дело № 2-201/15
Решение
Именем Российской Федерации
15 сентября 2015 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи:
Никитушкиной Е.Ю., при секретаре: Малковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макас Л.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новочеркасска о нечинении препятствий, по иску КУМИ администрации г. Новочеркасска к Макас Л.В. об обязании привести площадь занимаемого земельного участка в соответствии с координатами участка согласно правоустанавливающим документам, путем демонтажа забора и ворот,
УСТАНОВИЛ:
Макас Л.В. обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что имеет в собственности смежные земельные участки по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>»: №, площадью 712 кв.м., запись государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №); №, площадью 772 кв.м., запись государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №). Для оформления решения об объединении этих участков, а также для постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, истец подал заявление в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, которым неоднократно просил согласовать проекты местоположения границ указанных земельных участков. Из представленных проектов границ указанных земельных участков следует, что он просил согласовать границы земельных участков следующей фактической площадью: участок №, площадью по свидетельству о гос.регистрации права 712 кв.м.) - 737 кв.м., т.е. с превышением площади на 25 кв.м. (737 кв.м. - 712 кв.м. = 25 кв.м.); участок №, площадью по свидетельству о гос.регистрации права 772 кв.м.) - 765 кв.м., т.е. на 7 кв.м. метров меньше (772 кв.м. - 765 кв.м. = 7 кв.м.). В согласовании границ земельных участков истцу было отказано письмом главного архитектора г. Новочеркасска - начальником Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска № от <дата>. В письме указано, что «проектные границы земельных участков выходят за пределы их исходных границ более, чем на 15 метров. Таким образом, имеет место самозахват земель общего пользования, в связи с чем, согласование представленных проектов границ не представляет возможным».
Просил суд обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска не чинить препятствий в осуществлении кадастровых работ по установлению границ первоначальных земельных участков: - по адресу: г. Новочеркасск садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 712 кв.м.) - 737 кв.м., т.е. с превышением площади на 25 кв.м.; - по адресу: г. Новочеркасск садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 772 кв.м.) - 765 кв.м., т.е. на 7 кв.м. метров менее, в согласовании границ указанных земельных участков.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска – третье лицо заявляющие самостоятельные требования обратился в суд с иском к Макас Л.В., в котором указал, что земельные участки № и №, расположенные в садоводческом товариществе № «<данные изъяты>» принадлежат на праве собственности Макас Л.В. и являются смежными (имеют общую границу). Ограждение, разделяющее спорные земельные участки отсутствует. Земельные участки являются ранее учтенными, границы участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем свидетельствуют кадастровые выписки от <дата> № и №. Площадь объектов собственности Макас Л.В. составляет: 712 кв.м. - участок №№ и 772 кв.м.- участок №, общая площадь участков № - 1484 кв.м. В ходе осмотр указанных объектов установлено, что земельные участки фактически объединены, о чем свидетельствует единое ограждение из металлопрофиля высотой 3,5 м, установленное на бетонном основании высотой до 0,4 м, и организованный с юго-западной стороны единый проезд (проход) на земельные участки. Фактическое использование земельных участков, установленное согласно осмотру территории со стороны ворот - проведение строительных работ по возведению единого здания на объединенной территории садовых участков. В результате наружного обмера общая площадь земельных участков, огороженная и используемая Макасом Л.В., составила 1529 кв. м., в том числе за счет граничащей с юго-запада территорией кадастрового квартала <данные изъяты> – 19 кв.м., что подтверждает совпадение фактического местоположения: северо-западной границы участка № (<данные изъяты>) с местоположением границы участка №№ (<данные изъяты> точки 1-2 согласно кадастровой выписке <данные изъяты> от <дата>); юго-восточной границы, участка № (<данные изъяты> с местоположением границы участка - <адрес> (<данные изъяты> точки 2-3 согласно кадастровой выписке <данные изъяты> от <дата>); с северо-восточной границы за счет территории смежных земельных участков: Садоводческое товарищество №№ "<данные изъяты>" участок № (КН №), Садоводческое товарищество №№ "<данные изъяты>" участок № (КН <данные изъяты>) - 26 кв.м. Самовольно занятая территория кадастрового квартала <данные изъяты> является следствием изменения местоположения границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество №№ "<данные изъяты>", участок № (от поворотной точки 3 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на юго-восток до установленной при обмере поворотной точки т1, далее до установленной при обмере поворотной точки т.2). На самовольно занятой территории капитальные строения отсутствуют, но данная территория огорожена забором, установленном на бетонном основании. Документов, подтверждающих наличие права собственности или права аренды на самовольно занятый Макасом Л.В. земельный участок площадью 19 кв.м. не имеется. Приведенные основания подтверждают, что предмет спора по указанному делу связан с защитой прав и законных интересов муниципального образования «город Новочеркасск».
Просили суд, обязать Макаса Л.В. привести фактически занимаемую площадь земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», в соответствие с координатами земельного участка согласно, правоустанавливающим документам путем демонтажа металлического забора и ворот.
В уточненных исковых требованиях Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска просил суд обязать Макаса Л.В. привести фактически занимаемую площадь земельного участка №№ с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> точки 1 (координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа металлического забора и ворот, обязать Макаса Л.В. привести фактически занимаемую площадь земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, точки 1 (координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа соответствующей части металлического забора и ворот.
Макас Л.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением в суд не явился. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не предоставил.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Волков П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Макас Л.В. поддержал, настаивал на их удовлетворении. В удовлетворении требований КУМИ г. Новочеркасска просил отказать.
Представитель КУМИ администрации г. Новочеркасска – Савчук Т.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 201), в судебное заседание явилась, исковые требования Макас Л.В. не признала, просила в иске отказать, требования КУМИ администрации г. Новочеркасска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска – Суздаль М.И., действующая на основании доверенности (л.д. 200), в судебное заседание явилась, исковые требования Макас Л.В. не признала, просила в иске отказать, требования КУМИ администрации г. Новочеркасска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель привлеченного определением суда (л.д.214 оборот)в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требовании ООО «Земля 2», <данные изъяты> Афанасьев В.И. в судебном заседании пояснил, он проводил межевание спорных земельного участков истца и составлял проект границ земельных участков №, №. При проведении межевания руководствуются правовыми документами, и осуществляют кадастровые работы по фактическому пользованию, ориентируясь на ограждения, заборы, столбы, изгороди. Если красная линия стоит на кадастровом учете, то ее должны учитывать. Проект границ земельных участков №, №, расположенных по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», который истец просит согласовать УАиГР, составлялся в <дата> г. и соответствовал действующему в то время законодательству. В настоящее время данный проект не соответствует требованиям законодательства и является недействительным.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО показал, что ему была представлена выдержка из карты, которая не содержит ни координат, ни длин, ни привязок, для него это было недостаточной информацией. Дороги на кадастровый учет не поставлены, участок числился как временно учтенный. До земельного участка по <адрес> около 30 см по фактическим замерам. 10 м – разница между фактической площадью земельного участка по ограждению и суммарной площадью данного участка. 18 м – разница между суммарной площадью земельного участка и площадью согласно представленному проекту границ. Общая площадь земельного участка – 1502 м. Обследование проводилось в присутствии сторон. Как такового тротуара там нет, есть обочина, но она не имеет четких границ, есть асфальтовое дорожное полотно. Замеры проводились от автодороги до железного забора Макас Л.В., расстояние порядка 0,8 – 0,9 м. Расстояние определяется в зависимости от категории дороги. Ширина полосы пешеходной дорожки не может быть меньше 0,75 м если их две, и 1 м – если дорожка одна. Земельный участок № и № не поставлен на кадастровый учет. Садоводческая деятельность на участке не ведется. Погрешность составляет 0,1 м для городских земель, но может быть отклонение на 10 см в любую сторону. Теоретически погрешности могут не выходить за пределы допустимых, а могут и выходить. Границы земельного участка общего пользования устанавливаются различными способами. Они могут быть отбиты Красными линиями, о них сведений в материалах дела нет. Территория общего пользования никоим образом не отработана и не поставлена на кадастровый учет. Нет координат, поэтому эксперт не мог самостоятельно определить границы. На кадастровом плане территории, который предоставили, участки истца никак не обозначены, только соседние земельные участки.
Суд, в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.ст. 12, 56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключении экспертов.
В силу ст. 67 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в собственности Макас Л.В. на основании договора купли – продажи земельных участков от <дата> находятся земельный участок №, площадью 712 кв.м., запись государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата>, расположенный по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>» (л.д. 11); и земельный участок №, площадью 772 кв.м., запись государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата>, расположенный по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>» (л.д. 10).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной <дата> № <данные изъяты> разрешенное использование земельного участка №, площадью 772 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>» с кадастровым номером <данные изъяты> - для садоводства. Граница указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена (л.д. 14).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, выданной <дата> № разрешенное использование земельного участка №, площадью 712 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>» с кадастровым номером <данные изъяты> - для садоводства. Граница указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Разрешая требования Макас Л.В. об обязании ответчика не чинить препятствий в осуществлении кадастровых работ по установлению границ первоначальных земельных участков: - по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», № номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 712 кв.м.) - 737 кв.м., т.е. с превышением площади на 25 кв.м.; по адресу: <адрес> садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый №, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 772 кв.м.) - 765 кв.м., т.е. на 7 кв.м. метров менее, в согласовании границ указанных земельных участков, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане согласно ч. 2 данной статьи указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со ст. 39 указанного выше закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
При уточнении границ земельного участка в силу ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из п. 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.
Однако как видно из письма Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Новочеркасска № от <дата> в согласовании проектных границ земельных участков отказано, поскольку они выходят за пределы их исходных границ более, чем на 15 метров, т.е. имеет место самозахват земель общего пользования. (л.д.18)
Согласно заключению судебной строительно- технической экспертизы № от <дата>,(л.д.88) проведенной ООО «Северокавказский центр экспертиз и исследований» в предоставленном кадастровом плане территории № от <дата> отсутствуют какие-либо сведения о границах территорий общего пользования. Схема размещения СТ № «<данные изъяты>», содержащая координаты границ вышеуказанного садового товарищества не предоставлена.
Однако в ходе натурного осмотра экспертами установлено, что фактически земельные участки № и № объединены и имеют общее ограждение. Суммарная площадь спорных земельных участков, согласно правоустанавливающим документам составляет 1484 кв.м. Суммарная площадь указанных земельных участков, согласно фактическим измерениям составляет 1494 кв.м., т.е. не соответствует правовым документам больше чем на 10 кв.м. При наложении фактических границ земельных участков № и № и границ согласно проектам границ (л.д. 23-28) выявлено несоответствие исследуемых границ земельных участков предлагаемому к согласованию проекта границ этих участков. Суммарная площадь земельных участков № и № (кадастровый № и кадастровый №), согласно проектам границ (л.д. 23-28), составляет 1502 кв.м., т.е. на 18 кв.м. больше.
Отклонение фактических границ земельных участков № и № (кадастровый № и кадастровый №), расположенных по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», от границ согласно проектам их границ (л.д. 23-28), в соответствии с приложением 2 к заключению экспертов и составляют: в точке 1, фактическая граница земельных участков смещена в сторону <адрес> на 0, 60 м, в точке 2, фактическая граница земельных участков смещена в сторону <адрес> на 1, 73 м и влево в сторону от земельного участка КН <данные изъяты> на 0, 68 м, в точке 3 фактическая граница земельных участков смещена в вправо в сторону земельного участка КН <данные изъяты> на 0, 86 м, в точке 4 фактическая граница земельных участков смещена влево вглубь земельного участка КН <данные изъяты> (№) на 0, 35 м, в точке 5 фактическая граница земельных участков смещена на 1, 47 м вглубь земельного участка КН <данные изъяты> (№) в сторону <адрес>, а также вглубь земельного участка КН <данные изъяты> (№) на 0, 59 м, в точке 6 фактическая граница земельных участков смещена на 0, 55 м вглубь земельного участка КН <данные изъяты> (№) в сторону <адрес>, а также вглубь земельного участка КН <данные изъяты> (№) на 0, 30 м.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки смещены к <адрес>, и не соответствуют их исходным данным.
Оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта суд не усматривает, поскольку имеющееся в материалах дела заключение отвечает требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, является ясным, объективным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Как пояснила представитель УАиГР в судебном заседании <дата>, установление забора и ворот, выходящих на <адрес> нарушают границы земель общего пользования. Если не имеется координат указанных границ, то это не означает отсутствие указанных границ. Согласно существующим строительным нормам и правилам на расстоянии 2, 5 м от полотна дороги располагаются земли общего пользования. Границы спорных участков не пересекают красную линию, т.к. проект на территорию общего пользования не утверждался.
Как пояснил допрошенный в судебном заседании <данные изъяты> ООО «Земля-2» - Афанасьев В.И., проводивший межевание спорных земельного участков истца и составивший проект границ земельных участков №, № проект границ земельных участков №, № расположенных по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», который истец просит согласовать УАиГР, составлялся в 2012 г. и соответствовал действующему на тот момент времени законодательству. В настоящее время данный проект не соответствует требованиям законодательства и является недействительным (л.д.23).
Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют какие-либо сведения о границах территорий общего пользования, о наличии красной линии, разделяющей земли общего пользования и садоводческого товарищества № «<данные изъяты>», из всех представленных планов спорных земельных участков, плана кадастрового квартала, а также схем расположения спорных земельных участков, находящихся в приложениях к заключению экспертов, выводов экспертов, пояснений сторон, усматривается, что месторасположение границ земельных участков № и № СТ № «<данные изъяты>» в г. Новочеркасске не соответствует правоустанавливающим документам и захватывает тротуар, выходя за пределы линии смежных земельный участков, расположенных в СТ № «<данные изъяты>».
Согласно толкованию, данному в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (ред. от 20.04.2015), тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Следовательно, тротуар также входит в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования и не может быть передан в собственность частного лица.
Пункт 1 статьи 262 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие территорий общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Пункт 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ред. от 06.04.2015) закрепляют положение о том, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению, то есть передаче из государственной или муниципальной собственности в собственность частных лиц.
Согласно п. 1, 4 ст. 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Поскольку проект границ земельных участков №, № расположенных по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>» не соответствует правовым документам, границы указанных участков смещены к <адрес>, выходят за пределы их исходных границ, следовательно проект обосновано не согласован органом местного самоуправления.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что исковые требования Макас Л.В. об обязании Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Новочеркасска не чинить препятствий в осуществлении кадастровых работ по установлению границ первоначальных земельных участков: - по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый номер <данные изъяты>, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 712 кв.м.) - 737 кв.м., т.е. с превышением площади на 25 кв.м.; по адресу: <адрес> садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый номер <данные изъяты>, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 772 кв.м.) - 765 кв.м., т.е. на 7 кв.м. метров менее, в согласовании границ указанных земельных участков, удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска к Макас Л.В. об обязании привести фактически занимаемую площадь земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, точки 1 (координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа металлического забора и ворот, обязании Макаса Л.В. привести фактически занимаемую площадь земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> точки 1 (координаты <данные изъяты> <данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа соответствующей части металлического забора и ворот, суд также не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
В силу пункта 12 указанной статьи территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, земельный участок, ограниченный в красных линиях, в силу названной нормы является территорией общего пользования.
Поскольку территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то такие участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду).
Целевое использование земельных участков является основополагающим принципом земельного законодательства. В соответствии со ст. 1, 7 Земельного Кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного порядка использования.
К числу принципов земельного законодательства Земельный кодекс Российской Федерации относит разграничение публичной собственности на землю: государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) и муниципальной собственности. Государственной собственностью, как предусмотрено в ст. 16 Земельного Кодекса, являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 обозначенного Федерального закона).
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ.
Пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относит к числу уникальных характеристик земельного участка описание местоположения границ участка, его площадь и др.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ), устанавливающего правовые основы проведения землеустройства, территориальная зона является объектом землеустройства, в отношении которого необходимо установление его границ на местности. Для этих и других целей в отношении территориальных зон должна составляться землеустроительная документация.
Согласно статье 19 Федерального закона N 78-ФЗ эта документация должна включать, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 78-ФЗ определено, что карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Согласно статье 22 Федерального закона N 78-ФЗ землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы по объекту землеустройства собирается в землеустроительное дело.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 24 Федерального закона N 78-ФЗ установлено, что в результате проведения землеустройства формируется Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Согласно пункту 18.6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17.02.2003) подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику.
С учетом этого, после проверки землеустроительной документации, сведения о прохождении границ территориальных зон в виде карты градостроительного зонирования (карты (плана) объекта землеустройства) должны быть переданы из государственного фонда данных объектов землеустройства в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия, на что указано в Постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (действовавшим в рассматриваемый период).
Согласно заключению судебной строительно- технической экспертизы № от <дата>, проведенной ООО «Северокавказский центр экспертиз и исследований» в предоставленном кадастровом плане территории № от <дата> имеются сведения о соседних земельных участках, а также о границе кадастрового квартала КН <данные изъяты>. Сведения о границах садового товарищества № «<данные изъяты>» либо о иных границах земель общего пользования в кадастровом плане территории № от <дата> отсутствуют. Граница улицы общего пользования – <адрес> - в кадастровом плане территории № от <дата> отсутствуют. Схема размещения СТ № «<данные изъяты>», содержащая координаты границ указанного товарищества не предоставлена (л.д. 100).
Поэтому эксперты не имели возможности установить границы, как земель общего пользования, так и границ садоводческого товарищества, в котором расположены спорные земельные участки, в виду отсутствия геоданных указанных земельных массивов.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства", точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.
Таким образом, любое пересечение границ территориальных зон с границами земельных участков исключено, что отвечает требованию пункта 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ и гарантирует принадлежность любого земельного участка только к одной территориальной зоне согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ.
С учетом этого отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о прохождении границ территориальных зон г. Новочеркасска, служит основанием для вывода о том, что результаты мероприятий по землеустройству и зонированию территории г. Новочеркасска Ростовской области не переданы в государственный фонд данных объектов землеустройства, следовательно, отсутствует возможность утверждать, что зонирование муниципального образования проведено и оформлено надлежащим образом. Данный факт подтверждается показаниями эксперта ФИО который указал, что в представленной ему документации не имелось ни координат, ни длин, ни привязок.
Следовательно, невозможно установить границы земель общего пользования, местоположение красных линий, поэтому и не имеется возможности определить объем нарушенных прав истца. А определение местоположения границы спорных земельных участков в соответствие с линией организации смежных садовых участков противоречит требованиям законодательства РФ о землеустройстве и нарушает правила определения точности координат характерных точек границ земельных участков.
Поэтому разрешая требования КУМИ администрации г. Новочеркасска суд не может определить границы и размеры, земельных участков самостоятельно, а также принять геоданные, указанные в уточненном иске. Координаты, границ территории общего пользования не определены, иного суду не предоставлено.
В связи, с чем суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований КУМИ администрации г. Новочеркасска, надлежит отказать, что не лишает истца возможности в последующем восстановить свои нарушенные права.
Согласно ч.3.ст. 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Макас Л.В. об обязании Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска не чинить препятствий в осуществлении кадастровых работ по установлению границ первоначальных земельных участков: - по адресу: <адрес> садоводческое товарищество № «<данные изъяты>», №, номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый номер <данные изъяты>, площадь по свидетельству о гос.регистрации права 712 кв.м.) - 737 кв.м., т.е. с превышением площади на 25 кв.м.; - по адресу: <адрес> садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», № номер и дата государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата> (кадастровый номер <данные изъяты> площадь по свидетельству о гос.регистрации права 772 кв.м.) - 765 кв.м., т.е. на 7 кв.м. метров менее, в согласовании границ указанных земельных участков, оставить без удовлетворения.
В удовлетворении уточненных требований Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> к Макас Л.В. об обязании привести фактически занимаемую площадь земельного участка №№ с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> точки 1 (координаты <данные изъяты>, <данные изъяты> смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа металлического забора и ворот, обязании Макаса Л.В. привести фактически занимаемую площадь земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество №«<данные изъяты>», определив местоположение его юго-западной границы в соответствие с линией организации смежных садовых участков, установленной координатами точек 3 (<данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, точки 1 (координаты <данные изъяты> <данные изъяты>) смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем демонтажа соответствующей части металлического забора и ворот, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 18 сентября 2015 года
Судья: Никитушкина Е.Ю.