Дело № 2 – 5 / 2024
УИД 58RS0018-01-2022-006727-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Шемышейка
Пензенской области 09 октября 2024 года
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кудиновой А.Н.,
при секретаре Тузуковой Н.Н.,
с участием заместителя прокурора Шемышейского района Пензенской области Милованова Д.О., действующего на основании доверенности от Военной прокуратуры Пензенского гарнизона,
представителя ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Ульяновой Л.Г., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Пронькина Ю.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Шемышейского района Пензенсколй области Цуцибиной Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации р.п. Шемышейка Пензенской области Петраниной О.В., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Пензенского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании обеспечить проведение капитального ремонта здания,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Пензенского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Россйской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. В обосновании иска указав, что военной прокуратурой Пензенского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации жилищно-коммунального законодательства в части обеспечения безопасной эксплуатации недвижимого имущества. Установлено, что здание военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов Пензенской области, 1870 года постройки, расположено по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761, общая площадь 590 кв.м., 2 этажа. Данное здание является федеральной собственностью и находится на балансе ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области». Обязанность по организации работы и обеспечению безопасности зданий и своевременному проведению их капитального ремонта возложена на Минобороны России. В течение длительного времени на указанном объекте имеются признаки аварийности. Текущий ремонт объекта производился в 2008 году, сведений о проведении капитального ремонта не имеется. По результатам ежегодных весенних и осенних осмотров данный объект включается в заявочные планы на проведение капитального ремонта, однако каких либо действенных мер, направленных на организацию и проведение капитального ремонта объекта, до настоящего времени не принято. Согласно заключения по проведенному в 2020 году обследования технического состояния, вибродинамических испытаний объекта, необходимо запретить эксплуатацию, незамедлительно эвакуировать людей, произвести монтаж ограждения объекта, оперативно принять решение о демонтаже здания или экономической целесообразности проведения комплексного капитального ремонта, а также организовать мониторинг за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций с занесением результатов в соответствующий журнал. Несмотря на это, эксплуатация здания не прекращена, капитальный ремонт не проведен, в связи с чем в адрес военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов Пензенской области внесено представление об устранении нарушений закона за исходящим номером 4700 от 07 августа 2020 года. До настоящего времени здание военного комиссариата продолжается использоваться по своему прямому назначению, чем созданы предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью работников и посетителей военного комиссариата, в случае возможного обрушения занимаемого им здания. Просит запретить эксплуатацию здания, занимаемого военным комиссариатом Шемышейского и Лопатинского районов Пензенской области до устранения нарушений, указанных в исковом заявлении, препятствующих нормальной эксплуатации здания военного комиссариата, обязать Министерство обороны РФ выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия.
В заявлении об уточнении исковых требований просит запретить эксплуатацию здания, расположенного по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761, обязать собственника Министерство обороны Российской Федерации принять меры по устранению нарушений требований ст. ст. 5, 7 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечив надлежащее техническое состояние здания, расположенного по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761.
В заявлении об уточнении исковых требований просит обязать ответчиков обеспечить проведение капитального ремонта здания, расположенного по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761.
Заместитель прокурора Шемышейского района Пензенской облсти Милованов Д.О., действующий на основании доверенности от военного прокурора Пензенского гарнизона, в судебном заседании пояснил, что уточненные исковые требования поддерживает в части обязании Министерство обороны Российской Федерации обеспечить проведение капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского района Пензенской области, расположенного по адресу: р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39 с учетом недостатков, указанных в заключении эксперта № 678/16 от 07 июня 2024 года.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать и указал, что здание военного комиссариата находится в пользовании ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области». Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы, лицевые счета. Приказом Минобороны России от 03 марта 2017 года создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями ФГБУ «ЦЖКУ» является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры. Для достижения указанных целей, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов материально-технической базы военного городка, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленных Учреждению в безвозмездное пользование. Планирование работ по капитальному ремонту объектов организовывается также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России совместно с командиром воинской части. Финансирование на проведение ремонтных работ объектов коммунального хозяйства реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отвечает за содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В функции фактического пользования здания и эксплуатирующей организации входит как эксплуатация здания, так и действия по прекращению его эксплуатации. В данном случае это ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. В письменных дополнениях к возражениям на исковое заявление указал, что Министерством обороны Российской Федерации предоставляются целевые субсидии учреждениям в целях осуществления мероприятий по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности, затраты на приобретение которого не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы), в том числе мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества. Размер целевой субсидии, предоставляемой в рамках осуществления мероприятий по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности, определяется на основании перечня и стоимости планируемых работ, а также представленных учреждением документов. Задачи Министерства обороны это выделение денежных средств (субсидий). Кроме того, для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции, либо сноса объекта. При этом выполнение работ по капитальному ремонту возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. В материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью подтверждающие, что здание нуждается в капитальном ремонте.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» Ульянова Л.Г. в судебном заседании исковые требования военного прокурора не признала в части требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и пояснила, что в марте 2017 года приказом Министра обороны было создание ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, разработан и утвержден устав организации. Основными целями деятельности ФГБУ является обеспечение жилищно-коммунальными услугами объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ. Производством капитального ремонта организация не занимается и такая деятельность Уставом не предусмотрена. На протяжении нескольких лет от Военного комиссариата Пензенской области поступали письма о необходимости проведения капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, данные сведения доводились до Минобороны России. Решение о финансировании и проведении капитальных ремонтов принимает именно Министерство обороны Российской Федерации, о чем указано, в том числе и в возражениях Министерства обороны Российской Федерации на настоящее исковое заявление. В рамках настоящего дела была проведена судебная экспертиза для определения состояния здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, при проведении осмотра здания экспертом, она сама лично присутствовала, экспертом было обследовано здание, установлены дефекты и недостатки, которые нужно будет устранить в рамках проведения капитального ремонта здания. При проведении экспертного осмотра присутствовали представители военной прокуратуры Пензенского гарнизона, представители администраций Шемышейского района и р.п. Шемышейка и также представитель военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов. В части заявленных требований к Министерству обороны Российской Федерации, вынесение решения оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Пронькин Ю.В. в судебном заседании пояснил, что в 2009 году происходила реорганизация военных комиссариатов и все здания отделов военных комиссариатов в районах были переданы в оперативное управление ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области». В 2019 году проводилось обследование здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов с помощью передвижного комплекса «Стрела», которая выявила недостатки и дефекты здания, сделаны выводы о необходимости демонтажа здания либо его капитального ремонта. ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» неоднократно направлялись письма в ФГБУ «ЦЖКУ» с просьбой включить в заявочный план на проведение капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, дефектные ведомости, акты осмотров, тактико-технические задания, однако никаких действий предпринято не было. В настоящее время здание военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов нуждается в капитальном ремонте, о чем свидетельствует в том числе и заключение эксперта, проводившего экспертный осмотр в рамках назначенной судом экспертизы. Кроме того, ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» обращался в администрации Шемышейского района и р.п. Шемышейка с просьбой оказать помощь в проведении ремонта здания военного комиссариата и в 2024 году администрация р.п. Шемышейка подготовила проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта. Разрешение исковых требований военного прокурора Пензенского гарнизона оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации Шемышейского района Пензенской области Цуцибина Е.А. в судебном заседании пояснила, что исковые требования военного прокурора Пензенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации считает подлежащими удовлетворению. Пояснила, что с 2012 года администрацией Шемышейского района неоднократно в ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области», в Министерство обороны Российской Федерации, в администрацию Президента Российской Федерации направлялись письма с просьбой проведения капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, находящегося в оперативном управлении ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» и в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. Ответы на письма приходили в администрацию района, однако они носили формальный характер. Из содержания постановления Правительства № 1745 от 03 октября 2022 года следует, что орган местного самоуправления по просьбе Минобороны России может оказать содействие на выполнение работ. На этом основании администрацией р.п. Шемышейка в конце 2023 года проведены работы по подготовке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания военного комиссариата, в 2024 году данная проектно-сметная документация была подготовлена, установлено, что на проведение капитального ремонта здания требуется около 20 миллионов рублей. Проведение капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов необходимо, о чем говорит и заключение, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела, экспертизы.
Третье лицо Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, извещённое о времени и месте судебного заседания, не явилось. В письменном отзыве на исковое заявление указало, что Министерство обороны РФ с учетом наделенных полномочий обеспечивает мероприятия по текущему содержанию и проведению мероприятий капитального характера в отношении казарменно-жилищного фонда, объектов военных городков и иного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации строго в пределах средств, доводимых на соответствующие цели, с учетом приоритетов, определяемых командованиями военных округов, видом (родов) войск и заинтересованными органами военного управления. Организация мероприятий осуществляется Минобороны России в строгом соответствии с требованиями бюджетного и градостроительного законодательства с проведением соответствующих обосновывающих процедур и включением в планы текущего и капитального ремонта. Понуждение Минобороны России к совершению определенных действий является ограничением права на реализацию возложенных на него функций и на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. На Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации возложена организация деятельности, непосредственно связанная со строительством в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с установленным в Минобороны России разграничением полномочий между органами военного управления, функции по эксплуатации, а также организации текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе аварийных, закреплены за Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления, структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает правоспособностью юридического лица.
Представитель третьего лица администрации р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области Петранина О.В. в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования военного прокурора к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать капитальный ремонт здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов подлежат удовлетворению, здание военного комиссариата нуждается в проведении капитального ремонта. От ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» поступала письменная просьба об оказании содействия и помощи в проведении капитального ремонта здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов. Администрацией р.п. Шемышейка в 2024 году была подготовлена проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта здания, стоимость работ определена примерно в 20 миллионов рублей. В настоящее время указанные денежные средства в бюджет не заложены.
Третье лицо МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, не ходатайствовало об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие и письменных возражений на иск не представило.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц Департамента Строительства Министерства обороны Российской Федерации, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Выслушав пояснения заместителя прокурора Шемышейского района Пензенской области Милованова Д.О., действующего от военного прокурора Пензенского гарнизона, представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации Ульянову Л.Г., представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Пронькина Ю.В., представителя третьего лица администрации Шемышейского района Пензенской области Цуцибину Е.А., представителя третьего лица администрации р.п. Шемышейка Пензенской области Петранину О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь с настоящим иском, истец указывает на то, что в ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Пензенского гарнизона установлено не соблюдение должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, расположенного по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 08 сентября 2006 года, зарегистрировано право собственности на нежилое (административное) здание, общей площадью 590,7 кв.м., расположенное по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, за Российской Федерацией на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 25 сентября 2014 года следует, что административное здание, общей площадью 590,7 кв.м., расположенное по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39 принадлежит на праве оперативного управления ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 01 декабря 2009 года № 2.
Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния (иные данные).
Согласно заключения по обследованию технического состояния здания, вибродинамических испытаний на объекте: здание военного комиссариата по Шемышейскому и Лопатинскому районам, расположенное по адресу: Пензенская область р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, от 2020 года следует, что степень повреждения и фактического износа горизонтальных деревянных конструкций здания от 31-60 % - тяжелая, техническое состояние несущих горизонтальных деревянных строительных конструкций здания оценена как III категория (неудовлетворительное), степень повреждения и физического износа вертикальных каменных конструкций здания составляет от 61-90 % - сильная, техническое состояние вертикальных каменных конструкций здания оценено как «ограниченно работоспособное состояние», III категория (неудовлетворительное), степень повреждения и физического износа вертикальных каменных конструкций здания составляет 61-90 % - тяжелая, физический износ здания в продольных направлениях составляет 51-58 %, в поперечных направлениях – 71-75 %, остаточный ресурс по состоянию на ноябрь 2019 года составляет 39-34 %, техническое состояние несущих вертикальных каменных конструкций здания оценено как «аварийное состояние», IV категория (ветхое). По результатам обследования рекомендовано запрещение эксплуатации, проведение немедленной эвакуации людей и принятие решения о демонтаже или комплексном капитальном ремонте объекта, произведение монтажа ограждения объекта, организация мониторинга за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания, проведение комплекса мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта и включающий в себя обследование грунтов основания в осях, разработка проектных решений по приведению конструкций в работоспособное состояние путем замены или усиления различных видов конструкций.
Согласно комиссионно составленной дефектной ведомости от 13 сентября 2022 года после обследования административного здания, расположенного по адресу: р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, находящегося в собственности Министерства обороны Российской Федерации выявлены дефекты: цоколь - деформация (трещины, обвалы), стены - износ, глубокие продольные трещины, обвал штукатурки, фасад – требуется зачистка, шпаклевка, покраска всей площади здания, кровля – требуется замена железной кровли крыши, полы – износ линолеума, окна - гнили деревянных конструкций, глубокие трещины, система отопления - промывка системы отопления, лестница (внутренняя) – требуется замена деревянных ступенек, покраска и обработка огнезащитным составом, двери - трещины в местах сопряжения коробок со стенами, система электроснабжения – замена электропроводки, электросветильников, установка распределительного щитка, коробок, отсутствие заземления.
Для определения технического состояния здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, судом назначена строительно-техническая экспертиза.
Из заключения эксперта № 678/16 от 07 июня 2024 года следует, что физический износ нежилого здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов Пензенской области, располагающегося по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39 составляет 55%. Степени износа нежилых помещений в 55% соответствует оценка технического состояния – неудовлетворительное, когда эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта, или ограниченно работоспособное состояние – категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле её состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Конструкции здания имеют необходимую достаточную, безопасную и соответствующую нормам проектирования несущую способность и требуемые прочностные показатели, пригодные для восприятия расчетных нагрузок в условиях эксплуатации. Условия безопасной эксплуатации возведенных строительных конструкций исследуемого здания обеспечиваются. Нежилое здание военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов Пензенской области, располагающееся по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, с технической точки зрения, в настоящий момент не создает угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся в здании и (или) около него. Проведение капитального ремонта нежилого здания военного комиссариата с учетом его технического состояния возможно. Проведение капитального ремонта нежилого здания военного комиссариата возможно без запрета его эксплуатации на период проведения капитального ремонта.
Экспертиза проводилась с выездом на место к объекту исследования - нежилого здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, экспертный осмотр производился в присутствии сторон по делу, данное заключение выполнено экспертом, имеющим большой опыт работы в данной области (более 15 лет), эксперт предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, а потому в этой части заключение экспертизы сомнений у суда не вызывает.
Выявленные военной прокуратурой Пензенского гарнизона нарушения на момент рассмотрения спора судом не устранены, что не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 Положения, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Из п. 14, 15, 56,68, 39.1 ч. 7 Положения следует, что Минобороны России осуществляет следующие полномочия: координирует строительство и применение войск, воинских формирований и органов в интересах обороны; осуществляет контроль реализации планов строительства войск и воинских формирований, планирования применения и применения войск, воинских формирований и органов в области обороны; обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов; выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, а также организует и осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов
Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, который утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах (п. 33 ч. 10 Положения).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 марта 2017 года в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (п. 12,13 Устава). Для достижения указанных целей, данное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет: производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, оказание услуг, связанных с транспортировкой воды, удаление и очистка сточных вод, отходов, оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, производство и распределение электроэнергии, передача электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонт электрического оборудования, распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, сбор, обработка и утилизация отходов, производство санитарно-технических работ, кондиционирование воздуха, деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, малярные и стекольные работы, инженерные изыскания для строительства, управление недвижимым имуществом, транспортировка по трубопроводу газа, хранение и складирование газа (п. 14 Устава).
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Пунктом 28 Устава установлено, что контроль за использованием имущества, предоставленного учреждению осуществляется собственником имущества.
Как следует из материалов дела, здание военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов в оперативное управление или в безвозмездное пользование ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не передавалось.
Судом установлено, что собственником здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761, является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) № 2 от 01 декабря 2009 года здание военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, расположенное по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, передано в оперативное управление ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации осуществляют государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, для устранения выявленных нарушений необходимо провести капитальный ремонт спорного здания, который осуществляется на бюджетные средства. Однако, доказательств доведения до ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных средств на такие работы суду не представлено, равно как и отсутствуют доказательства того, что Министерство обороны Российской Федерации профинансировало необходимые мероприятия, однако ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации эти мероприятия не выполнило.
По выводу суда, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным правом на проведение капитальных работ не обладает, как и не обладает этим же правом ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области», при этом последний, как следует из материалов дела, в течение 2018-2023 годов неоднократно направлял заявки в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и командующему войсками Центрального военного округа о необходимости включения в заявочный план капитального ремонта и проведение работ в здании военного комиссариата, тактико-технические задания для принятия решения о финансировании и заключении государственного контракта на капитальный ремонт здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов.
Из материалов дела следует, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации проводило плановые осмотры спорного объекта недвижимости в весенний и осенний период, включило указанный объект в заявочный план на проведение капитального ремонта в 2023 году, а потому, как считает суд, на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не может быть возложена обязанность по проведению ремонта спорного здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, 1870 года постройки, расположенное по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39. Указанная обязанность не может быть возложена и на ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области», так как ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» является федеральным казенным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета, получателем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации, что подтверждается и самим ответчиком Министерством обороны Российской Федерации в возражениях на исковое заявление. Доказательств, опровергающих изложенное, суду не представлено.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что обязанность произвести ремонт здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, 1870 года постройки, расположенное по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761, с учетом недостатков, указанных в заключении эксперта № 678/16 от 07 июня 2024 года, должна быть возложена на собственника объекта недвижимости – Министерство обороны Российской Федерации, так как именно Министерство обороны РФ в силу требований закона как собственник недвижимого имущества несет бремя содержания имущества, однако действий по проведению капитального ремонта спорного здания не производит, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, а также значительный объем времени, учитывая, что работы связанные с ремонтом коммунальных сооружений воинских частей Минобороны России определяются централизованно, путем заключения государственных контрактов, суд определяет срок для исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора Пензенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, ремонт здания военного комиссариата Шемышейского и Лопатинского районов, 1870 года постройки, расположенное по адресу: Пензенская область Шемышейский район р.п. Шемышейка ул. Набережная д. 39, инвентарный номер 1101021761, с учетом недостатков, указанных в заключении эксперта № 678/16 от 07 июня 2024 года.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Пензенского гарнизона к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2024 года.
Судья А.Н. Кудинова