Дело № 2а-41/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года п.Чертково
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего И.В. Дмитриевой,
при секретаре А.Н. Ерошенко,
с участием помощника прокурора
Чертковского района Ростовской области В.А. Прокоповой,
представителя ответчика А.В. Бондаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чертковского района Ростовской области к администрации муниципального образования «Осиковское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести кладбище в соответствии с СанПин,-
установил:
прокурор Чертковского района Ростовской области Власов В.Н. обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Осиковское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести кладбище в соответствии с СанПин.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области №7/1-08/93-2017 от 20.09.2017 «О проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле» проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Осиковского сельского поселения выявлены нарушения требований Федерального закона "О погребении и похоронном деле", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.7, 2,9, 6.2, 6.3, 6.4, 6.6 и 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", допущенные администрацией поселения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать бездействие администрации Осиковского сельского поселения, выразившееся в не приведении кладбищ, расположенных на территории Осиковского сельского поселения, в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Осиковское сельское поселение» привести содержание кладбищ, расположенных на территории Осиковского сельского поселения Чертковского района Ростовской области, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а именно: разработать проект устройства кладбища; установить урны для сбора мусора; оборудовать площадку для мусоросборников с подъездом к ней твердым покрытием и ограждением; установить общественный туалет; обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение кладбищ; на участках кладбищ необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта.
В судебном заседании пом. прокурора Прокопова В.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, вместе с тем уточнила и просила принять решение в части обеспечения водоснабжением указать только обеспечение водой хозяйственного назначения, т.е. для полива, а также, с учетом давности образования кладбищ, о возможности изготовления схемы кладбищ, вместо разработки проекта устройства кладбища.
Представитель ответчика глава администрации МО «Осиковское сельское поселение» Чертковского района Ростовской области Бондарева А.В. признала частично заявленные требования, пояснив, что поселение готово устранить нарушения, выявленные при проверке, вместе с тем указала о возможности создания плана-схемы на каждом кладбище, а также обеспечение водой только хозяйственного назначения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).
Согласно статье 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В силу 4.1.1 Областной закон от 28 декабря 2005 № 436-3C «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 18 и 22 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
На основании п.1 ст. 16 Федерального закона №8-Ф от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Частью 1 ст. 17 вышеуказанного федерального Закона предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.2882-11), которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором, в частности, необходимо предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В соответствии с п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
В силу п.6.3 СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
Пунктом 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Согласно п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Согласно п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Проверкой установлено, что администрацией Осиковского сельского поселения содержание кладбищ, расположенных на территории Осиковского сельского поселения не организовано в соответствии с санитарными правилами и нормами: система дренажа для организации отвода и сбора поверхностных вод отсутствует; обваловка территории не осуществлена; территория кладбища не разделена на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, электроснабжение, благоустройство территории не осуществляется; территория санитарно-защитных зон не благоустроена; транспортные и инженерные коридоры не предусмотрены; не оборудовано место для стоянки автокатафалков и автотранспорта; не оборудована площадка для мусоросборников с подъездом к ней твердым покрытием и ограждением; отсутствует общественный туалет; отсутствуют зеленые защитные насаждения по периметру кладбища, проект устройства кладбища не разработан в нарушение п. 2.9 СанПиНа территория санитарнозащитной зоны кладбища не спланирована, не благоустроена, не озеленена; в нарушение п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиНа 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствует общественный туалет (даже выгребного типа), не предусмотрена зона зеленых насаждений, стоянка автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Поскольку содержание кладбищ в силу закона осуществляет администрация муниципального образования «Осиковское сельское поселение», то в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, она должна руководствоваться указанным выше СанПиН.
Несоблюдение указанных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие.
С учетом изложенного, суд считает, что обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиком они не оспаривались, в связи с чем требования, в том числе уточненные в части водоснабжения и изготовления плана схемы на каждое кладбище, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, учитывая, что устранение недостатков может занять длительный период времени в силу большего объема работ и материальных затрат, суд считает возможным предоставить ответчику определить срок для их устранения до 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья-
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования по административному исковому заявлению прокурора Чертковского района Ростовской области к администрации муниципального образования «Осиковское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести кладбище в соответствии с СанПин, удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Осиковское сельское поселение», выразившееся в не приведении кладбищ, расположенных на территории Осиковского сельского поселения, в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Осиковское сельское поселение» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести содержание кладбищ, расположенных по адресу: Ростовская область Чертковский район, в границах кадастрового квартала 61:42:0600006 в 40 метрах на север от земельного участка по ул. Российская, 18 с. Осиково; в 200 метрах на северо-восток от земельного участка по ул. Горобцовка, дом 25 кв. 2 с. Осиково Чертковского района Ростовской области; в 350 метрах на северо-восток от земельного участка по ул. Сельская, дом 20 хутор Касьяновка Чертковского района Ростовской области; в границах кадастрового квартала 61:42:0600005 в 85 метрах на запад от земельного участка по ул. Молодежная, дом 3 с. Тарасово-Меловское Чертковского района Ростовской области; в 240 метрах на юго- восток от земельного участка по ул. Почтовая, дом 20,а в хуторе Галдин Чертковского район Ростовской области в соответствии с санитарными правилами и нормами:
разработать план–схему устройства кладбища; установить урны для сбора мусора; обеспечить хозяйственное водоснабжение кладбищ; на участках кладбищ предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта.
Кроме того, на кладбищах, расположенных: в 350 метрах на северо-восток от земельного участка по ул. Сельская, дом 20 хутор Касьяновка Чертковского района Ростовской области; в границах кадастрового квартала 61:42:0600005 в 85 метрах на запад от земельного участка по ул. Молодежная, дом 3 с. Тарасово-Меловское Чертковского района Ростовской области; в 240 метрах на юго-восток от земельного участка по ул. Почтовая, дом 20,а в хуторе Галдин Чертковского район Ростовской области оборудовать площадку для мусоросборников с подъездом к ней твердым покрытием и ограждением; установить общественный туалет.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Чертковский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 января 2018 года.
Председательствующий: