Дело № 11-15 (2-215)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 апреля 2013 года г. Зуевка, ул.Восточная, 9
Зуевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Ляминой М.В.,
при секретаре Назаровой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Зуевского района Кировской области Снигиревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Зуевского района Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 47 Фаленского района Кировской области в период осуществления полномочий мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского района Кировской области от 12 февраля 2013 года по иску прокурора Зуевского района Кировской области в интересах Зашихиной Е. В. к Администрации муниципального образования «Зуевский район» Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зуевского района Кировской области обратился к мировому судье судебного участка № 47 Фаленского района Кировской области в период осуществления полномочий мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского района Кировской области с иском в интересах Зашихиной Е.В. к администрации муниципального образования «Зуевский район» Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка № 47 Фаленского района Кировской области в период осуществления полномочий мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского района Кировской области иск прокурора удовлетворен, с администрации муниципального образования «Зуевский район» Кировской области за счет казны муниципального образования «Зуевский район» в пользу Зашихиной Е.В., в счет возмещения расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 г. взысканы денежные средства в размере 5419 руб. 20 коп.
На указанное решение администрацией муниципального образования «Зуевский район» Кировской области принесена апелляционная жалоба, в которой последняя просит отменить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ В жалобе указано, что вопросы социальной поддержки не отнесены статьей 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района, они являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Полагает, что статьей 19 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органом местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций, необходимых для осуществления соответствующих полномочий из соответствующих бюджетов, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Старший помощник прокурора Зуевского района Снигирева Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения, решение мирового судьи - без изменения.
Истец Зашихина Е.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, которым просит решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу администрации Зуевского района без удовлетворения.
Представитель администрации муниципального образования «Зуевский район» Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает требования, изложенные в жалобе.
Суд, с учетом мнения прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы жалобы, выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, суд оснований для отмены решения не усматривает, так как оно постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда по делу соответствуют фактически установленным обстоятельствам.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Зашихина Е.В. с 17.11.1999 года по 30.06.2004 года работала в Зуевской райбольнице в должности <данные изъяты>, с 01.07.2004 года по 30.04.2010 года в должности <данные изъяты>. В настоящее время работает в должности <данные изъяты> Зуевской ЦРБ.
Согласно отметке о регистрации в паспорте Зашихина Е.В. с 02.08.2004 г. по 27.08.2010 г. была зарегистрирована в <адрес>, далее с 27.08.2010 г. по 22.07.2011 г. зарегистрирована <данные изъяты>, с 27 июля 2011 г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
До 01.01.2005 г. включительно Зашихина Е.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, что сторонами не оспаривается.
Факт оплаты жилья и коммунальных услуг в виде освещения, отопления жилого помещения Зашихиной Е.В. подтверждается карточкой начислений и оплат, выпиской из лицевого счета. Истцом за период с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 г. за счет собственных средств оплачены услуги по отоплению и освещению в размере 7019,20 руб.
В целях реализации Закона Кировской области от 3.11.2004 г. № 267-ЗО Зашихиной Е.В. начислена и выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 г.в размере 1600 руб.
Таким образом, фактические затраты Зашихиной Е.В. за период с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 года составили 5419,20 руб. (7019,20 руб. - 1600 руб.).
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 1.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены из семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» указанная норма закона признана утратившей силу, статья 62 дополнена частями 4,5,6 согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления.
Согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях ил поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно Законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в Кировской области составил в 2010 году - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рулей в месяц.
Разрешая спор, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области № 267-ЗО выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 статьи 153 Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных законом.
Правильным является вывод мирового судьи об обязанности муниципального образования компенсировать понесенные истицей расходы.
Такой вывод суда основан на положениях ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставляющихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно содержанию и смыслу указанных норм следует, что действующее федеральное законодательство Российской Федерации и законодательство Кировской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к соответствующему органу местного самоуправления.
В этой связи Муниципальное образование Зуевский район в лице Администрации Зуевского района, являясь до января 2012 года учредителем МЛПУ «Зуевская центральная районная больница», в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.
Как в мировом суде, так и в суде апелляционной инстанции подтверждено, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, администрацией муниципального образования «Зуевский район» не установлены. Однако это обстоятельство, как правильно признал мировой судья, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством.
Мировой судья обоснованно удовлетворил иск прокурора района в интересах Зашихиной Е.В., возложив соответствующую обязанность на муниципальное образование, поскольку, как указано выше, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления, а муниципальное образование Зуевский район в лице администрации Зуевского района, являясь до 01.01.2012 г. учредителем МЛПУ «Зуевская центральная районная больница» обеспечивало финансирование работников муниципальных учреждений здравоохранения.
Гражданин в силу статей 1,152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем ссылки ответчика в жалобе на отсутствие финансирования из федерального бюджета на указанные выше цели являются не состоятельными и не освобождают органы местного самоуправления от исполнения предусмотренной законом обязанности по предоставлению мер социальной поддержки конкретным гражданам, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
При принятии решения мировым судьей дана оценка представленным доказательствам, доводам сторон, что подробно изложено в решении, правильно применены нормы материального права.
С учетом изложенного, решение мирового судьи судебного участка № 47 Фаленского района Кировской области в период осуществления полномочий мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского района Кировской области от 12 февраля 2013 года является законным и обоснованным, в целом все доводы истца нашли правильную правовую оценку, судом подробно приведены основания, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении его иска, с которым апелляционная инстанция соглашается и не видит оснований для их переоценки, оснований для отмены решения или его изменения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 47 Фаленского района Кировской области в период осуществления полномочий мирового судьи судебного участка № 12 Зуевского района Кировской области от 12 февраля 2013 года по иску прокурора Зуевского района Кировской области в интересах Зашихиной Е. В. к Администрации муниципального образования «Зуевский район» Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: М.В.Лямина