УИД 21RS0006-01-2023-000490-32
Решение
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
см участием истца Митрофанова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофанова Евгения Николаевича к Блиновой Елене Петровне о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
Митрофанов Е.Н. через своего представителя Орлову Т.В. обратился в суд с иском к Блиновой Е.П. о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону по праву представления после дяди П., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 3-4, 19).
Обосновывая свои исковые требования, Митрофанов Е.Н. указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер дядя истца П. проживавший в <адрес>. После его смерти открылось наследство в виде земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Завещания П. не оставил. Наследником первой очереди по закону после смерти П. является его дочь Блинова Е.П., которая на наследство отца не претендует. Истец является наследником второй очереди по закону после смерти П., как наследник по праву представления после смерти отца Н. (наследника второй очереди), умершего ДД.ММ.ГГГГ, который приходился полнородным братом П. Спор о праве на наследство отсутствует.
Как указывает в своем исковом заявлении Митрофанов Е.Н., после смерти дяди он в нотариальную контору в течение установленного шестимесячного срока не обращался, однако он фактически принял наследство по закону до истечения 6 месяцев со дня смерти П., поскольку он вступил во владение наследственным имуществом: обрабатывал земельный участок, на котором сажал картошку и другие овощи, летом и осенью собирал урожай. Государственный акт на земельный участок П. не выдавался. Право собственности на земельный участок П. не зарегистрировал. Регистрация права собственности земельного участка умершего в связи с прекращением его правоспособности стала невозможна. Однако отсутствие государственной регистрации права не может быть препятствием перехода существующего права собственности. Поскольку государственный акт является всего лишь правоподтверждающим документом, его отсутствие не может быть препятствием для включения принадлежащего П. земельного участка в его наследственную массу, поскольку имеется правоустанавливающий документ в виде постановления органа, наделенного полномочиями по передаче земли в собственность.
Как указывает в своем исковом заявлении Митрофанов Е.Н., в настоящее время из-за отсутствия государственного акта на земельный участок и пропуска установленного законом срока обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства нотариус отказывает выдать свидетельство о праве на наследство по закону, указывая на необходимость признания наследственных прав на вышеуказанное имущество в судебном порядке.
В судебном заседании истец Митрофанов Е.Н. свое заявление поддержал, дополнив, что он ухаживал за больным дядей П. вплоть до его смерти, сам похоронил его. Еще до смерти дяди он вел его хозяйство, продолжает до настоящего времени выращивать на земельном участке фрукты, ягоды и овощи и сеять траву.
Представитель истца Орлова Т.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В своем заявлении, адресованном суду, исковые требования поддержала и просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 54).
Ответчик Блинова Е.П., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В своем заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без ее участия, выразив при этом согласие с иском и указав, что на наследство после смерти отца П. она не претендует, фактически наследство после его смерти не принимала (л.д. 53).
Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика Митрофанов В.Н., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без ее участия, выразив при этом согласие с иском и указав, что на наследство после смерти дяди П. он не претендует, фактически наследство после его смерти не принимал.
Выслушав объяснения истца Митрофанова Е.Н., заслушав свидетеля С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», действовавшего до 25.02.2003 года, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передавались в собственность граждан бесплатно.
Правоустанавливающим документом для приобретения права собственности на земельный участок является акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
В соответствии со ст.ст.30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Из выписок из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 27 июня 2023 года и 08 февраля 2023 года следует, что П. принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, о чем в похозяйственных книгах №№2, 7, 3 Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики сделана запись на основании постановления главы Ухманской сельской администрации Канашского района Чувашской Республики №1 от 11 февраля 1992 года (л.д. 49, 58).
Названное постановление главы Ухманской сельской администрации Канашского района Чувашской Республики №1 от 11 февраля 1992 года в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, то выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на этот земельный участок.
Следовательно, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная органом местного самоуправления, является правоподтверждающим документом гражданина на этот земельный участок.
Из уведомлений филиала ППК «Роскадастр» по Чувашской - Чувашии от 22 июня 2023 года следует, что государственный акт на земельный участок с кадастровым номером № в архиве учреждения отсутствует (л.д. 45).
Следовательно, следует считать, что государственный акт на земельный участок на имя П. не выдавался.
Однако государственный акт является всего лишь правоподтверждающим документом и его отсутствие не может быть препятствием для включения принадлежавшего П. земельного участка в его наследственную массу, поскольку имеются сведения из органа, наделенного полномочиями по передаче земли в собственность, о вынесении постановления о закреплении за П. спорных земельных участков.
По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Чувашской Республике - Чувашии право собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:11:150602:1129 не зарегистрировано (л.д. 44).
Вместе с тем отсутствие государственной регистрации права на объекты недвижимости не может быть препятствием для перехода существующего права в порядке наследования, поскольку государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у лица на законных основаниях имуществом.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования, поскольку государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у лица на законных основаниях имуществом.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отсутствие выданного свидетельства на спорный земельный участок не может отменить действие права, наличие которого подтверждено правоподтверждающим документом - выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной органом местного самоуправления.
П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти № (л.д. 31).
При изложенных обстоятельствах в наследственную массу П. подлежит включению вышеуказанный земельный участок.
В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно ст.218 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательствами того, что П. при жизни составил завещание, суд не располагает (л.д. 42, 46, 47, 59).
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу пункта 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 указанного кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ст. 1146 ГК РФ).
Согласно пп. 1, 2 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Из сведений ОЗАГС администрации г. Канаш следует, что ответчик Блинова Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью наследодателя П. (л.д. 30).
В своем заявлении, адресованном суду, Блинова Е.П., выразив согласие с иском, указала, что на наследство после смерти отца П. она не претендует, фактически наследство после его смерти не принимала.
Согласно пункту 1 статьи 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Из записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ и записи акта о рождения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родителями П. и Н. являются М. и В. (л.д. 41). Следовательно, П. и Н. являются полнородными братьями.
П. умер ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается записью акта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41 оборот).
Истец Митрофанов Е.Н. является сыном Н., что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Следовательно, умерший ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> П. приходится истцу Митрофанову Е.Н. родным дядей со стороны отца Н., а значит, Митрофанов Е.Н. является наследником второй очереди по закону по праву представления после смерти П.
В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследственное дело на имущество П. не заводилось, что следует из сообщений нотариусов Канашского нотариального округа (л.д. 42, 46, 47).
Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок после смерти П. по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Выписками из похозяйственной книги №3 Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики (по состоянию на 11 апреля 2012 года, 11 октября 2012 года, 27 июня 2023 года) и справкой, выданными начальником Ухманского территориального отдела управления по благоустройству и развития территорий 27 июня 2023 года и 08 февраля 2023 года соответственно (л.д. 50-52, 59), подтверждается, что П. на день смерти постоянно проживал и состоял на регистрационном учете один в с.Ухманы Канашского района, ул.Советская д. 25.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как следует из пояснений в судебном заседании истца Митрофанова Е.Н., свидетеля С. и заявлений ответчиков Блиновой Е.П. и Митрофанова В.Н. (адресованных суду), в юридически значимый период со дня открытия наследства после смерти дяди его земельным участком пользовался Митрофанов Е.Н., что свидетельствует о вступлении Митрофановым Е.Н. во владение и управление наследственным имуществом, то есть фактическом принятии им наследства дяди.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Митрофанова Е.Н. подлежит удовлетворению.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 июня 2023 года установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 119966 руб. (л.д. 43), следовательно, истцом при подаче иска подлежала уплате государственная пошлина в размере 3599 руб. 32 коп.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 3540 руб. (3140 руб. + 400 руб. - л.д. 20, 55).
Следовательно, с истца на основании положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в бюджет города Канаш Чувашской Республики подлежит взысканию недостающая часть госпошлины в размере 59 руб.32 коп. (8554 руб.32 коп.-8200 руб.00 коп.).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Митрофанова Евгения Николаевича удовлетворить.
Признать за Митрофановым Евгением Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №), в порядке наследования по закону по праву представления после П., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с Митрофанова Евгения Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации серии №), в бюджет города Канаш Чувашской Республики государственную пошлину в размере 59 (Пятьдесят девять) руб. 32 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года