Решение по делу № 2-7144/2024 от 25.07.2024

№ 2-7144/2024

УИД: 56RS0018-01-2024-009894-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 21 октября 2024 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Глуховой Ю.Н.,

при секретаре Чепрасовой М.А.,

с участием: представителя истцов Щербаковой Ю.Е., представителей ответчиков Черниковой Т.Е., Байтаулиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдова Е.В., Ткачевой М.И. к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис" об обязании произвести перерасчет начислений,

УСТАНОВИЛ:

Давыдов Е.В. и Ткачева М.И. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что являются долевыми собственниками квартиры ...

Управление указанным МКД осуществляет ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис», в доме эксплуатируются общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, электроэнергии и отопления.

В 2023 году размер расходов истцов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, определялся исходя из норматива потребления.

В январе 2024 года ответчик произвел перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома за 2023 год по показаниям общедомового прибора учета, результат которого отражен в платежном документе за январь 2024 года, и составил:

электроэнергия: – 212, 81 руб. к уменьшению платы;

ГВС: – 364, 72 руб. к уменьшению платы;

водоотведение: 38, 25 руб. к увеличению платы.

Истцы полагают, что перерасчет произведен неверно, с нарушением Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.

В последующем, в связи с обращениями истцов, ответчиком произведен уточненный перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, результат которого отражен в платежном документе за май 2024 года, и составил:

электроэнергия: 112, 28 руб. к увеличению платы;

ГВС: 146, 29 руб. к увеличению платы;

водоотведение: - 147, 48 руб. к уменьшению платы.

Между тем, по мнению истцов, указанный расчет также произведен неверно.

Действия ответчика причинили истцами моральный вред, выразившийся в чувстве обиды, беспокойстве, психологическом дискомфорте.

Давыдов Е.В. и Тчкачева М.И., уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просили суд: - признать неверным перерасчёт размера платы за КР на СОИ электроэнергия, ГВС и водоотведение за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта для квартиры ..., произведённый ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» в январе 2024 года результат которого отражен в платежном документе, выставленном для оплаты за содержание жилого помещения за январь 2024г.;

- признать неверным уточнённый перерасчёт размера платы за КР на СОИ электроэнергия, ГВС, ХВС и водоотведение за 2023г по показаниям общедомового прибора учёта для квартиры ... Оренбурга, произведённый ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» в мае 2024 года, результат которого отражён в платёжных документах, выставленных для оплаты за содержание жилого помещения за май 2024г.;     -    - обязать ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» произвести для квартиры ... Оренбурга перерасчёт размера платы за КР на СОИ за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта в следующем размере:

- за КР на СОИ электроэнергия: 212, 68 руб. к уменьшению платы,

- за КР на СОИ ХВС: 34,97 руб. к увеличению платы,

- за КР на СОИ ГВС: 1 076,79 руб. к уменьшению платы,

- за КР на СОИ водоотведение: 180, 10 руб. к уменьшению платы.

- взыскать с ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» в пользу Давыдова Е.В. и Ткачёвой М.И. в солидарном порядке штраф в соответствии с ч. 6 ст.157 Жилищного кодека РФ в размере 356, 03 руб. за нарушение порядка расчёта размера платы за КР на СОИ ГВС за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта при произведении перерасчёта в январе 2024г., взыскание штрафа производить в порядке путем снижения размера платы за КР на СОИ ГВС; в размере 109, 18 руб. за нарушение порядка расчёта размера платы за КР на СОИ водоотведение за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта при произведении перерасчёта в январе 2024г., взыскание штрафа производить путем снижения размера платы за КР на СОИ водоотведение; в размере 162, 48 руб. за нарушение порядка расчёта размера платы за КР на СОИ электроэнергия за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта при произведении перерасчёта в мае 2024г., взыскание штрафа производить путем снижения размера платы за КР на СОИ электроэнергия; в размере 611, 54 руб. за нарушение порядка расчёта размера платы за КР на СОИ ГВС за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта при произведении уточнённого перерасчёта в мае 2024г., взыскание штрафа производить в порядке путем снижения размера платы за КР на СОИ ГВС; в размере 16, 31 руб. за нарушение порядка расчёта размера платы за КР на СОИ водоотведение за 2023 год по показаниям общедомового прибора учёта при произведении уточнённого перерасчёта в мае 2024г., взыскание штрафа производить путем снижения размера платы за КР на СОИ водоотведение; штраф в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; в пользу Давыдова Е.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., в пользу Ткачевой М.И. - в размере 5 000 руб.;

Определением суда от 19 сентября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ПАО «Т Плюс».

Истец Давыдов Е.В. и Ткачева М.И., представитель третьего лица ПАО "Т Плюс" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извёщенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истцов Щербакова Ю.Е., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представители ответчика Черникова Т.Е., Байтаулина И.Н., действующие на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражали, указав, что произведенные в январе перерасчет признан ими неверным, в связи с чем в мае произведен повторный перерасчет, который является верным.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Давыдов Е.В. и Ткачева (...) М.И. являются долевыми сособственниками жилого помещения – квартиры ... что подтверждается выпиской ЕГРН.

Управление МКД по указанному адресу осуществляет ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» на основании договора управления от 25 июля 2018 года. Из материалов дела следует, что в доме эксплуатируются общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, электроэнергии и отопления.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, Давыдов Е.В. и Ткачева М.И. указали, что в 2023 году размер расходов истцов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, определялся исходя из норматива потребления. В январе 2024 года ответчик произвел неверный перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы. В последующем, после обращения стороны истца, управляющей компанией в мае повторно произведен перерасчет размера платы, однако и он выполнен неверно.

С 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, являются составляющей платы за содержание жилого помещения, и начисляются согласно установленным региональными властями тарифов и нормативов исходя из площади помещений. Расчет платы за общедомовые нужды (коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома) рассчитываются путем умножения площади помещения на норматив и тариф, утвержденный региональной службой по тарифам области действующий в спорный период.

30 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 27 марта 2023 года №480, которым внесены уточнения в порядок перерасчета размера расходов на оплату КР СОИ, а именно: установлено, что величина перерасчета размера расходов на оплату КР СОИ, проводимого по истечении каждого календарного года, учитывается равными долями в составе платы за КР СОИ, в течение года, следующего за расчетным годом.

До принятия Постановления № 480 перерасчет осуществлялся по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.

Таким образом, в случае если многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, при этом собственники помещений в таком многоквартирном доме в течение 2023 года оплачивали КР СОИ исходя из норматива потребления КР СОИ либо исходя из среднемесячного объема КР СОИ, тогда в 2024 году производится перерасчет размера платы за КР СОИ, потребленные в течение 2023 года, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Ответчиком ООО «ЖЭУ-Ремстройсервис» с целью соблюдения требований указанных положений, в 2024 году произведен перерасчет размера платы за КР СОИ, потребленные в течение 2023 года, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, выставив и направив счет собственникам МКД.

Из материалов дела следует, что протоколом №1 от 23 апреля 2024 года собственников МКД по адресу... определен порядок начисления исходя из фактического потребления начиная с 1 мая 2024 года. Для перехода на оплату КР на СОИ исходя из фактического потребления были произведены проверки исправности всех общедомовых приборов учета (ОДПУ). В связи с этим, начисления размера платы за КР на СОИ до мая 2024 года производились исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов, так как в данный период времени проводились необходимые мероприятия по проверке ОДПУ, в связи с чем, корректные начисления размера платы за КР на СОИ исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов были невозможны.

Обращаясь в суд с требованиями об обязании произвести перерасчет, истцы ссылаются на неверно произведенный перерасчет размера платы за КР на СОИ за 2023 год, предоставляют свой расчет, согласно которому за 2023 год размер платы за КР на СОИ по показаниям общедомового прибора учёта составляет:

- за КР на СОИ электроэнергия: 212, 68 руб. к уменьшению платы,

- за КР на СОИ ХВС: 34,97 руб. к увеличению платы,

- за КР на СОИ ГВС: 1 076,79 руб. к уменьшению платы,

- за КР на СОИ водоотведение: 180, 10 руб. к уменьшению платы.

В соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проверив представленный расчёт истца, суд с ним согласиться не может в силу следующего.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

При этом, тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил (п. 38 Правил).

Плата рассчитывается на основании формул, которые различаются в зависимости от вида коммунального ресурса, наличия или отсутствия в многоквартирном доме общих и индивидуальных приборов учета коммунального ресурса, а также от периода расчета размера платы.

    Управляющая организация, занимающаяся управлением МКД, обязана заключить с РСО договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ). Если коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в доме оказывает непосредственно РСО (прямые договоры), УК заключает договоры ресурсоснабжения только в отношении КР на СОИ.

Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124.

Согласно п. 16 указанных правил условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом, настоящими правилами, а в части, не урегулированной данными нормативными правовыми актами, — с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. На основании пп. «г» п. 17 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса. В свою очередь, этот порядок зависит от того, заключается договор с РСО в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг и приобретения КР на СОИ или только в целях содержания общего имущества дома.

Последний вариант касается ситуации, когда УК не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по причине наличия прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО. В этом случае порядок определения объемов коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом особенностей, прописанных в п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

Величина Vпотр, учитываемая в формуле подпункта «а» пункта 21(1) Правил № 124, в текущем расчетном периоде определяется исходя из:

- объемов потребления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома за расчетный период, определенных на основании в том числе показаний приборов учета, нормативов потребления коммунальных услуг,

- объемов, пересчитанных в текущем расчетном периоде за прошлые периоды, в связи с проведенными потребителям перерасчетами, предусмотренными вышеуказанными пунктами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

В разъяснениях Минстроя России от 15 ноября 2022 года № 60319-ИФ/О4 «О применении пункта «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года №124» указано, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 21(1) Правил № 124 в случае если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса› подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), определяемый в соответствии с подпунктом «а» или подпунктом «б» пункта 21(1) Правил № 124, уменьшается на величину, на которую Vпотр превышает Vодпу в текущем периоде.

Соответствующий алгоритм действий учитывает невозможность одновременного снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, а также возможность учета перерасчетов по жилым и нежилым помещениям за предыдущие периоды в том периоде, в котором такие перерасчеты были произведены.

Согласно пп. «е» п. 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения, заключенном между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче указанным лицам показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять указанных лиц о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей указанных лиц участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) Правил № 124, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются ими по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.

Вместе с тем если по какой-либо причине ресурсоснабжающей организацией информация, используемая для определения объемов потребления коммунального ресурса, своевременно не была передана указанным лицам или не была учтена при определении объема потребленного коммунального ресурса, то согласно подпункту «б (3)» пункта 22 Правил № 124 плата за коммунальный ресурс, объем которого в расчетных периодах (расчетных месяцах) определяется в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 21(1) Правил № 124, подлежит корректировке по истечении календарного года или при прекращении договора ресурсоснабжения исходя из совокупного объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем за период корректировки, который определяется как разница между совокупным объемом коммунального ресурса, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета или среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за период корректировки, и совокупным объемом коммунальной услуги и коммунального ресурса, потребленного в нежилых помещениях в многоквартирном доме, подлежащим оплате потребителями за период корректировки.

Как указано выше, подпункт «а» пункта 21(1) вышеуказанных Правил, предусматривает, что в случае превышения суммарного объема коммунального ресурса, потребленного в помещениях многоквартирного дома (индивидуального потребления жильцов дома), над объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ), то есть при возникновении отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества, такой объем подлежащий оплате лицом, управляющим домом (УО/ТСЖ/ЖСК), в пользу ресурсоснабжающей организации, принимается равным нулю.

Суммарный объем коммунального ресурса, потребленного в совокупности помещений многоквартирного дома, не может быть выше, чем общий объем такого ресурса, поданного в МКД (определенный по ОДПУ). То есть, применение отрицательного значения в расчетах фактически означает, что это РСО должна оплатить указанный объем в пользу УО/ТСЖ.

Установление «направления движения» оплаты КР СОИ исключительно от УО/ТСЖ в пользу РСО и исключение выплат «в обратном направлении» вовсе не означает, что РСО имеет право присваивать себе излишне оплаченные за КР СОИ денежные средства и не учитывать возникающие отрицательные объемы КР СОИ в дальнейшем. В таком случае размер платы в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за КР на СОИ, определяемый в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную отрицательную величину (подп. «е» п. 29.2 Правил № 491).

Отрицательный объем коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, обязательно должен быть учтен в расчетах между РСО и УО в силу следующих обстоятельств.

Исходя из п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором. Количество поданного ресурса определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Согласно п. | ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество ресурса.

Статья 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 541 Гражданского кодекса РФ и Правила № 354 предусматривают определение количества энергии, потребляемой многоквартирным жилым домом, по общедомовому прибору учета.

В случае отказа РСО от учета отрицательного объема КР СОИ в расчетах с управляющей организацией, суммарный объем ресурса, предъявленного к оплате собственникам помещений (индивидуальное потребление) и предъявленного к оплате УО/ГСЖ (КР СОИ), превысит фактически поставленный в многоквартирный дом объем коммунального ресурса, определенный по общедомовому прибору учета (далее - ОПУ). При этом действующее законодательство РФ не предусматривает возможности получения РСО оплаты коммунального ресурса в объеме большем, чем определен по показаниям ОДЛУ. В таком случае на стороне РСО возникает неосновательное обогащение.

Абзац 4 пункта 25 Правил 124 устанавливает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.

Таким образом, Правила 124 предусматривают проведение сверки расчетов за периоды времени, превышающие несколько расчетных периодов (расчетных месяцев), что означает недопустимость отдельного учета потребления КР СОИ в конкретный месяц, без взаимосвязи с остальными месяцами действия договора ресурсоснабжения.

В том конкретном месяце, в котором объем КР СОИ получился отрицательным, тот объем КР СОИ, который подлежит оплате от УО/ТСЖ в пользу РСО, действительно принимается равным нулю. Но никаких норм, позволяющих «обнулять» отрицательный объем КР СОИ при проведении сверки расчетов, действующее законодательство РФ не содержит.

Среди причин возникновения отрицательного объема КР СОИ могут быть, например, недостоверные показания индивидуальных приборов учета (далее — ИПУ), переданные потребителями коммунальной услуги, либо несвоевременная передача таких показаний. После возникновения отрицательного объема КР СОИ выявляется причина такого события, связанная, как правило, с применением в расчетах некорректных показаний ИПУ. После устранения такой причины (исправление ошибки) объем КР СОИ за тот расчетный период, в котором исправлена ошибка, возрастает на величину (по модулю) того самого ранее возникшего отрицательного объема КР СОИ. В случае если РСО отказываются снижать получившийся «увеличенный» объем на размер ранее возникшего отрицательного объема, мотивируя свой отказ тем, что законом предусмотрено «обнуление» отрицательного объема КР СОИ без учета такого отрицательного объема в последующих расчетах, то РСО получает оплату отрицательного объема КР СОИ дважды: один раз от собственников помещений дома (когда их суммарная оплата превышает общую стоимость ресурса, поданного в дом, но это превышение не возвращается, «обнуляется»), второй раз — в составе «повышенного» объема КР СОИ, оплачиваемого в пользу РСО после устранения ошибки, вызвавшей отрицательное значение объема КР СОИ.

Верховный Суд РФ, проверяя положения пп. «а» п. 21(1) Правил № 124, в решении от 20 июня 2018 года № АКПИ18-386 также отметил, что если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО обязана произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса.

Отрицательные показания образуются из-за того, что жильцы несвоевременно передают показания приборов учета и в некоторые месяцы применяются расчетные способы. В таких случаях после получения показаний РСО должна скорректировать объемы индивидуального потребления и потребления на содержание общего имущества, которые прямо взаимосвязаны, так как именно РСО производит начисления конечному потребителю, а не УО/ГСЖ, которая в своею очередь осуществляет контроль за правильностью начисления.

Плата за КР на СОИ в домах, где установлены общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов, рассчитывается по общему правилу, которое зафиксировано в ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, ежемесячный расчёт платы ведётся исходя из установленного в регионе норматива потребления, соответствующего коммунального ресурса, показания ОДПУ при этом не учитываются.

Объём КР на СОИ при этом, который распределяется между собственниками в соответствии с их долями в общем имуществе, определяется как произведение норматива на общую площадь помещений, входящих в состав ОИ дома. Норматив при расчётах за КР на СОИ согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ применяется ежемесячно даже несмотря на наличие ОДПУ.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 года № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержден новый порядок расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (далее — КР на СОИ) в многоквартирных домах. Документом были внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, Правила, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года №124.

Постановлением № 92 детализирован порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы.

С 1 сентября 2022 года начисление платы за КР на СОИ производится в следующем порядке:

- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунальных ресурсов (далее -ОДПУ) исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса;

- при наличии ОДПУ и при условии, что собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о распределении КР на СОИ исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов или среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов – исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса с последующим проведением перерасчета за КР на СОИ исходя из показаний ОДПУ:

- при принятии собственниками помещений в МКД решения об определении размера платы за КР на СОИ исходя из среднемесячного потребления КР на СОИ – исходя из среднемесячного объема потребления с последующим проведением перерасчета за КР на СОИ по показаниям ОДПУ;

- в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг при условии обеспечения этой системой возможности одномоментного снятия показаний – исходя из показаний такой системы.

При этом если определяемый объём КР на СОИ составит отрицательную величину то размер платы за КР на СОИ в соответствующем расчетном периоде при периоде равным нулю, а размер расходов за КР на СОИ в следующем расчетном периоде уменьшается на указанную величину.

Перерасчет стоимости КР на СОИ производится следующим образом:

-если фактический объем КР СОИ меньше нормативного, то жителям производят перерасчет денежных средств, оплаченных ими за КР СОИ (в ЕПД со знаком «-»);

-если фактический объем КР СОИ больше нормативного, то жителям производят перерасчет денежных средств, недоплаченных ими за КР СОИ;

Таким образом, в случае если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0.

При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу‚ уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах), возникновение отрицательного объема КР СОИ, приравниваемого нулю при применении формулы, утвержденной пп. «а» п. 21(1) Правил 124, не должно приводить к присвоению РСО стоимости такого объема.

Указанный отрицательный объем КР СОИ должен учитываться при расчетах УО/ТСЖ с РСО в другие расчетные периоды (уменьшая объем потребления КР СОИ).

Из анализа указанных норм, суд приходит к выводу, что ответчиком расчет платы в мае 2024 года за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, произведен верно, несогласие истцов с расчетом основано на неверном толковании норм права.

Поскольку после января 2024, в мае 2024 года ответчиком произведен верный перерасчет, в связи с чем ранее выставленные начисления за январь откорректированы, то оснований для признания неверным перерасчета за январь суд не усматривает.

Учитывая, что в удовлетворении основного требования истцам отказано, то оснований для удовлетворения производных требований о взыскании штрафов, компенсации морального вреда также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Давыдова Е.В., Ткачевой М.И. к Обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис" об обязании произвести перерасчет начислений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Глухова

Мотивированное решение составлено 8 ноября 2024 года.

2-7144/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткачева Марина Игоревна
Давыдов Евгений Васильевич
Ответчики
ООО "ЖЭУ - Ремстройсервис"
Другие
ПАО "Т Плюс"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
25.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2024Передача материалов судье
01.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее