Решение по делу № 12|1|-94/2016 от 08.06.2016

Дело №12(1)-94/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

25 июля 2016 года                         г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Санфировой О.П.,

при секретаре Зубовой Ю.А.,

с участием представителя ООО «Велес» Пастухова В.Г., действующего на основании доверенности от ** ** ****., Коршиковой Н.А., действующей на основании доверенности от ** ** ****..

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Велес» на постановление по делу об административном правонарушении от ** ** ****., вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Роприроднадзора по Оренбургской области Бижановым А.С., о привлечении ООО «Велес» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, в виде <данные изъяты>.,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением от ** ** ****. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ООО «Велес» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

    ООО «Велес» на земельном участке <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> га, используемом на основании договора субаренды от ** ** ****., заключенного с ООО «<данные изъяты>», были установлены два резервуара, в которых в ** ** **** г. осуществлялось обезвреживание технологической жидкости и жидких отходов бурения, поступивших от ЗАО «<данные изъяты>» в объеме <данные изъяты> куб.м, на основании договора от ** ** ****.

    ** ** **** специалистами лаборатории «ЦЛАТИ по Оренбургской области» (филиал ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО») были отобраны проборы отходов из размещенных на вышеуказанном земельном участке резервуаров и («вода из резервуара », «пленка с поверхности резервуара », «осадок из резервуара »).

    Согласно протоколов результатов биотестирования от ** ** ****. , ,

- отходы «вода из резервуара », «осадок из резервуара » площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» относятся к <данные изъяты> классу опасности;

- отход «пленка с поверхности резервуара » переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» относятся к <данные изъяты> классу опасности.

    ООО «Велес» в нарушение требований законодательства с ** ** ****. не разработало и не утвердило паспорта на вышеуказанные отходы, данные действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области отнесло к административному правонарушению предусмотренному ст. 8.2 КоАП РФ и привлекло Общество к административной ответственности <данные изъяты>

ООО «Велес» обратилось в Бузулукский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ** ** ****. о привлечении ООО «Велес» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, в виде <данные изъяты>.

    В обоснование жалобы указали, что вещества, обнаруженные административным органом на производственной площадке в <адрес> обнаружены на промежуточной стадии разделения жидких буровых отходов, принятых в соответствии с договорами от ** ** ****. и от ** ** ****. от ЗАО «<данные изъяты>», на техническую воду и вещества, подлежащие обезвреживанию на технологическом комплексе по приему, подготовке и обезвреживанию нефтесодержащих отходов и отходов бурения в <адрес>.

    Обращают внимание, что согласно ст. 14 ФЗ « Об отходах производства и потребления», порядок паспортизации определяется Правительством РФ.. На стр.7 постановления административный орган ссылается на п.10 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», согласно которому на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. Но указанный порядок отнесения отходов к определенному классу опасности вступил в силу только 10.01.2016г.

    Общество уже привлекалось к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушения, выявленные на производственной площадке в <адрес> Ленинским районным судом и данное постановление Управления Росприроднадзора, считают как второе наказание, а вторичное наказание за одно и то же нарушение не допустимо.

    Правонарушение возникло ** ** ****., по истечение ** ** **** дней после отбора проб ** ** ****., однако в период с ** ** ****. проводился демонтаж указанной технологической площадки в <адрес>, а ** ** ****г. были подписаны акт передачи освобожденного земельного участка его собственнику, что сделало невозможным составление паспорта отходов, которые в силу ст. 14 ФЗ составляются не только на основании оценки опасности отходов, но и на основании данных о составе и свойствах этих отходов. На ** ** ****г. отсутствовала субъективная сторона правонарушения, ввиду физической невозможности составления паспорта на несуществующие «отходы».

    Просят суд отменить оспариваемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

    В судебном заседании представители ООО «Велес» Пастухов В.Г., Коршиковой Н.А., доводы жалобы поддержали в полном объеме.

    Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, жалобу ООО «Велес» оставить без удовлетворения, а постановление Управления Роспироднадзора по Оренбургской области без изменения.

Представитель Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания, согласно представленному возражению на жалобу указывают, что довод Заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с тем, что на момент выявления правонарушения не было официально опубликованного нормативного акта, устанавливающего порядок отнесения отходов к классам опасности, является необоснованным по следующим причинам.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г.; ФЗ № 458-Ф3 от 29.12.2014 г) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Правила проведения паспортизации утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее Правила паспортизации).

В соответствии с п. 10 Правил паспортизации, на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном п.7 Правил паспортизации.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Велес» с ** ** **** по настоящее время паспорта на вышеуказанные отходы III и IV класса опасности, образовавшиеся на площадке переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей, не разработаны и не утверждены; не подтверждено отнесение этих отходов к конкретному классу опасности.

Кроме того, в соответствии с Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2014 г. № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов» на период до вступления в силу приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» рекомендуется руководствоваться порядком подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, указанном в данном Письме (пл. 2-13 Письма).

Довод Заявителя о том, что Управлением ООО «Велес» было привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение по ст. 8.2 КоАП РФ, является необоснованным, основан на неверном толковании норм права.

Как указано в обжалуемом постановлении , ранее Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ** ** **** ООО «Велес» было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за нарушения:

-отсутствие инвентаризации отходов;

-отсутствие нормативов образования отходов.

    Однако включить нарушение, заключающееся в отсутствии паспортов на отходы в протокол, рассмотрение которого состоялось ** ** **** в Ленинском районном суде, не представлялось возможным, так как с ** ** **** вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 №712, которое изменило порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности.

Поскольку на момент составления протокола не прошло 90 дней со дня образования отходов привлечь ООО «Велес» за данное административное правонарушение было не возможно.

    Довод Заявителя о том, что использование протоколов биотестирования прокуратурой в качестве доказательств означает признание таких доказательств недопустимыми, основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. В соответствии с п. 18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1, ст. 25.2 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы. Однако ничего из вышеперечисленного Управлением допущено не было.

Просят суд постановление Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от ** ** **** о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО «Велес» - без удовлетворения.

Выслушав защитников общества, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

На основании статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 2 указанной статьи).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 указанной статьи).

Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).

Данные Критерии действовали до 11.01.2016г., до дня вступления в силу Приказа МПР России от 4 декабря 2014 г. N 536 « Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», вступившего в силу 01 августа 2014 года, утверждена новая типовая форма паспорта отходов I - IV класса опасности.

Согласно п. 7 вышеуказанного Постановления на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с п. 10 вышеуказанного Постановления на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 г. N 445 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", вступившим в силу с 01.08.2014г., утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов".

При этом с 01 августа 2014 года утратили силу приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 786 от 02 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и № 663 от 30 июля 2003 года «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

В ФККО отсутствуют виды отходов «Вода с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес»; «Пленка с поверхности резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес»; «Осадок с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей 000 «Велес».

Из материалов дела следует, что в отдел экологического надзора управления поступила служебная записка от ** ** **** начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Н. В.А. о сливе ООО «Велес» нефтесодержащей воды в очистные сооружения ОАО «<данные изъяты>» (л.д. ).

    Управлением определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ** ** **** возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении неустановленного круга лиц, по факту, указанному в служебной записке от ** ** **** имеющим признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».

Административным органом установлено, что ОАО «<данные изъяты>» принимает нефтесодержащую воду от ООО «Велес» с ** ** **** года на основании договоров от ** ** **** ;.,от ** ** **** , а также дополнительных соглашений к указанным договорам.

Решением Арбитражного Суда Оренбургской области от ** ** ****. установлено, что ООО «Велес» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора и обезвреживания, выданную ** ** **** (серия ) Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан. Согласно приложению к указанной лицензии 000 «Велес» вправе осуществлять обезвреживание следующих видов отходов III-IV классов опасности: шлам нефтеотделительных установок; шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; песок, загрязненный мазутом (содержание мазута <данные изъяты> °/о и более); отходы при добыче нефти и газа (буровые сточные воды); отходы при добыче нефти и газа (отработанный буровой раствор); отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам, в том числе при бурении скважин-колодцев) (л.д.).

Жидкие отходы бурения ООО «Велес» получает от <данные изъяты>» на основании договора на оказание услуг по вывозу отходов бурения на переработку и утилизацию от ** ** **** . Предметом данного договора является оказание ООО «Велес» услуг по зачистке &apos;Мест временного накопления отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин Царичанского и Филатовского месторождений ЗЛО «Газпром нефть Оренбург» (л.д.).

Согласно главе 2 договора к обязанностям ООО «Велес» относится:

-зачистка мест временного накопления отходов;

-прием отходов бурения на переработку и утилизацию;

-транспортирование отходов бурения от мест временного накопления <данные изъяты>» до объекта переработки и утилизации отходов бурения, включая их погрузку и выгрузку.

Согласно п. 2.1.4 указанного договора ООО «Велес» обязано осуществлять переработку отходов бурения на собственных или арендованных площадках с применением только тек технологий, которые в установленном порядке согласованны с компетентными государственными органами.

<данные изъяты>» имеет паспорта на предоставляемые ООО «Велес» отходы бурения 4 класс опасности для переработки и утилизации.

Обезвреживание жидких отходов бурения ООО «Велес» осуществляет на арендованном у ООО «<данные изъяты>» земельном участке, расположенном в <адрес>, что подтверждается договором аренды от ** ** **** (л.д. ).

Данный земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., является частью земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером .

В период с ** ** ****. проводился демонтаж технологической площадки в <адрес>.

Согласно дополнительного соглашения от ** ** ****., договор субаренды земельного участка от ** ** ****. расторгнут с ** ** ****.

** ** ****, в присутствии представителя ООО «Велес», был проведен осмотр площадки обезвреживания отходов, установлено, что арендованный земельный участок расположен по адресу <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., и составлен протокол осмотра территории от ** ** **** (л.д. ).

Протоколом осмотра территории от ** ** **** зафиксировано, что с восточной стороны земельный участок огорожен забором из шифера; с южной и западной сторон земельный участок граничит с промплощадкой ООО «<данные изъяты>»; с северной стороны земельный участок граничит с лесополосой. По периметру земельный участок имеет обваловку из глины, высотой 1 м. На земельном участке также располагаются емкость для накопления пленки (эмульсии) объемом <данные изъяты> м3 (в момент осмотра была наполнена на <данные изъяты>); две емкости для донных отложений (в момент осмотра были пусты); служебное металлическое помещение. В момент осмотра резервуары и были наполнены на половину жидкими отходами бурения. На воротах, установленных на въезде, имеется табличка с надписью «Технологическая площадка переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» <адрес>».

Обезвреживание жидких отходов бурения ООО «Велес» осуществляет в соответствии с технологической инструкцией процесса очистки жидких отходов бурения, согласно п. 1 которой, инструкция распространяется на процесс очистки жидких отходов бурения с целью получения «Воды технической» в соответствии с ТУ 0132-003-89451712-2015.

Согласно технологической инструкции, технологический процесс состоит в следующем:

-разгрузка жидких отходов бурения в резервуар ;

-отбор проб жидких отходов бурения (проведение входного контроля) из приемного резервуара ;

-расчет дозы внесения химических реагентов (флокулянтов, коагулянтов);

-подготовка рабочего раствора химических реагентов (происходит путем механического смешивания химических реагентов и нефтесодержащей воды);

-обработка рабочего раствора химическими реагентами (флокулвгятами, коагулянтами) путем распыления по поверхности приемного резервуара с помощью специализированного устройства;

-фильтрация жидких отходов бурения через грязеуловитель ( ) и блок фильтрации () в резервуар (движение потока осуществляется с помощью мотопомпы и шлангов);

-отбор проб из резервуара (итоговый лабораторный контроль на соответствие ТУ 0132-003-89451712-2015);

-передача подготовленной воды для дальнейшего использования в соответствии с областью применения по ТУ 0132-003-89451712-2015 сторонним организациям;

-проведение визуального контроля наличия донных отложений в приемном резервуаре (при необходимости проведение механической чистки резервуара);

-транспортировка при помощи специальной техники донных отложений на площадку ООО «Велес», расположенную в <адрес> для дальнейшего обезвреживания в соответствии с технологическим регламентом «Обезвреживание нефтешлама, нефтезагрязненного грунта и бурового шлама на основе биологического метода с применением сообщества микроорганизмов активированной аборигенной микрофлоры и биопрепаратов».

В ходе осмотра, проведенного ** ** ****, специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФБУ «ЦЛАТИ по Приволжскому федеральному округу» отобраны пробы отходов из резервуаров и :

-«Вода с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес»;

-«Пленка с поверхности резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес»;

-«Осадок с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей 000 «Велес» (акт отбора проб отходов от ** ** **** , протокол отбора проб от ** ** **** ЖцИЭ-473).

Согласно протоколу результатов биотестирования от ** ** **** , отход «Вода с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» относится к 4 классу опасности.

Согласно протоколу результатов биотестирования от ** ** **** , отход «Пленка с поверхности резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» относится к 3 классу опасности.

Согласно протоколу результатов биотестирования от ** ** **** отход «Осадок с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей ООО «Велес» относится к 4 классу опасности.

Как установлено выше, отход «Осадок с резервуара площадки переработки жидких отходов бурения и технологических жидкостей транспортируется при помощи специальной техники на площадку, расположенную в <адрес> для дальнейшего обезвреживания в соответствии с технологическим регламентом «Обезвреживание нефтешлама, нефтезагрязненного грунта и бурового шлама на основе биологического метода с применением сообщества микроорганизмов активированной аборигенной микрофлоры и биопрепаратов».

Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Технологический комплекс по приему, подготовке и обезвреживанию нефтесодержащих отходов и отходов бурения в <адрес>» выдано положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Управления от ** ** **** .

Полученный в ходе обезвреживания твердых отходов бурения отход 5 класса опасности ООО «Велес» предусматривает передавать для использования в качестве изолирующего материала на полигоны ТБ0.

По результатам проверки ООО «Велес» от ** ** ****г., Оренбургской межрайонной природоохранной прокуратурой ** ** **** вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Велес». В данном постановлении указано, что ООО «Велес» нарушены требования статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.4, 6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", так как у общества на момент проверки отсутствовали паспорта на отходы I-IV классов опасности на <адрес> обезвреживания.

Постановлением от ** ** ****. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ООО «Велес» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Из мотивировочной части оспариваемого постановления следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Управление пришло к выводу о наличии у заявителя обязанности по разработке и утверждению паспорта на жидкие отходы бурения, находящиеся в процессе обезвреживание, расположенные в резервуарах на площадке на земельном участке <адрес>, относя процесс обезвоживания к действиям по размещению отходов.

При этом доказательств осуществления ООО «Велес» деятельности по размещению отходов в смысле, придаваемом данному понятию Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", материалы дела не содержат.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

При этом статья 1 названного Федерального закона выделяет также понятие накопление отходов, под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, из чего следует, что основными критериями, используемыми при разграничении деятельности по хранению и накоплению отходов, являются: 1. время, в течение которого данные отходы находятся у лица, в процессе деятельности которого они образовались, (накопление допускается в течение срока, не превышающего 6 месяцев), 2. место их нахождения (для целей хранения - исключительно специально оборудованное сооружение, предназначенное для этих целей, в то время как для целей накопления (складирования) отходов может использоваться любое специально обустроенное место).

Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2, 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу прямого указания части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В рассматриваемой ситуации факт размещения отходов, то есть нахождения отходов (осадков) в неизменном состоянии свыше 6 месяцев, не установлен. Доказательств внесения площадки, расположенной на земельном участке <адрес> в государственный реестр объектов размещения отходов в деле не имеется.

Суд приходит к выводу о том, что Управлением не доказан факт осуществления заявителем деятельности по размещению отходов (осадков) на площадках <адрес>, то есть не установлен противоправный характер действий ООО «Велес».

Доказательств того, что фактически ООО «Велес» накапливает, размещает и хранит опасные отходы производства на площадках <адрес>, предназначенных для обезвреживания отходов, в деле не имеется.

Вещества, обнаруженные административным органом на производственной площадке в <адрес> обнаружены на промежуточной стадии разделения жидких буровых отходов, принятых ООО «Велес» в соответствии с договорами от ** ** ****. и от ** ** ****. от ЗАО «<данные изъяты>», на техническую воду и вещества, подлежащие обезвреживанию на технологическом комплексе по приему, подготовке и обезвреживанию нефтесодержащих отходов и отходов бурения в <адрес>.

При привлечении ООО «Велес» к административной ответственности не установлено наличие события административного правонарушения, а также не установлена его вина, что свидетельствует о незаконности привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от ** ** ****. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области каким ООО «Велес» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ подлежат отмене.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Велес» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области от ** ** **** удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области от ** ** **** в отношении ООО «Велес» по ст. 8.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток с момента вручения копии решения.

Судья                         Санфирова О.П.

12|1|-94/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ООО "ВЕЛЕС"
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Судья
Санфирова О.П.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
buzuluksky.orb.sudrf.ru
08.06.2016Материалы переданы в производство судье
04.07.2016Судебное заседание
25.07.2016Судебное заседание
05.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее