениях на апелляционное представление Епифановских С.А., Матрохин А.С. указали на законность выводов суда первой инстанции, просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Заслушав поддержавшую доводы апелляционного представления прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Блинову А.В., возражавшую против удовлетворения указанного апелляционного представления Епифановских С.А., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 3, 9, 17-20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании).
Как следует из анализа ч. 4 ст. 10, ч. 1, 4 ст. 17, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 44, ч. 2, 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование может быть получено не только в образовательных организациях, но и вне их – в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. При этом допускается сочетание указанных форм получения образования, а также форм обучения (очной, очно-заочной, заочной). Любое их сочетание, оптимальное для ребенка, могут выбирать его родители либо иные законные представители с учетом мнения ребенка. Также ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.
Пунктами 18 Приложения к Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Приложения к Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», предусмотрено, что начальное общее образование, основное общее образование может быть получено в Организациях и вне Организаций (в форме семейного образования). Обучение в Организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
По общему правилу перейти на семейную форму обучения можно в любое время – как до начала учебного года, так и в течение учебного года (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании).
О выборе семейной формы общего образования родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которых они проживают. Данный орган власти ведет учет детей, получающих общее образование в семейной форме (п. 6 ч. 1, ч. 5 ст. 63 Закона об образовании; п. 1 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08).
В силу пунктов 5, 27 Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Лица, осваивающие общеобразовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти аттестацию экстерном в Организации бесплатно.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося осуществляют выбор Организации для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.
По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организация для прохождения аттестации может быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
Как следует из рапортов, составленных помощником прокурора Омутнинского района Копытовым В.Ф., в рамках надзора за исполнением законодательства об образовании им произведен мониторинг социальной сети «ВКонтакте», на странице сообщества по адресу <адрес> с названием «<данные изъяты>», создателем которого является Епифановских С.А., она указывает, что открывает школу для детей с первого по четвертый класс плюс подготовка к школе для детей от 4 лет в <адрес>. Для этого она готовит помещение под классы, занимается закупкой необходимого, ищет учителей и учеников. В записи от 27 августа Епифановских С.А. проиллюстрированы учебные пособия с пометкой об их бесплатном предоставлении.
Им посещен Центр гармоничного развития «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, и установлено, что в 2 помещениях указанного здания обучаются дети 2 и 4 классов. Обучение проходит по образовательной программе «Русская классическая школа». На момент посещения во 2 классе шел урок чтения, в 4 классе – урок русского языка. В Центре имеются еще 2 класса. Со слов педагогов, один класс для занятий дошкольных групп, второй класс – для занятий физической культурой и музыкой. Приложениями к рапортам являются скриншоты и фототаблица с изображениями помещений, учебных пособий, инвентаря (т. 1 л.д.7-38).
Родители детей дали письменные объяснения помощнику прокурора Омутнинского района Копытову В.Ф.
Из объяснений ФИО33 от 18.09.2023 следует, что с 04.09.2023 ее ребенок ФИО34 обучается в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес>, еженедельно с понедельника по пятницу с 08-30 до 12-30 по образовательной программе «Русская классическая школа». В Центре она изучает русский язык, арифметику, литературное чтение, историю, музыку, хореографию, иностранный язык. Директором данного Центра является Епифановских С.А.; обучение бесплатное. Дочь учится во 2 классе Центра, в котором обучаются еще 2 ребенка (т. 1 л.д.42).
Из объяснений ФИО35 от 18.09.2023 следует, что с 01.09.2023 ее ребенок ФИО36 обучается в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>» еженедельно в вышеуказанное время по той же программе, изучает те же предметы. Директором данного Центра является Епифановских С.А.; обучение платное, они платят директору Центра ежемесячно денежными средствами за учебные занятия 10000 рублей переводом через приложение «Сбербанк Онлайн». Ее дочь учится во 2 классе, в котором занимается всего 3 ребенка (т. 1 л.д.43).
Из объяснений ФИО37 от 19.09.2023 следует, что с 01.09.2023 ее ребенок ФИО38 обучается в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>» еженедельно в вышеуказанное время по той же программе, изучает те же предметы. Руководителем Центра является Епифановких С.А., обучение платное. Они платят педагогу Центра Софроновой А.Н. ежемесячно наличными денежными средствами за учебные занятия 10000 рублей. Ее ребенок учится в 3 классе, в котором занимается 2 ребенка (т. 1, л.д.44).
Также письменные объяснения прокурору дали преподаватели.
Из объяснений ФИО39 от 21.09.2023 следует, что с 12.09.2023 она преподает в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>» дополнительные занятия по игре на гитаре. Она зарегистрирована как самозанятая, арендует помещение у Епифановских С.А. В Центре обучаются 3 человека во 2 классе, 2 человека в 4 классе еженедельно с понедельника по пятницу с 08-30 до 12-30 по образовательной программе «Русская классическая школа». Дети изучают следующие предметы: русский язык, арифметику, литературное чтение, историю, музыку, хореографию, труд, физкультуру. Директором Центра является Епифановских С.А., в нем работает 2 преподавателя: Софронова А.Н. и Бояринцева А.А. (т. 1, л.д.45).
Из объяснений Сафроновой А.Н. от 21.09.2023 следует, что с 01.09.2023 она преподает в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>» весь курс начальной школы: русский язык, арифметику, окружающий мир, чистописание. Обучение проходит ежедневно с понедельника по пятницу с 08-30 до 12-30 по образовательной программе «Русская классическая школа». Основателем Центра является Епифановских С.А. Обучение для детей платное, родители платят по 10000 рублей в месяц конкретному педагогу различными способами: переводом по банковской карте или наличными денежными средствами. Лицензии и аккредитации на осуществление образовательной деятельности у Центра не имеется (т. 1, л.д.46).
Из объяснений ФИО40 от 21.09.2023 следует, что с 01.09.2023 она преподает в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>» курс начальной школы: русский язык, арифметику, чтение, чистописание, чтение из истории, музыку. Обучение проходит ежедневно с понедельника по пятницу с 08-30 до 12-30 по образовательной программе «Русская классическая школа». Руководителем Центра является Епифановских С.А. Обучение детей осуществляется на платной основе, но обучение троих детей осуществляется за счет Епифановских С.А. Родители детей, которые учатся платно, платят Бояринцевой А.А. 10000 рублей переводом по банковской карте. О том, имеется ли лицензия и аккредитация на осуществление образовательной деятельности у Центра, ей не известно. Для реализации данной образовательной программы лицензия и аккредитация не требуется. В Центре созданы комфортные условия для обучения детей, в кабинетах имеется все необходимое для проведения уроков оборудование, наглядные пособия. Учебники и рабочие тетради были приобретены Епифановских С.А. Работа с малым количеством детей позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Общение педагогов и родителей осуществляется в чате, в личных беседах по телефону и при личных встречах. У педагогов и руководителя имеется возможность получения консультаций у специалистов, которые много лет работают по указанной образовательной программе. Программа готовит детей к официальной аттестации в образовательных учреждениях (т. 1, л.д.48).
Как следует из объяснений Епифановских С.А., данных прокурору 25.09.2023, с 04.09.2023 в Центре гармоничного развития «<данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес>, репетиторы начали проводить учебные занятия. Центр не зарегистрирован в качестве юридического лица, является объединением репетиторов. В Центре она предоставляет помещения педагогам, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, на безвозмездной основе. В Центре обучается 5 детей, находятся на семейной форме обучения. Часть детей обучается платно, часть детей бесплатно. Родители детей, которые учатся платно, платят конкретному педагогу 10000 рублей в месяц. Дети учатся ежедневно с понедельника по пятницу с 08-30 до 12-30 по образовательной программе «Русская классическая школа». Также проводятся занятия по хореографии, классическому танцу, английскому языку, технологии, музыкальному развитию. Если в будущем Центр станет образовательной организацией, то она намерена получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Для обучения детей она приобрела учебники, оборудование, наглядные пособия (т. 1, л.д.49).
Прокурором в материалы дела представлены программы «Математика» («Арифметика»), «Литературное чтение и окружающий мир» и «Русский язык» для четырехлетней начальной школы, с отметкой «Русская классическая школа». Указано, что программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (т. 1, л.д.54-87).
Епифановских С.А., ФИО41 и ФИО42 обратились в прокуратуру Омутнинского района с заявлениями об отзыве ранее данных объяснений, указав, что объяснения были даны ими под диктовку помощника прокурора Копытова В.Ф., без оказания юридической помощи. Заместителем прокурора района Ростуновым И.М. им даны ответы, согласно которым на основании ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе вызывать граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов. Помощником прокурора при получении объяснений не допущено превышения полномочий. Граждане вправе представить в суд уточненные объяснения (т. 1, л.д.99-103)
02.10.2023 старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Омутнинского района Чежеговым А.Е. в адрес прокурора Омутнинского района направлено информационное письмо, в котором он сообщил о том, что 28.09.2023 сотрудником ОНДПР принято участие в качестве специалиста в проверке прокуратурой Центра гармоничного развития «Епифановских», расположенного по адресу <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание Центра не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации, отсутствует план эвакуации при пожаре, здание Центра не оборудовано системой оповещения о пожаре (т. 1, л.д.88).
В ходе рабочего совещания при главе Омутнинского района от 06.10.2023 Епифановских С.А. было рекомендовано создать некоммерческую организацию с целью оказания дополнительных образовательных услуг, также рекомендованы организации, которые могут оказать услуги по приведению помещений в соответствие с санитарными и противопожарными требованиями для получения лицензии (т. 1, л.д.168).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости за Матрохиным А.С. на праве собственности зарегистрировано жилое трехэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес> площадью 806,5 кв.м., с кадастровым номером № (т. 1, л.д.51).
Также судом установлено и из материалов дела следует, что 20.07.2023 ЧОУ СОШ «<данные изъяты>» <адрес> выдало справку о том, что ФИО43., <дата> г.р., принята в качестве экстерна для прохождения аттестации за курс 4 класса (т. 1, л.л.157)
02.08.2023 ФИО44 обратилась к начальнику Управления образования Омутнинского района с заявлением о выборе для получения начального общего образования для дочери ФИО45., <дата> г.р., семейной формы образования вне образовательной организации с правом последующего прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в МКОУ СОШ №№ <адрес>. Ей разъяснены права, обязанность и ответственность в соответствии с Законом об образовании. (т. 1, л.д.158).
С аналогичными заявлениями обратились: ФИО46 в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО47 <дата> г.р.; ФИО48 в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО49., <дата> г.р.; ФИО50 в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО51., <дата> г.р. (т. 1, л.д.159-162).
05.12.2023 и 08.12.2023 ОАНО СОШ «<данные изъяты>» <адрес> выдало справки в том, что ФИО52. и ФИО53 являются обучающимися семейной формы образования и зачислены в указанное образовательное учреждение для прохождения промежуточной аттестации за курс 2 и 4 классов соответственно (т. 1, л.д.206-207).
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, а также положениями ст. 30 Жилищного кодекса РФ, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, в том числе пояснения сторон, показания свидетелей, исходя из того, что Епифановских С.А. не является индивидуальным предпринимателем либо учредителем юридического лица, деятельность последней не связана с реализацией образовательных программ, поэтому не является образовательной деятельностью в смысле Закона об образовании, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Рассматривая доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании).
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
В соответствии с подпунктами «б», «в», «г» п. 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, в соответствии с требованиями, содержащимися в заявленных к лицензированию образовательных программах; наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным к лицензированию.
Исходя из п.п. 1, 2, 5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы; образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации к получению образования в течение всей жизни.
Образовательная организация в данном случае не несет ответственности за качество семейного обучения. Она обязана организовать и провести промежуточную и итоговую аттестацию, которая при получении общего образования (за исключением дошкольного) является обязательной (п. 3 ст. 2 Закона об образовании; абз. 5, 6, 14 Письма Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08).
Вопреки доводам апелляционного представления, использование репетиторами при обучении детей в форме семейного образования программы «Русская классическая школа» не свидетельствует об осуществлении Епифановских С.А. образовательной деятельности.
Родители для обучения своих детей выбрали данную программу в целях их всестороннего развития. При проведении занятий с детьми репетиторы ориентируются на учебные пособия, согласованные с родителями, подготавливают ребят по программам, которые имеются в доступе и которые используются в школах. По просьбам родителей используются разные рабочие тетради по предметам.
Как пояснила свидетель Бояринцева А.А., оказывающая услуги репетитора по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, ул. Тукмачева, д. 3Б, у нее имеется план, что необходимо дать детям для успешного прохождения дальнейшей аттестации, разработанный ею лично на основании программ ФГОС, которые находятся в открытом доступе, и на основании методических пособий, которые предлагает программа «Русская классическая школа». Данный план также согласовывается с родителями, в него вносятся коррективы, он подготовлен ею в письменном виде в рабочей тетради. При определении объема и содержания учебного материала она руководствуется общими психологическими рекомендациями, состоянием учеников. У нее имеется тематический учебный план по каждому предмету. Оценка освоения полученных знаний детьми осуществляется в виде речевых характеристик, словесных и вербальных поощрений. Привязки к жесткой системе критериев оценки нет. Поскольку занятия проходят по принципу семейного образования, индивидуальный подход к детям является первичным требованием.
Свидетель Сафронова А.Н., которая также занимается репетиторством по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, ул. Тукмачева, д. 3Б, в ходе рассмотрения дела пояснила, что помогает детям освоить учебную программу. На занятиях ею используются методические и учебные пособия, приобретенные Епифановских С.А. План работы с детьми составляется на непродолжительный период времени. Какой-либо системы оценивания знаний у детей нет. Учебные пособия, по которым они занимаются, входят в программу «Русская классическая школа».
Также указанные свидетели пояснили, что Епифановских С.А. не является руководителем Центра, не руководит деятельностью репетиторов, денежное вознаграждение за занятия с детьми они получают от родителей. Репетиторы являются самозанятыми.
Как указано в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» статья 35 Закона об образовании гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Причем обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
С учетом изложенного, анализируя имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что в данном случае имеется обучение в форме семейного образования совместно несколькими обучающими, что не запрещено действующим законодательством.
Не запрещено законом и использование при семейном образовании образовательных программ, что следует из ч.ч. 4, 10 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым родители обязаны создать условия ребенку для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, продолжают получать образование в образовательной организации.
Таким образом, в форме семейного образования могут быть освоены образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, то есть вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с последующей промежуточной и государственной итоговой аттестацией в подобной организации.
Деятельность ответчика Епифановских С.А. как физического лица по адресу: Кировская область, г. Омутнинск, ул. Тукмачева, д. 3Б, направлена лишь на создание условий для развития интересов детей, в том числе и своих детей, на удовлетворение их образовательных потребностей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, следовательно, отнести ее к образовательной по смыслу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нельзя.
При выборе родителями семейной формы образования наличие лицензии не требуется. Более того, физические лица не могут быть соискателями лицензии на образовательную деятельность и не могут ее получить.
Доказательств того, что Епифановских С.А. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, выводы прокурора о том, что ответчик Матрохин А.С. незаконно предоставил свой дом для осуществления образовательной деятельности, не основаны на законе. В данном жилом помещении каких-либо юридических лиц не зарегистрировано. Ответчик, как собственник жилого помещения, по своему усмотрению распорядился своими жилищными правами. В письменных пояснениях Матрохин А.С. указал, что в его доме играют, занимаются его внуки со своими друзьями, репетиторами, для всестороннего и полноценного развития. Нарушений требований действующего жилищного законодательства в действиях Матрохина А.С. судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия, обсудив ходатайство о принятии в качестве доказательства – скриншоты публикации «<данные изъяты>» с сайта еженедельной деловой газеты «<данные изъяты>» (<адрес>, публикация от 15.10.2023) об открытии Епифановских С.А. частной школы в г. <адрес>, в приобщении которых судом первой инстанции было отказано, также отказывает в их приобщении к материалам дела, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ право определения доказательств, имеющих значение для дела, как и право решения вопроса о приобщении к материалам дела (отказ в приобщении) письменных доказательств, вызове свидетелей, истребовании доказательств, принадлежит суду первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции может принять только дополнительные доказательства, в случае если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (ст. 327.1 ГПК РФ).
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционного представления не опровергают правильности принятого судом решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права. При этом оснований для иной оценки доказательств, для вывода о не исследованности имеющих юридическое значение для дела обстоятельств, судебная коллегия не находит.
Таким образом, постановленное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам представления не имеется, апелляционное представление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 12 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.04.2024