№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ, в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Хаймчиковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тангановой Е. А. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ предоставить ей вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади с учетом права Тангановой Е.А. на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве 1 человека.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Танганова Е.А. является инвалидом второй <данные изъяты>. Согласно распоряжения Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ № Танганова Е.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма по категории «малоимущие» с составом семьи 2 человека, по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно» с составом семьи 1 человек, а также по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» с составом семьи 1 человек. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Согласно медицинской справке ВК ГБУЗ «РПНД» № от ДД.ММ.ГГГГ Танганова Е.А. страдает хроническим заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, установленном ЖК РФ, за счет муниципального жилищного фонда. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади.
Судом по ходатайству истца в качестве соответчика была привлечена Администрация города Улан-Удэ.
В судебное заседание истец Танганова Е.А. не явилась, уведомлена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Янькова Ю.А. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральном органом исполнительной власти, согласно медицинской справке ГБУЗ РПНД, Танганова Е.А. подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. с исковыми требованиями не согласна, просила оставить их без удовлетворения. Суду пояснила, что Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком в данном деле, поскольку в полномочия последней не входит предоставление жилых помещений гражданам из муниципального жилищного фонда. Согласно требованиям Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ при учете предоставлений освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ №, вопросы предоставления жилых помещений рассматриваются на заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Улан-Удэ по материалам, предоставленным Управлением. На основании решения Комиссии издается распоряжение Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения. В свою очередь, Администрации районов города на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения заключают с гражданами договор социального найма жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающими тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное с ними проживание в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, в установленном порядке муниципальному образованию городской округ «город Улан-Удэ» не передано. Кроме того, п.7 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-III закреплено, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное с ними проживание в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, состоят на учете для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонда Республики Бурятия. Просила в исковых требованиях Тангановой Е.А. отказать в полном объеме.
Представитель Министерства социальной защиты населения по Республике Бурятия по доверенности Жанчибон С.Б. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что в Республике Бурятия нормативные правовые акты, устанавливающие обязательства Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, не приняты. Жилищный фонд Республики Бурятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма отсутствует. Полагает, что отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям гражданам, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений статьи 17 ФЗ «181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления. Исходя из материалов гражданского дела, истец признан в установленном законом порядке малоимущим. Поскольку распределением жилых помещений по договорам социального найма, учетом нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления, обязанность по предоставлению жилых помещений должна обеспечиваться органом местного самоуправления. Соответствующее право истца на предоставление жилого помещения должно быть реализовано через органы местного самоуправления. Дальнейшая компенсация понесенных расходов муниципального образования должна производиться из федерального бюджета.
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия по доверенности Гомбоева Т.Ц. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно представленному отзыву, действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ В республике не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно», и действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О. В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления. Ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ни Жилищный кодекс РФ, ни законодательство Республики Бурятия не относит обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия. Поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма как из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации за счет муниципального жилищного фонда при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ Танганова Е.А. с сыном <данные изъяты> приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», очередь № с составом семьи 2 человека, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», очередь № с составом семьи 1 человек, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно», очередь № с составом семьи 1 человек.
Из справки ВК ГБУЗ «РПНД» № А от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Танганова Е.А. находится на диспансерном учете <данные изъяты>. Подпадает по действие Приказа Министерства Здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь».
Из справки ВК ГБУЗ «РПНД» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Танганова Е.А. находится диспансерном учете <данные изъяты> подпадает под действие Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире по пункту 3 перечня приложений тяжелых форм хронических заболеваний».
Согласно справке МСЭ – <данные изъяты> №, установлено, что Тангавой Е.А. установлена <данные изъяты> инвалидности, <данные изъяты>.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанным в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Такой перечень утвержден Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения может претендовать на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретный орган государственной власти или местного самоуправления, который должен обеспечивать жильем инвалидов, нуждающихся в жилом помещении и вставших на очередь после ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что в данном случае указанная обязанность должна быть возложена на Администрацию г. Улан-Удэ.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в Республике Бурятия не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после ДД.ММ.ГГГГ, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам указанной мер социальной поддержки, единственным нормативным актом, подлежащим применению в данном случае, является Жилищный кодекс РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В силу п. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, истец, являясь инвалидом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.
При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тангановой Е. А. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Тангановой Е. А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом права Тангановой Е. А. на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве 1 человека.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова