Решение по делу № 8Г-8450/2024 [88-10291/2024] от 29.03.2024

УИД 78RS0008-01-2022-009552-11

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10291/2024

№ 2-1897/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                               22 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Рогачевой В.В.,

судей Беспятовой Н.Н., Нагуляк М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой А.М. к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

по кассационной жалобе Романовой А.М. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Романовой А.М. Смирновой Н.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Шишкиной Т.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

    Истец Романова А.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований указано, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот. Ее мать Романова А.В. 21 августа 2013 года Красногвардейским районным судом (дело № 2-4037/13) лишена родительских прав в отношении нее, сыновей Романова Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Надымова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У истца отца нет (прочерк в графе «Отец» в свидетельстве о рождении). 21 мая 2019 года Романова А.В. умерла. С 10 июля 2012 года истец находилась на полном государственном обеспечении в СПБ ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Малоохтинский дом трудолюбия». С 10 декабря 2013 года истец являлась воспитанницей ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального «коррекционного» детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья № 6 Приморского района Санкт-Петербурга, впоследствии переименованным в СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13». 1 сентября 2021 года истец поступила на обучение по специальности «Повар, кондитер» и полное государственное обеспечение в СПБ ГБ ПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» со сроком обучения 3 года 10 месяцев.

    Она зарегистрирована по договору социального найма по адресу: <адрес>, в отдельной двухкомнатной квартире, жилой площадью 44,4 кв.м (29,9 кв.м и 23,5 кв.м), общей площадью 73,7 кв.м. По этому же адресу зарегистрированы трое сводных брата истца – Романов Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Надымов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Романов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которого Романова А.В. была лишена родительских прав 1 августа 2016 года. Указывает, что в двух комнатах зарегистрированы четыре гражданина, не являющиеся членами одной семьи - истец и три ее сводных брата. Ссылается на то, что она была зарегистрирована по указанному адресу после рождения, а с 10 июля 2012 года длительное время там не проживала и не проживает до сих пор. В одной семье истец и ее братья жили только в младенческом возрасте, в семье мамы. 1 сентября 2021 года истец поступила на обучение и полное государственное обеспечение в СПб ГБПОУ ЛСИТ, на период обучения поселена в общежитие структурного подразделения Лицея по адресу: <адрес>. Администрация СПб ГБПОУ ЛСИТ обращалась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с просьбой о признании невозможности проживания Романовой А.М. в ранее занимаемом жилом помещении и включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, вместе с тем учреждением получен отказ.

    Просила обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Романовой А.М. отказано.

    В кассационной жалобе Романова А.М. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет».

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

По правилам статьи части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

В данной связи суд кассационной инстанции отказывает истцу Романовой А.М. в приобщении представленного ею в обоснование доводов кассационной жалобы акта от 18 февраля 2024 года, не исследует его и во внимание не принимает.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес> предоставлена Романовой А.В. на семью из 4 человек: Романовой А.В., Романовой Е.В.(мать), Романовой А.М. (дочь), Романову Т.М. (сын) на основании договора социального найма жилого помещения от 16 февраля 2009 года № 22601.

Дополнительным соглашением от 12 октября 2015 года к договору социального найма жилого помещения от 16 февраля 2009 года № 22601 в договор включен в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения Романов И.А.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2013 года, вступившим в законную силу 27 сентября 2013 года, исковые требования прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга удовлетворены, Романова А.В. лишена родительских прав в отношении дочери Романовой А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Романова Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Надымова А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передав детей органам опеки и попечительства.

Романова А.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением МА ВМО МО Комендантский аэродром от 30 августа 2021 года Романова А.М. направлена в СПб ГБПУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий «Структурное подразделение – Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение.

Согласно справке СПб ГБПУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий от 7 июня 2022 года Романова А.М. с 1 сентября 2021 года обучается в СПб ГБПУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» по основной профессиональной образовательной программе по специальности «Повар, кондитер», форма обучения очная, дата окончания обучения 30 июня 2025 года, находится на полном государственном обеспечении и проживает в структурном подразделении лицея «Детский дом» по адресу: <адрес>

В настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Романова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь нанимателя), Романов Т.М. (сын нанимателя), Надымов А.А. (сын нанимателя), Романов И.А. (сын нанимателя).

Указанная квартира является двухкомнатной, общей площадью 73,70 кв.м, жилой площадью 44,40 кв.м (20,90 кв.м, 23,50 кв.м).

В настоящее время в квартире по вышеуказанному адресу никто не проживает, поскольку братья истца находятся в детских социальных учреждениях до настоящего времени.

СПб ГБПУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» обратилось в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с ходатайством о признании факта невозможности совместного проживания Романовой А.М. со своими братьями в вышеуказанной квартире и включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот по договору найма.

Уведомлением от 26 апреля 2022 года администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга отказала в признании невозможным проживание Романовой А.М. в жилом помещении по адресу: <адрес> связи с отсутствием соответствующих оснований.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга», пунктов 1.2, 1.2.1, 2.9 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2020 года № 509-р, исходил из того, что доказательств нарушения прав истца не имеется, поскольку истец вместе с братьями вселена в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя, истец находится на полном государственном обеспечении и проживает по другому адресу до 30 июня 2025 года, в настоящее время в квартире никто не проживает, жилищная обеспеченность истца составляет более 9 кв.м ((73,70 кв.м / 4) =18,42 кв.м), то есть более учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека, квартира непригодной для проживания не признана, лицо, лишенное родительских прав в отношении истца, в квартире не проживает, братья истца также в квартире не проживают, поскольку находятся в детских социальных учреждениях.

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, не усмотрев оснований для апелляционного вмешательства в постановленное по делу решение по доводам апелляционной жалобы истца.

Отклоняя доводы Романовой А.М. о том, что ее сводные братья не являются членами одной семьи, коллегия судей со ссылкой на положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснения пункта 11 постановления Пленума верховного Суда российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», проанализировав условия договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, пришла к выводу о том, что Романова Е.В. (мать), Романова А.М. (истец), Романов Т.М. (сын), Романов И.А. (сын) являются членами семьи истца, поскольку вселены в жилое помещение в соответствующем статусе члена семьи нанимателя. При этом фактическое непроживание истца в спорном жалом помещении не признано судом апелляционной инстанции в качестве основания для отказа в признании указанных лиц членами семьи истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для указанной в законе категории лиц установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (пункт 1).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2).

Согласно пункту 4 статьи 8 названного закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В силу части 1 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

а) обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

б) проживания в таких жилых помещениях лиц:

- не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;

- бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;

- признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

- имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2020 г. № 509-р утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Согласно пункту 1.2.1 указанного Административного регламента предусмотрены требования к лицам, в отношении которых администрацией района Санкт-Петербурга принимается решение о признании невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях по заявлению заявителей, указанных в пункте 1.2 настоящего Административного регламента: дети-сироты являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений при наличии одного из следующих обстоятельств:

- проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; не являющихся членами семьи детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; бывших усыновителей детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, если усыновление отменено; признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

Пунктом 2.9 вышеуказанного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги:

- заявитель не соответствует категории заявителей, предусмотренной пунктом 1.2 настоящего Административного регламента;

- непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и (или) несоответствие документов требованиям, указанным в пункте 2.6.2 настоящего Административного регламента;

- лица, в отношении которых по заявлению заявителей администрацией района принимается решение о признании невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, не соответствуют требованиям, указанным в пункте 1.2.1 настоящего Административного регламента.

Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая заявленные истцом требования, суды в полной мере учли указанные законоположения и на основе всесторонней оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания невозможным проживания истца Романовой А.М. в закрепленном за ней на условиях договора социального найма жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что ее сводные братья членами одной семьи не являются, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как основанные на неправильном понимании норм действующего законодательства, и направленные на переоценку установленных судами обстоятельств.

В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы истца, из договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> от 16 февраля 2009 года № 22601, дополнительного соглашения к нему от 12 октября 2015 года, следует, что совместно с нанимателем Романовой А.В. в жилое помещение также вселены следующие члены семьи: Романова Е.В. (мать), Романова А.М. (дочь), Романов Т.М. (сын), Романов И.А., поэтому, будучи вселенными в жилое помещение в соответствующем статусе, указанные граждане являются членами семьи истца Романовой А.М.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции не наделен правом устанавливать новые факты и не обладает правом переоценки установленных обстоятельств, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что истец и ее брат, достигший совершеннолетия, после принятия обжалуемых судебных актов вселились в квартиру, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что такие обстоятельства не существовали на момент принятия судебных постановлений, судами не исследовались и не были предметом их оценки.

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, принимать и исследовать новые доказательства.

В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра обжалуемых постановлений судов первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-8450/2024 [88-10291/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Романова Анастасия Михайловна
Ответчики
Администрация Красногвардейского района
Другие
СПб ГКУ «Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга»
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Беспятова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
22.04.2024Судебное заседание
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее