Решение по делу № 2-1370/2023 от 14.02.2023

Дело № 2-1370/2023

    РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

11 апреля 2023 г.      г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Коховой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1370/2023 по иску Волченскова Р.Н . к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

    

Волченсков Р.Н. обратился в суд с настоящим иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Волченскову Р.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.

В специальный страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-служба в государственной противопожарной службе (служба в органах внутренних дел), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-работа в должности командира отделения пожарной части в ГУ противопожарной службы Ростовской области.

С данным решением ответчика истец не согласен, считает его необоснованным, не законным.

На основании изложенного, истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной службе (служба в органах внутренних дел), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности командира отделения пожарной части в ГУ противопожарной службы Ростовской области. назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ МЧС России по Ростовской области.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель истца Миюц М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика на основании доверенности Тупикина Е.А. в судебное заседание явилась, поддержала доводы письменных возражений, просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что в случае включения спорных периодов работы в страховой стаж, право на назначение пенсии возникнет у истца с ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьего лица Золотарева Н.Н. и Бойко А.Н., действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, вопрос о разрешении заявленных исковых требований оставили на усмотрение суда, указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. истец проходил службу, что подтверждается записями, содержащимися в трудовой книжке, соответственно, в спорные периоды на него распространяется действие Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на досрочные страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Волченсков Р.Н. обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Волченскову Р.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.

В специальный страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-служба в государственной противопожарной службе (служба в органах внутренних дел), по тому основанию, что Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) разграничивается личный состав ГПС на сотрудников (лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы), военнослужащих федеральной противопожарной службы и работников (лиц, не имеющих специальных или воинских званий). Норма абзаца 4 статьи 8 указанного Закона предоставляет право на пенсионное обеспечение работникам ГПС, работающим на должностях, преду смотренных перечнем оперативных должностей ГПС. по достижению ими возраста 50 лет и при стаже работы ГПС не менее 25 лет. То есть, в указанный стаж не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Списком от ДД.ММ.ГГГГ , и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу (сотрудникам); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-работа в должности командира отделения пожарной части в ГУ противопожарной службы Ростовской области, так как Подпунктом 18 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013г., №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное пенсионное обеспечение установлено работникам Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца нет.

Страховой стаж Волченскова Р.Н. составил 33 года 08 месяцев 29 дней (с учетом постановления Конституционного Суда -П), специальный страховой стаж 13 лет 06 месяцев 22 дня.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения возраста, установленного ст.8 вышеуказанного Федерального закона - по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифами, установленными статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 -18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. №437 «Об утверждении списка должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п. 2 Постановления в стаж, с учетом которого досрочно назначается пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В материалы дела представлена трудовая книжка с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Волченскова Р.Н . ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой указаны периоды работы Волченскова Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной службе (служба в органах внутренних дел), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности командира отделения пожарной части в ГУ противопожарной службы Ростовской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Частью 2 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве за страхованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Как следует из вышеуказанных норм законодательства, при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до - документально.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.

Согласно письменному отзыву ГУ МЧС по Ростовской области в Главном управлении МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны) Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома).

Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , приказа МВД РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (ОПО УВД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома).

Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления Совета Министров -     Правительства РФ г., с ДД.ММ.ГГГГ (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области).

В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области, с ДД.ММ.ГГГГ (УГПС УВД Ростовской области переименовано в УГПС ГУВД Ростовской области).

Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области (УГПС МЧС России РО) на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ.

Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГОЧС РО) на основании директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ.

Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области. Вместе с тем Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18.06.2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

По перечисленным документам право на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.

Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.

В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.

Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) разграничивается личный состав ГПС на сотрудников (лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы), военнослужащих федеральной противопожарной службы и работников (лиц, не имеющих специальных или воинских званий). Норма абзаца 4 статьи 8 указанного Закона предоставляет право на пенсионное обеспечение работникам ГПС, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей ГПС. по достижению ими возраста 50 лет и при стаже работы ГПС не менее 25 лет. То есть, в указанный стаж не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Списком от 18.06.2002г. №437, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу (сотрудникам).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении периода работы Волченскова Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-служба в государственной противопожарной службе (служба в органах внутренних дел) в специальный страховой стаж.

Рассматривая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-работа в должности командира отделения пожарной части в ГУ противопожарной службы Ростовской области, суд приходит к следующим выводам.

Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 г N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъекта Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российское Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации 05.02.2009 N 552-0-0, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 г N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъекта Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российское Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации 05.02.2009 N 552-0-0, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в данной части, поскольку материалы дела не содержат доказательств осуществления истцом трудовой деятельности в указанный период в федеральной противопожарной службе, доказательств обратного истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волченскова Р.Н . (паспорт гражданина Российской Федерации ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494), третье лицо Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН6164228703), о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                        

Решение в окончательной форме изготовлено 14 апреля 2023 года.

2-1370/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волченсков Роман Николаевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО
Другие
Бойко Андрей Николаевич
Главное управление МЧС России по Ростовской области
Золотарева Наталья Николаевна
Миюц М.Ю.
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Волкова Елена Васильевна
Дело на странице суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
13.03.2023Предварительное судебное заседание
13.03.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее