дело № 5-19/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Объячево, Республика Коми 16 февраля 2016 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.
при секретаре Шучалиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Черёмуховка»,
привлекаемого к административной ответственности по статье ч.1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В Прилузский районный суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения «Черёмуховка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 21.01.2016, установлено, что 25 декабря 2015 года в 10 часов 30 минут в ходе проведения плановой документарной проверки администрации сельского поселения «Черёмуховка» <адрес> Республики Коми, расположенной по адресу: <адрес>, установлено нарушение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, выразившееся в следующем: администрацией сельского поселения «Черёмуховка» Прилузского района Республики Коми не приняты меры по организации проведения на территории сельского поселения «Черёмуховка» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, а именно: не принят нормативный акт, устанавливающий порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах, порядок содержания пушных зверей и хищных животных, нормативно не установлен порядок отлова, содержания и использования безнадзорных собак и кошек. Администрация сельского поселения «Черёмуховка», имея реальную возможность по соблюдению требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, не приняла все зависящие от неё меры по его соблюдению.
По мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, бездействием данного юридического лица допущены нарушения следующих нормативно-правовых актов:
- абзаца 18 статьи 2 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- абзаца 18 ст. 2 ст. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Республики Коми от 08.05.2014 № 54-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по охране и содержанию безнадзорных животных»,
- абзаца 2 п.4.1, п.п. 4.6, 4.8, 4.9 ветеринарно-санитарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96 Ветеринарные правила. ВП 13.3.1103-96», утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 № 11 Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23
В судебное заседание глава администрации сельского поселения «Черёмуховка» Лобанов Л.В., надлежащим образом извещенный, не явился. Направил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве, представленном суду, Лобанов Л.В. указал, что администрация сельского поселения «Черёмуховка» не правомочна нормативно установить порядок отлова, содержания и использования безнадзорных собак и кошек на территории поселения, так как данные полномочия относятся к полномочиям администрации муниципального района «Прилузский», в соответствии с Законом Республики Коми от 08.05.2014 № 54-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми государственными полномочием Республики Коми по отлову и содержанию безнадзорных животных». В настоящее время на территории муниципального района «Прилузский» действует бригада МУП «Жилсервис», которая занимается отловом безнадзорных собак и кошек.
В судебное заседание представитель Управления Россельхознадзора по Республике Коми, надлежащим образом извещенный, не явился. И.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления. В информации, представленной по запросу суда, и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми указал, что согласно пп 8, 23, 26 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Учитывая, что бешенство отнесено к особо опасным инфекционным болезням, возникновение вышеуказанного инфекционного заболевания в населенных пунктах следует расценивать как чрезвычайную ситуацию, поскольку данное заболевание представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан. Таким образом, профилактика данного инфекционного заболевания в населенных пунктах есть не что иное, как мера по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, соответственно, организация и проведение мероприятий по профилактике бешенства в населенных пунктах, относится, в том числе и к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, в пределах их компетенции. С учетом изложенного, привлечение юридического лица – администрации сельского поселения «Черёмуховка» к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ не противоречит действующему законодательству в сфере ветеринарии.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно представленной суду информации из Администрации муниципального района «Прилузский», нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Республики Коми от 08.05.2014 № 54-РЗ органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) наделены в Республике Коми государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В рамках реализации требований Закона администрацией муниципального района «Прилузский» принято постановление от 30.09.2014 № 1777 «Об утверждении порядка обращения безнадзорных животных на территории МО МР «Прилузский»» и заключены со Службой Республики Коми по ветеринарному надзору соответствующие соглашения. В бюджете МО МР «Прилузский» на 2015 год была предусмотрена субвенция на осуществление переданных государственных полномочий Республики Коми по отлову и содержанию безнадзорных животных в сумме 156 тысяч рублей, которые были израсходованы. Договор на отлов и содержание безнадзорных животных был заключен между администрацией МР «Прилузский» и МУП «Жилсервис». В сельские поселения денежные средства на указанные выше цели не перераспределялись. На 2016 год органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятиями по отлову и содержанию безнадзорных животных на основании Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением, в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 10.6 частью 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращением заболеваний населения и иного вреда здоровью людей.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), направленных на оборот объектов животного мира без соблюдения установленных правил карантина и ветеринарно-санитарных правил.
Основным нормативным актом, устанавливающим ветеринарно-санитарные правила, является Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", кроме того, эта сфера регламентируется принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Ветеринарно-санитарные правила решают вопросы проведения профилактических мероприятий и ликвидации болезней животных.
В соответствии с пунктами 4.6, 4.8, 4.9 Санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.1103-96", порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах определяет местная администрация. Специалисты ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб контролируют соблюдение этого порядка. Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны за счет средств регионального бюджета организовать осуществление мероприятий в данной сфере.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
В соответствии со ст. 19 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать, в том числе, вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль, условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно Закону Республики Коми от 08.05.2014 N 54-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных", принятому в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделяются государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 30.09.2014 N 1777 "Об утверждении порядка обращения безнадзорных животных на территории муниципального образования муниципального района "Прилузский", принятого в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в целях реализации Закона Республики Коми от 8 мая 2014 года N 54-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственным полномочием Республики Коми по отлову и содержанию безнадзорных животных" установлены требования к осуществлению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету безнадзорных животных, а также по регулированию их численности на территории муниципального образования муниципального района "Прилузский".
Согласно статье 4 Устава муниципального образования муниципального района "Прилузский", территорию муниципального района образуют территории сельских поселений, в том числе, сельское поселение Черёмуховка.
На основании изложенного следует, что организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории Прилузского района, в том числе на территории сельского поселения Черёмуховка, относится к компетенции Администрации муниципального района «Прилузский», которая организует указанные мероприятия, в соответствии с утвержденным Порядком обращения безнадзорных животных на территории муниципального образования муниципального района "Прилузский» и которая является получателем субвенций из бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий.
Поскольку в компетенцию сельского поселения «Черёмуховка» организация санитарно-противоэпидемических мероприятий на момент проведения плановой проверки - 25 декабря 2015 года не входила, поэтому законных оснований для признания бездействия незаконным и возложении обязанности организовать проведение мероприятий по отлову, содержанию и использованию безнадзорных животных, не имеется.
Доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении о том, что привлечение юридического лица – администрации сельского поселения «Черёмуховка» к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ не противоречит действующему законодательству в сфере ветеринарии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм законодательства, в том числе потому, что защита населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций является первичной обязанностью Администрации муниципального района «Прилузский», по сравнению с обязанностью администрации сельского поселения.
Исходя из анализа исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии в деянии администрации сельского поселения «Черёмуховка» события административного правонарушения, то есть отсутствие факта совершения противоправного бездействия, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, а, следовательно, и отсутствии оснований для привлечения данного юридического лица к ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 24.5 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.6 ч. 1 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации сельского поселения «Черёмуховка», прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья А.В.Родионов