Дело № 2-311/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием истца Петрова Е.А.,
представителя ответчика Шишовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Петрова Евгения Анатольевича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края « Александровская Центральная городская больница» о начисление и выплате премии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд о возложении обязанности на ответчика начислить и выплатить премию за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ в период его работы в качестве фельдшера скорой помощи. Мотивируя свои требования тем, что до ДД.ММ.ГГГГ он работал в ГБУЗ ПК «АЦГБ» в должности фельдшера скорой помощи. Премия по результатам работы как следует из расчетных листов о заработной плате не выплачивалась, что является нарушением положений ст.132 ТК РФ. Премия входит в систему оплаты труда фельдшера. При этом, он не был уведомлен о причинах прекращения выплаты премии по итогам работы за месяц, что является нарушением п.13 трудового договора и п.2.8 Устава ГБУЗ «АЦГБ». Законодателем установлена обязанность своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. Выплата стимулирующих надбавок не должна зависеть от обстоятельств, связанных с фондом оплаты труда, поскольку заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Таким образом, локальным нормативным актом не могут вводиться какие-либо ограничения на выплату стимулирующих надбавок. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, принятые без соблюдения ст.372 ТК РФ с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников не подлежат применению. Локальные нормативные акты, содержащие, в том числе нормы по оплате труда, не могут ухудшать положение работника, нормы, указывающие на выплату стимулирующих надбавок в зависимости от денежных средств в фонде оплаты труда, не подлежат применению, так как противоречат ст.132 ТК РФ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в части, отказался от иска о начислении ему выплаты премии за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., поскольку действительно в данный период времени он не работал, находился в основном и учебном отпусках, следовательно, права на выплату стимулирующей надбавки не имел. Пояснил, что сроки обращения в суд им не нарушены, так как с ним трудовые отношения были прекращены ДД.ММ.ГГГГг., обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть в трехмесячный срок. Подтвердил, что заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ. он получил ДД.ММ.ГГГГ Расчетный листок по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ также получен им соответственно ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.
Отказ от иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и судом принимается. Производство в этой части согласно определения суда подлежит прекращению.
Ответчик - представитель ГБУЗ ПК «АЦГБ» Шишова Д.Р. с иском не согласилась. Просит в иске отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске. Невыплата стимулирующих надбавок в течение ДД.ММ.ГГГГ вызвана отсутствием экономии фонда оплаты труда, в связи со сложным финансовым положением учреждения. Данный порядок оплаты стимулирующих выплат работникам больницы предусмотрен действующим в учреждении положением об оплате труда.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск необоснован и незаконен и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
сроки и очередность выплаты заработной платы.
В силу ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу ст.135 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что истец Петров Е.А. работал в качестве фельдшера скорой помощи Александровского подразделения ГБУЗ ПК «АЦГБ» Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. прекратил трудовые отношения ДД.ММ.ГГГГ. в порядке перевода в силу пункта 5 части 1 статьи 77 ТК РФ на работу в ГБУЗ <данные изъяты>. (л.д.) МБУ «АЦГБ» в связи с передачей в собственность Пермского края на основании распоряжения Правительства Пермского края от 03 июня 2014г. №130-рп переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Александровская центральная городская больница» и является его правопреемником с ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг. между ответчиком и Петровым Е.А. заключен бессрочный трудовой договор №, согласно которого следует, что истец принят на работу в отделение скорой медицинской помощи в качестве фельдшера выездной бригады первой квалификации (л.д.6)
Пунктом 5 трудового договора определена оплата труда: оклад - <данные изъяты> руб. с применением уральского коэффициента 15%, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты в соответствии с коллективным договором и иными локальными нормативными актами. Сроки выплаты заработной платы 10 и 25 числа ежемесячно.(л.д.6)
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в МБУ «АЦГБ» утверждено Положение о системе оплаты труда работников на основании постановления администрации Александровского муниципального района от 07.03.2012г. №234 «О принятии Положения о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения «Александровская центральная городская больница» г.Александровск Пермского края, согласованного с профсоюзным комитетом в лице его председателя ФИО4.
Истец с указанным Приказом об утверждения Положения о системе оплаты труда был ознакомлен, что последним не оспаривается и подтверждается его подписью в листе ознакомления (л.д.)
Согласно пункта 2.3.1 Положения работникам могут быть установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал, год. Условия и порядок установления выплат стимулирующего характера устанавливается локальными актами учреждения в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению. Размер стимулирующих выплат, период действия этих выплат и список сотрудников получающих эти выплаты, утверждаются приказом руководителя учреждения по согласованию с представительным органом работников. Согласно пунктов 2.1, 2.2, 2.3 раздела 11 Приложения 4 к Положению о системе оплаты труда предусмотрены общие условия и порядок установления выплат стимулирующего характера работникам МБУ «АЦГБ», что премиальные выплаты производятся по итогам работы с учетом оценки показателей эффективности и результативности деятельности конкретного работника учреждения, утвержденного руководителем учреждения. Перечень показателей оценки эффективности и результативности деятельности конкретного работника учреждения и критерии их оценки утверждается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников учреждения. Премирование работников учреждения производится в соответствии с локальным нормативным актом учреждения, утверждаемым руководителем учреждения, по согласованию с представительным органом работников учреждений из средств стимулирующего фонда и экономии средств фонда оплаты труда. (л.д.)
Согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. МБУ «АЦГБ» для ежемесячной оценки эффективности деятельности работников создана комиссия. При этом, также созданы комиссии по подразделениям больницы для составления ведомостей и протоколов для определения оценки деятельности в бальной системе к выплатам стимулирующего характера работников. Определены критерии оценки эффективности и деятельности отделений (подразделений) МБУ, в том числе в отделении СМП (скорой медицинской помощи) (л.д.) Согласно п.5 Приказа установлено, что главный бухгалтер и заместитель главного врача по экономическим вопросам ежемесячно определяют сумму к выплатам стимулирующего характера из расчета экономии фонда оплаты труда, средств ПК ФОМС на определенный период. (л.д.)
На основании изложенного в течение ДД.ММ.ГГГГ. ежемесячно комиссией ГБУЗ «АЦГБ» принимались решения по результатам работы по выполнению условий выплаты стимулирующего характера и ввиду отсутствия экономии по фонду оплаты труда на основе оценки деятельности, принимались решения об отказе в их выплате, что подтверждается выписками из протоколов заседания комиссии. (л.д.)
Какого-либо нарушения трудового законодательства со стороны работодателя по начислению выплат стимулирующего характера не установлено, ответчиком заработная плата работникам производились согласно ст.135 ТК РФ в соответствии с действующей системой оплаты труда согласно Положения об оплате труда работников ГБУЗ ПК «АЦГБ». Оснований считать, что данное Положение противоречит закону или иному нормативному акту не имеется.
В силу ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Установленный ч.1 ст. 392 ТК РФ срок обращения в суд по спору, связанному с оспариванием размера заработной платы и её довзыскании, начинает течь со следующего дня, следующим за днем в который работодатель должен был её выплатить или выплатил в неполном размере.
Как следует из пояснений ответчика, работники учреждения дважды в месяц получали заработную плату, начисленную и установленную согласно действующим в учреждении локальным актом, что не оспаривается и подтверждается пояснениями истца.
Расчетные листы по заработной плате с указанием о её составных частях, причитающихся за соответствующий период, в том числе с указанием не начисления премии за спорный период в ДД.ММ.ГГГГ истцом получались ежемесячно, следовательно, сроки исковой давности следует исчислять с момента их получения, поскольку норма ст.392 ТК РФ связывает начало течение срока обращения в суд с моментом, когда работник не только узнал, но и должен был узнать о нарушении своего права.
Следовательно, истец, получая ежемесячно расчетные листы и заработную плату, должен был знать о том, что заработная плата выплачивается без учета премии. Истец был ознакомлен с условиями начисления заработной платы, положением об оплате труда, предусматривающим, что стимулирующие выплаты производятся в зависимости от экономии фонды оплаты труда. Заработную плату и расчетный лист за ДД.ММ.ГГГГ. истец получил ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг., обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, когда срок для предъявления требований о взыскании выплат стимулирующего характера за ДД.ММ.ГГГГ. был пропущен.
Утверждения истца о том, что трудовой договор прекращен с ним ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, срок обращения в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ. не пропущен, суд считает несостоятельными, поскольку о нарушении своих прав о невыплате стимулирующей выплаты за ДД.ММ.ГГГГ. он узнал из расчетного листа, полученного ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается истцом и подтверждается копией журнала выдачи расчетных листов, полученных старшим фельдшером скорой помощи ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ., табелем рабочего времени отделения, из которого видно, что истец находился на работе ДД.ММ.ГГГГг., а также платежных поручений ГБУЗ «АЦГБ» № №, № от ДД.ММ.ГГГГ. о перечислении заработной платы на счета работников в Сбербанке России (л.д.)
Кроме того, суд считает, что оснований для начисления стимулирующих выплат работникам за ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось, в виду отсутствия экономии фонда заработной платы, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии ГБУЗ «АЦГБ». Данное решение комиссии не противоречит действующему в учреждении положению об оплате труда.
Доводы истца о том, что заседания комиссии в отделении скорой медицинской помощи по рассмотрению критериев оценки деятельности в бальной системе в спорный период не проводились, правового значения при рассмотрения данного дела не имеют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Петрову Евгению Анатольевичу к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Александровская Центральная Городская Больница» о возложении обязанности начислить и выплатить премию за ДД.ММ.ГГГГ в период работы в качестве фельдшера скорой помощи отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Н.Ёлохова