Дело № 2-481/2024
УИД 42RS0037-01-2024-000063-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 04 апреля 2024 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Корытникова А.Н.
при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.
с участием:
представителя ответчиков-истцов Кондрашихиной Н.А.,
помощника прокурора Тарасова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Юрги к Дроновой С.Ю., Дронову И.Е., Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении право собственности, признании права муниципальной собственности и возложении обязанности о выплате денежной компенсации, и по встречному иску Дроновой С.Ю., Дронова И.Е. к Администрации города Юрги об обязании предоставить равнозначное жилое помещения взамен изымаемого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Юрги обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с иском к Дроновой С.Ю., Дронову И.Е., УКС Администрации г. Юрги об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, прекращении права собственности на него, признании права муниципальной собственности с выплатой выкупной стоимости.
Мотивирует требования тем, что ответчики являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 44,3 кв. м.
На основании постановления Администрации города Юрги от 09.03.2016 *** «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, установлено в срок не позднее 01.01.2019 произвести снос дома.
Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации города Юрги от 09.06.2023 *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги выкупа земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1189,0 кв. м, расположенный по адресу: ***, а также жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка.
На основании отчета определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение от 27.04.2023 ***-Ю, выполненного ООО «Проспект», размер возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: ***, определен в размере 2975490 руб.
06.09.2023 подготовлено и направлено в адрес ответчиков уведомление, а также соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. Расчет рыночной стоимости недвижимого имущества произведен независимым оценщиком ООО «Проспект».
07.09.2023 письмо прибыло в место вручения, 08.10.2023 выслано обратно отправителю в связи с истечением срока хранения.
До настоящего времени в Администрации г. Юрги отсутствуют подписанные ответчиками соглашения об изъятии жилого помещения.
В связи с тем, что Дронова С.Ю. и Дронов И.Е. не заключили в порядке, установленном земельным законодательством, а именно ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, соглашение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Просит суд изъять для муниципальных нужд у Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ***; прекратить право собственности Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ***; признать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***; возложить на Управление капитального строительства Администрации г. Юрги обязанность выплатить Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. денежную компенсацию за принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу: ***, равную выкупной стоимости в размере 2975490 рублей, соразмерно их долям в праве общей долевой собственности.
Дронова С.Ю. и Дронов И.Е. обратились в суд со встречным иском к Администрации города Юрги, в котором просят суд, обязать Администрацию города Юрги предоставить им взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ***, общей равнозначное жилое помещение применительно к параметрам изымаемого жилого помещения.
Представитель истца-ответчика Администрации г. Юрги в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме, в удовлетворении встречного иска просит отказать.
Представитель ответчиков-истцов Кондрашихина Н.А., действующая на основании ордера адвоката, в судебном заседании против удовлетворения первоначального иска возражала, встречное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Ответчики-истцы Дронова С.Ю. и Дронов И.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя Кондрашихиной Н.А.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения, в которых также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Судом постановлено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав пояснения представителя ответчиков-истцов Кондрашихину Н.А., заключение помощника прокурора Тарасова В.В., полагавшего первоначальный иск подлежащим удовлетворению в части изъятия для муниципальных нужд у жилого помещения, прекращения права собственности на жилое помещение и признания муниципальной собственности на него после выполнения ответчиками обязанности по предоставлению жилого помещения взамен изымаемого, а в части выплаты компенсации – не основанный на законе, встречный иск - подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу п. 1, подп. 3.2 и 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных, в том числе ст. 282 ГК.
Порядок изъятия недвижимого имущества в виде земельных участков и жилых помещений, расположенных на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках, установлен гражданским, земельным и жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1, 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в частности, в связи с размещением объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При рассмотрении дела судом установлено, что Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: ***, общей площадью 44,3 кв. м. с кадастровым номером: ***, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, договором купли-продажи квартиры от 17.12.2018 (л.д. 8, 11-12).
При рассмотрении дела судом также установлено, что на основании постановления Администрации города Юрги от 09.03.2016 *** «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, постановлено в срок не позднее 01.01.2019 произвести снос дома (л.д.21).
Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации г. Юрги от 09.06.2023 *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги земельный участок с кадастровым номером: ***, площадью 1189,0 кв. м, расположенный по адресу: ***, а также жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка, в том числе *** (л.д.22).
Согласно постановлению Администрации г. Юрги от 19.06.2023 *** «Об утверждении размера за изымаемые жилые помещения по адресу ***, признанные аварийными и подлежащими сносу, наделении полномочиями в рамках переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», на основании отчета определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение от 27.04.2023 ***-Ю, выполненного ООО «Проспект», размер возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: ***, определен в размере 2975490 руб. (л.д.23).
Также установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, включен в муниципальную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы, в связи с чем, с собственниками жилых помещений указанного дома осуществляется работа по предоставлению возмещения за изымаемое жилое помещение.
Как следует из пояснений представителя ответчиков-истцов Кондрашихиной Н.А. и подтверждается письменными материалами дела (л.д. 9, 10), и не оспаривается представителем истца-ответчика, Дронова С.Ю. и Дронов И.Е. обращались в Администрацию г. Юрги с заявлением о согласии на участие в программе переселения, в котором просили заключить с ним соглашение о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В адрес ответчиков – истцов Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. от Администрации г. Юрги было направлено уведомление о принятом решении об изъятии, а также проект соглашения о выкупе принадлежащего ответчикам - истцам на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность на указанных выше условиях (л.д. 13-20).
На момент рассмотрения дела судом соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение сторонами не заключено.
Принимая во внимание, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений принято компетентным органом местного самоуправления, порядок принятия и государственной регистрации данного решения соблюден, само изъятие имущества производится в целях муниципальных нужд, а также что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности ответчика на жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено, суд на основании установленных юридически значимых обстоятельств и вышеприведенных правовых норм приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований об изъятии у ответчиков - истцов Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. спорного объекта недвижимости, прекращении права собственности ответчиков – истцов Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. на спорное имущество и признании права собственности на него за муниципальным образованием.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте «л» пункта 20 Постановления Пленума № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равнозначного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы неразрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, право которого возникло до 28.12.2019, то есть до изменения редакции ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, право собственности Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. на квартиру, расположенную в аварийном доме по адресу: ***-Кузбасс, ***, возникло до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а именно 24.12.2018, в связи с чем, указанная правовая норма, не имеющая обратной силы, не может применяться к правоотношениям между сторонами и к возникшему жилищному спору.
Жилой дом по адресу: ***, признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, техническое состояние жилого дома представляет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Исходя из вышеизложенного, сам по себе факт включения жилого дома, расположенного по адресу: ***, в соответствующую региональную адресную программу предоставляет право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
Дронова С.Ю. и Дронов И.Е. избрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что фактический отказ Администрации г. Юрги в предоставлении Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. другого равноценного жилого помещения взамен изымаемого, выражающийся в понуждении собственников квартиры к получению денежной компенсации взамен принадлежащей им квартиры, расположенной в аварийном доме, не основан на нормах закона и нарушает их жилищные права.
Согласно Уставу Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса на территории Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация г. Юрги.
При установленных обстоятельствах суд считает встречное исковое требование Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. об обязании Администрации г. Юрги предоставить им равнозначное жилое помещение, взамен изымаемой квартиры, расположенной в аварийном доме по адресу: *** подлежит удовлетворению.
Удовлетворение встречного иска Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. к Администрации г. Юрги исключает удовлетворение первоначального иска Администрации г. Юрги к Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е., УКС Администрации г. Юрги в части возложения на Управление капитального строительства Администрации г. Юрги выплаты выкупной стоимости взамен жилого помещения в аварийном доме, поэтому в первоначальном иске в этой части суд отказывает.
При этом изъятие жилого помещения, а также прекращение прав собственника на него и предоставление жилого помещения Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. взамен изымаемого должны осуществляться как единый комплекс последовательных действий, а именно возникновение прав Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. на жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого влечет изъятие жилого помещения Дроновой С.Ю. и Дронова И.Е. и прекращение прав на него.
Так как решение состоялось в пользу истца по встречному иску на основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Юрги в пользу Дроновой С.Ю. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 300 рублей (л.д. 66).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации города Юрги (ИНН ***,ОГРН ***) к Дроновой С.Ю. (СНИЛС ***), Дронову И.Е. (СНИЛС ***), Управлению капитального строительства Администрации города Юрги (ИНН ***, ОГРН ***) об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении право собственности, признании права муниципальной собственности и возложении обязанности о выплате денежной компенсации удовлетворить частично.
Встречное исковое заявление Дроновой С.Ю., Дронова И.Е. к Администрации города Юрги об обязании предоставить равнозначное жилое помещения взамен изымаемого жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Юрги предоставить Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. в общую совместную собственность квартиру на территории Юргинского городского округа, пригодную для проживания, благоустроенную, отвечающую установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям Юргинского городского округа, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 44,3 кв.м. общей площади.
После предоставления Дроновой С.Ю. и Дронову И.Е. на праве собственности иного жилого помещения изъять для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное по адресу: ***; прекратить право собственности Дроновой С.Ю, и Дронова И.Е. на указанную квартиру и признать право собственности на данную квартиру за муниципальным образованием Юргинский городской округ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации города Юрги отказать.
Взыскать с Администрации города Юрги в пользу Дроновой С.Ю, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда - подпись - А.Н. Корытников
Мотивированное решение суда составлено 11.04.2024.