Решение по делу № 33-12420/2017 от 25.08.2017

Судья Хасаншина А.Н.                  Дело № 33-12420/2017 2.141г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2017 года                  город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Наприенковой О.Г.,

судей Авходиевой Ф.Г., Сударьковой Е.В.,

с участием прокурора Гайдук О.В.,

при секретаре Шотт А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Авходиевой Ф.Г.

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федераций и неопределенного круга лиц, к Тюлюшу Эресу Викторовичу, администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о прекращении права аренды земельного участка, истребовании имущества из чужого незаконного владения, возложении обязанности снести объект капитального строительства,

по апелляционной жалобе главы Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края - Бычковой Н.В.,

по апелляционной жалобе ответчика Тюлюша Э.В.

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 20 января 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Тюлюшу Эресу Викторовичу, Администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о прекращении права аренды земельного участка, истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворить.

Прекратить право аренды Тюлюша Эреса Викторовича земельным участком, площадью 2094 кв.м. с кадастровым категория земель - земли населенных пунктов, расположенным по адресу: <адрес>

Истребовать у Тюлюша Эреса Викторовича земельный участок площадью 2094 кв.м. с кадастровым , категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> в пользу Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края.

Обязать Тюлюша Эреса Викторовича снести объект капитального строительства на земельном участке площадью 2094 кв.м. с кадастровым , категория земель - земли населенных пунктов, расположенным по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Авходиевой Ф.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края, действующий в интересах Российской Федераций и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Тюлюшу Э.В., администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о прекращении права аренды Тюлюша Э.В. на земельный участок площадью 2094 кв.м., кадастровый категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> истребовании в пользу Российской Федерации из незаконного владения Тюлюша Э.В. указанного земельного участка; возложении обязанности на ответчика снести объект капитального строительства на данном земельном участке.

Требования мотивированы тем, что 10.03.2016 года администрацией Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в лице главы сельсовета Бычковой Н.В. и Тюлюш Э.В. заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка , согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2094 кв.м. с кадастровым категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес> Договором установлен срок аренды с 10.03.2016 года по 09.03.2026 года. В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок принадлежит к землям лесного фонда Российской Федерации. Согласно информации ФГУП «Рослесинфорг» филиал «Востсиблеспроект» от 04.08.2016г. по материалам лесоустройства 1995 года и данным кадастрового учета земельный участок с кадастровым расположен на землях лесного фонда Российской Федерации (Танзыбейское участковое лесничество КГБУ «Ермаковское лесничество», <данные изъяты>).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края - Бычкова Н.В. просит решение суда отменить как незаконное. В обосновании своих доводов указывает, что на момент подачи Тюлюшом Э.В. документов и в течение всего процесса оформления у администрации Танзыбейского сельсовета не было оснований для отказа в какой-либо процедуре.

В апелляционной жалобе Тюлюш Э.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом не дана оценка законности организации и проведения прокурорской проверки, полагает, что прокуратура района, подменяя функции контролирующего органа в сфере лесного хозяйства, избирательно подошла к проверке лишь в отношении отдельных лиц, в частности Тюлюша Э.В. Кроме того, судом не дана надлежащая оценка переписке и осуществляемой органами местного самоуправления работе по изменению границ населенного пункта – п. Танзыбей.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор Ермаковского района - Гайфулин Р.И., указывая на необоснованность доводов апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве на апелляционные жалобы начальник федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства - Кок А.Б., поддерживает доводы апеллянтов и полагает, что судебный акт суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, в связи, с чем подлежит отмене.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц, извещенных и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, выслушав объяснения прокурора Гайдук О.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.

Часть 1 статьи 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Статья 7 ЗК РФ (пункты 1 - 2) определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. п. 1, 6 ст. 101 ЗК РФ К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В статье 3 ЛК РФ указано, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В силу ч. 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В статье 67 ЛК РФ закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В статье 68 ЛК РФ указано, что лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".

В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

На территории Красноярского края к таким органам относится министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ст. 84 ЛК РФ).

Таким образом, правом распоряжения земельными участками, относящимися к лесному фонду, обладает Российская Федерация. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только теми лесными участками, которые относятся к объектам муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства должны быть относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для установления того факта, в подтверждении которого представляются стороной.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых усматривается, что 10 марта 2016 года между администрацией Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края и Тюлюш Э.В. был заключен договор аренды № 21 земельного участка с кадастровым номером № 24:13:3001001:1988, площадью 2 094 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Ермаковский район, п. Танзыбей, ул. ДРП, 9б. По условиям договора земельный участок предоставлен в аренду сроком на 10 лет (с 10 марта 2016 года по 09 марта 2026 года) для осуществления деятельности: общественное питание (т. 1 л.д. 10-12).

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 30 марта 2016 года, согласно выписке из ЕГРП (т. 1 л.д. 15).

В ходе проверки, проводимой в рамках материала КУСП №1051 и 1052 от 21.04.2016 года по заявлению руководителя КГКУ «Ермаковское лесничество» Кускашева А.Д. по факту незаконной рубки древесины в <данные изъяты> Танзыбейковского участкового лесничества установлено, что постановлением №87П от 15.09.2015г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>. На основании заявления о предоставлении данного земельного участка гр. Тюлюшу Э.В., последним было проведено межевание участка с постановкой его на кадастровый учет, после чего был объявлен аукцион, по результатам которого Тюлюш Э.В. победил в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (т. 1 л.д. 7-9).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 04 сентября 2009 года на основании приказа от 07.07.2009г. № 1828 Агентства лесной отрасли Красноярского края и п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: использование лесов в соответствии с видами использования лесов, разрешенными лесохозяйственным регламентом Ермаковского лесничества, общая площадь 1488337,786 га. адрес объекта: Красноярский край, Ермаковский район, в том числе и участковое лесничество Танзыбейское кварталы:

Согласно информации ФГУП «Рослесинфорг» филиала «Востсиблеспроект», предоставленной 04.08.2016 года, земельный участок с кадастровым расположенный на территории Ермаковского лесничества, Танзыбейского участкового лесничества (<данные изъяты> принадлежит к землям лесного фонда, планшета лесоустройства (т.1 л.д. 12 оборот).

Также по сведениям, представленным Министерством лесного хозяйства Красноярского края, земельный участок с кадастровым расположен на землях лесного фонда (т. 1 л.д. 127).

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок, предоставленный администрацией Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края на основании договора от 10 марта 2016 года в аренду Тюлюшу Э.В. для осуществления деятельности: общественное питание, относится к категории земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации. При этом, удовлетворяя исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края, суд обоснованно исходил из отсутствия у органа местного самоуправления в лице администрации Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края полномочий по распоряжению данным земельным участком, в связи с чем, прекратил право аренды Тюлюша Э.В. на данный земельный участок и истребовал его у последнего в пользу Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края.

При этом, установив, что ответчиком Тюлюш Э.В. на спорном земельном участке возведен объект капитального строительства, суд обоснованно пришёл к выводу о необходимости привести участок в первоначальное положение путем его сноса.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют закону и представленным в дело доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы главы Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края - Бычковой Н.В. об отсутствии у администрации оснований для отказа Тюлюшу Э.В. в предоставлении земельного участка отклоняются судебной коллегий как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, администрация Танзыбейского сельсовета не имела полномочий по распоряжению земельным участком, так как он является федеральной собственностью и расположен на землях лесного фонда.

Доводы апелляционной жалобы Тюлюша Э.В. не указывают на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, в целом сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, подробно и объективно исследованы доказательства, представленные участниками судебного разбирательства. Выводы суда достаточно аргументированы, со ссылками на действующее законодательство и являются верными. В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 20 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы главы Танзыбейского сельсовета Ермаковского района Красноярского края - Бычковой Н.В., ответчика Тюлюша Э.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12420/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Ермаковского района
Ответчики
Тюлюш Эрес Викторович
Администрация Танзыбейского сельслвета
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Авходиева Фарида Гильмановна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
18.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее