Дело № 2а-860/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года г.Петровск-Забайкальский
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балбаровой А.В., при секретаре Поздеевой А.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения «Катаевское», к Администрации сельского поселения «Катаевское» о понуждении к действию,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд c вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района в июне 2016 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Петровск-Забайкальского района законодательства об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов и противодействии коррупции. В нарушение действующих положений закона в сельском поселении «Катаевское» внешний муниципальный финансовый контроль не осуществляется, соответствующие полномочия по осуществлению названного контроля в представительный орган муниципального района не передавались. Так, администрацией сельского поселения «Катаевское» в результате бездействия не создан контрольно-счетный орган. На уровне муниципального района «Петровск-Забайкальский район» на основании решения Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» от 24.04.2012 № 167 создан контрольный орган муниципального района, деятельность которого осуществляется согласно Положению, утвержденному решением Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский» от 28.11.2013 № 32. В 2015 году Советом сельского поселения «Катаевское» принимались меры к заключению соглашения с Контрольно-счетным органом муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля сроком на один год, что подтверждается соглашением от 01.04.2015. Однако 01.04.2016 указанное соглашение прекратило свое действие, новое соглашение не принималось, что подтверждается информацией из Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район». Таким образом, бездействие администрации сельского поселения «Катаевское» (непринятие мер к организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории поселения) ведет к нарушению прав жителей поселения, уровень жизни которых во многом зависит от эффективного и целевого использованию бюджетных средств. На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию сельского поселения «Катаевское» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать в сельском поселении «Катаевское» осуществление внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
В ходе подготовки дела прокурор и глава сельского поселения «Катаевское» выразили согласие на рассмотрении дела в упрощенном производстве, о чем представили суду письменные заявления (л.д.29-30).
В соответствие с протокольным определением от 03.08.2016 настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» от 24.04.2012 № 167 создан контрольный орган муниципального района, деятельность которого осуществляется согласно Положению, утвержденному решением Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский» от 28.11.2013 № 32 (Акт проверки от 29.07.2016, л.д.9).
Решением Совета сельского поселения «Катаевское» № 2 от 30 января 2015 года постановлено передать Контрольному органу муниципального района «Петровск-Забайкальский» часть полномочий Контрольного органа сельского поселения «Катаевское» (л.д.22).
Решением Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский» № 127 от 11.02.2015 постановлено контрольно-счетному органу муниципального района «Петровск-Забайкальский район» принять полномочия, контрольно-счетных органов поселений (ввиду его отсутствия), входящих в состав муниципального района «Петровск-Забайкальский район», по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, председателю Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» Макулькиной В.А. поручено заключить с представительными органами поселений «Новопавловское», «Тарбагатайское», «Балягинское», «Хохотуйское», «Толбагинское», «Зугмарское», «Катангарское», «Катаевское», «Усть-Оборское», «Малетинское», «Песчанское», «Хараузское», Сходом граждан сельского поселения «Баляга-Катангарское», Соглашения о передаче Контрольно-счетному органу муниципального района «Петровск-Забайкальский район» полномочий Контрольно-счетного органа поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (л.д.20-21).
Соглашением от 01 апреля 2015 года сельское поселение «Катаевское» передало Контрольному органу муниципального района «Петровск-Забайкальский» часть полномочий Контрольного органа сельского поселения «Катаевское», данное соглашение заключено сроком на 1 год (л.д.23-27).
Актом проверки от 29.07.2016, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что в 2015 году Советом сельского поселения «Катаевское» принимались меры к заключению соглашения с Контрольно-счетным органом муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля сроком на один год, что подтверждается соглашением от 01.04.2015. Однако 01.04.2016 указанное соглашение прекратило свое действие, новое соглашение не принималось, что подтверждается информацией из Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» (л.д.9).
Из ответа Председателя Совета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» Макулькиной В.А. следует, что в настоящее время действие соглашений между поселениями и контрольно-счетным органом муниципального района закончено 01 апреля 2016 года, в сентябре 2016 года большинство глав поселений будет переизбрано, соглашения будут приняты осенью 2016 года (л.д.28).
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).
В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом сельского поселения, Совет сельского поселения в целях устранения нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании, так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Петровск-Забайкальский район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Суд, учитывая изложенные выше нормы права и приведенные по делу доказательства, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, поскольку судом установлено, что на день рассмотрения дела судом в сельском поселении «Катаевское» отсутствует контрольно-счетный орган, как и отсутствует соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Петровск-Забайкальский район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, что приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к непроведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.
При таких обстоятельствах, суд находит подлежащим удовлетворению административный иск прокурора.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения «Катаевское», к Администрации сельского поселения «Катаевское» о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать Администрации сельского поселения «Катаевское» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, организовать в сельском поселении «Катаевское» осуществление внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Балбарова