Решение по делу № 2-509/2022 от 01.06.2022

Дело № 2-509/2022

УИД55RS0034-01-2022-000661-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 12 июля 2022 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя ответчика МУП «Тараводоканал» Ерилова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тарском районе к МУП «Тараводоканал», Администрации Тарского городского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи качественной воды населению и о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области обратился в суд с иском, указал, что при рассмотрении результатов лабораторных испытаний воды питьевой, отобранной в рамках мониторинговых исследований в 2021, выявлено нарушений требований п. 112 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержаний территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» таблицы 3.1. главы 3, таблицы 3.13 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Таким образом, ответчики не исполняют обязанности по обеспечению соответствия качества питьевой воды, установленные требованиями ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», тем самым нарушают право неопределенного круга потребителей на обеспечение питьевой водой надлежащего качества. Просит суд признать бездействие МУП «Тараводоканал» Тарского городского поселения, администрации Тарского городского поселения, выразившееся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи качественной воды населению незаконными, обязать ответчиков устранить нарушения требований действующего законодательства: принять меры по разработке и утверждению технического задания с включением планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в г. Тара в соответствии с п. 6.7 ст. 23 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении», провести мероприятия по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям, обеспечить население г. Тары питьевой водой, соответствующей требованиям таб. 3.1. главы 3, таблицы 3.13 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21, провести мероприятия на станции очистки сточных вод, береговом колодце, обеспечить соответствие сточной воды после очистки в г. Тара требованиям таб. 3.1. главы 3, таблицы 3.13 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21 в срок до 01.06.2023.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в суд поступил уточненный иск, в котором истец просит суд признать бездействие МУП «Тараводоканал» Тарского городского поселения, администрации Тарского городского поселения, выразившееся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи качественной воды населению незаконными, обязать ответчиков устранить нарушения требований действующего законодательства: принять меры по разработке и утверждению технического задания с включением планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в г. Тара в соответствии с п. 6.7 ст. 23 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении»; обеспечить население г. Тары качественной питьевой водой, и обеспечить соответствие сточной воды после очистки на станции очистки сточных вод, береговом колодце соответствующей требованиям таб. 3.1. главы 3, таблицы 3.13 главы 3 СанПиН 1.2.3685-21, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При удовлетворении иска обязать ответчиков опубликовать решение суда в СМИ в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу (л.д. 81). В ходе рассмотрения дела истцом уточнен иск в части указания географических координат места нахождения спорной станции очистки сточных вод, берегового колодца (л.д.87, оборот).

Представитель истца просил рассмотреть без участия представителя (л.д.107). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103) представитель истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Позднякова А.Н. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Тараводоканал» Ерилов А.. суду пояснил, что согласен с иском частично, поскольку техническое задание с включением планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в г. Тара в соответствии с п. 6.7 ст. 23 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении», о котором в иске указал истец, имеется, оно разработано и утверждено на период 2023-2025 годов. В части приведения качества сточных вод в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 указал, что запрошенного истцом срока для исполнения судебного решения недостаточно, просил этот срок максимально продлить, поскольку средств для организации мероприятий по бактериальной очистке в настоящее время не имеется. Не отрицал, что качество сточной воды в настоящее время не соответствует установленным нормативам. Также на вопросы пояснил, что администрация Тарского городского поселения является учредителем МУП «Тараводоканал», участвует в софинансировании деятельности МУП в случае необходимости по проведению затратных мероприятий, касающихся деятельности МУП.

Представитель администрации Тарского городского поселения не явился в судебное заседание, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, возражений суду не представлено.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Из ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержаний территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 4.3. ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

На основании п.1. ч. 1 с. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Как усматривается из материалов дела, МУП "Тараводоканал" является организацией, отвечающей за обеспечение питьевой водой населения г. Тара Омской области.

В соответствии с Уставом МУП "Тараводоканал" к основным видам деятельности предприятия относится в том числе предоставление населению и организациям услуг по водоснабжению и водоотведению жилых и нежилых помещений.

Учредителем и собственником имущества МУП "Тараводоканал" является администрация Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области. Система водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемая МУП, является муниципальной собственностью.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что очистные сооружения в ввиду изношенности находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают современным требованиям по очистке сточных вод, в связи с чем не обеспечивается достаточная степень очистки сточных вод, которые поступают в водные объекты.

Таким образом, организация водоотведения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения администрации Тарского городского поселения, которая, являясь собственником очистных сооружений как орган местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также рассматривать возможность реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно постановлениям администрации Тарского городского поселения и приложениям (л.д.24-59) установлено, что администрация Тарского городского поселения передала на праве хозяйственного ведения МУП «Тараводоканал» водопроводные сети и канализационные сети.

Из представленных протоколов лабораторных испытаний, экспертных заключений, составленных по результатам забора проб воды на точках: станции очистки сточных вод, береговой колодец, водоразборная колонка по <адрес> следует, что вода не соответствует гигиеническим нормативам по химическим, санитарно-химическим, микробиологическим показателям. Представитель ответчика не отрицал, что качество воды в спорных точках в настоящее время также не соответствует СанПИн.

Установлено превышение по показателю "термотолерантные колиформные бактерии" «железо», «запах», «цветность» что свидетельствует о недостаточной очистки сточной воды.

Указанные показатели превышают установленные показатели СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержаний территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Вместе с тем, питьевая вода должна быть безопасна, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства воды.

Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в адрес МУП "Тараводоканал", администрации Тарского городского поселения были направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам, предложено внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды (л.д.22-23).

Факт бездействия МУП "Тараводоканал" в части не обеспечения населения <адрес> питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержаний территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на протяжении длительного времени нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Таким образом, несоблюдение ответчиками требований законодательства по водоснабжению и водоотведению ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан, нарушает право на благоприятную окружающую среду и благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Учитывая, что совокупностью имеющихся в деле доказательств, суд находит заявленные истцом исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым, обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что данный срок является разумным и достаточным для исполнения требования.

В части требования о принятии мер по разработке и утверждению технического задания с включением планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес> в соответствии с п. 6.7 ст. 23 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении», суд не усматривает оснований для судебного вмешательства, поскольку ответчиком такое задание разработано и утверждено, что подтверждено представленными в материалы дела: постановлением администрации Тарского городского поселения № 109 от 28.02.2022, приложением к постановлению в виде технического задания на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Тарского городского поселения на период 2023-2025 годов ( л.д.88-100). В этой части иск заявлен излишне.

В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд полагает, что на ответчиков необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации или иным способом, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, с МУП «Тараводоканал» подлежит взысканию пошлина в бюджет Тарского муниципального района вы сумме 300 в соответствии с положениями пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тарском районе (ОГРН ) к МУП «Тараводоканал», Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, удовлетворить частично.

Признать бездействия МУП «Тараводоканал» Тарского городского поселения, администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившиеся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи воды населению надлежащего качества, незаконными.

Обязать МУП «Тараводоканал» Тарского городского поселения (), администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (ИНН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) обеспечить население <адрес> качественной питьевой водой - обеспечить соответствие сточной воды после очистки в <адрес> на станции очистки сточных вод, береговом колодце по адресу: <адрес>-3, <адрес>, в районе <адрес> (СШ <адрес>??) требованиям таб. 3.1. главы 3, таблицы 3.13 главы 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

В остальной части иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тарском районе оставить без удовлетворения.

Взыскать с МУП «Тараводоканал» в бюджет Тарского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Обязать МУП «Тараводоканал» Тарского городского поселения (), администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области () в течение месяца после вступления в законную силу настоящего решения суда довести до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путём подачи жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца с момента его вынесения.

Мотивированное решение суда подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись    

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: И.А. Мальцева

Согласовано

2-509/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Роспотребнадзора по Омской области в Тарском районе
Ответчики
МУП "Тараводоканал"
Администрация Тарского городского поселения
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Мальцева И.А.
Дело на сайте суда
taracourt.oms.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2022Передача материалов судье
02.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Подготовка дела (собеседование)
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее