Дело № 2-1501/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2015 г. Истра МО
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре Суворовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.О.В., Н.А.В., заинтересованное лицо Администрация Истринского муниципального района Московской области об оспаривании решения об отказе в формировании и предоставлении земельного участка,
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Истринского муниципального района об отказе в формировании и предоставлении земельного участка, в обоснование заявленных требований указали, что с (Дата обезличена) года пользуются земельными участками, расположенными в (адрес), (Дата обезличена) обратились в Администрацию с заявлением о формировании и предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, (Дата обезличена) Администрацией был направлен ответ, в котором сообщалось, что предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство на землях населенных пунктов не предусмотрено, испрашиваемые земельные участки не сформированы, возможность выдачи технических условий отсутствует.
Данный отказ заявители считают не обоснованным, поскольку Администрация Истринского муниципального района Московской области должна ссылаться не на ч. 2 ст. 30 ЗК РФ, а на ст. 34 ЗК РФ, кроме того, в настоящее время в Бужаровском с/пос. отсутствует утвержденный в установленном законом порядке Генеральный план и правила землепользования и застройки, зонирование территорий, градостроительный регламент, в связи с чем, не усматривается законных оснований для отказа в утверждении и согласовании схем расположения земельных участков.
Представитель заявителей по доверенности Б.В.И. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации Истринского муниципального района Московской области по доверенности К.Е.А. требования не признал, указал, что порядок предоставления испрашиваемых земельных участков определен ст. 30 ЗК РФ, земельные участки не сформированы, возможность выдачи технических условий отсутствует, кроме того, размер земельного участка К.О.В. на ... кв. м превышает допустимую норму предоставления земельных участков.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что (Дата обезличена) К.О.В. обратилась в Администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка площадью ... кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, с указанием места расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 11).
(Дата обезличена) Н.А.В. обратился в Администрацию Истринского муниципального района (адрес) с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка площадью ... кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, с указанием места расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 12).
(Дата обезличена) Администрацией был направлен ответ, в котором сообщалось, что предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство на землях населенных пунктов не предусмотрено, испрашиваемые земельные участки не сформированы, возможность выдачи технических условий отсутствует, что является препятствием для предоставления земельных участков с соблюдением процедуры, установленный ст. 30 ЗК РФ (л.д. 13-14).
Личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Земли сельскохозяйственного назначения относятся к одной из категорий земель в Российской Федерации, определенных в зависимости от их целевого назначения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли каждой категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, видом разрешенного использования является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Поскольку в Федеральном законе № 112-ФЗ порядок предоставления земель с для целей ведения личного подсобного хозяйства не определен, применению подлежит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно положениям п. 4 данной нормы предоставление земельных участков для указанных целей осуществляется с учетом зонирования территорий, что обусловлено одним из основных принципов земельного законодательства - делением земель по целевому назначению на категории (подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Указанный принцип означает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Названным нормам корреспондируют положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющие правила зонирования территорий, подлежащих застройке.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, которым определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (чч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Ведение личного подсобного хозяйства на испрашиваемых земельных участках, которые расположены в границах населенного пункта, возможно только в качестве вспомогательного (дополнительного по отношению к основному) вида разрешенного использования. Они не предназначены для целей, не связанных со строительством, и, следовательно, не могут быть сформированы для таких целей и предоставлены заявителям в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены заявителям только на основании ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих порядок предоставления земельных участков для строительства (жилищного строительства).
Указанные нормы в отличие от ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не обязывают органы местного самоуправления к принятию соответствующего решения о распоряжении испрашиваемым земельным участком, а тем более к предоставлению его без проведения торгов (аукциона).
Согласно ст. 12, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации они свободны в распоряжении этим имуществом и в заключении в отношении его гражданско-правовых сделок, понуждение к совершению которых возможно только в случаях, предусмотренных законом или добровольно принятым обязательством.
Администрация после формирования испрашиваемых земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет была вправе в пределах своей компетенции принять решение о продаже с торгов этого земельного участка или о продаже права на заключение в отношении его договора аренды. Между тем заявители за предоставлением им земельного участка в таких целях в Администрацию не обращались.
С заявлением о выдаче и утверждении схемы места расположения земельных участков заявители в Администрацию также не обращались, данный вопрос Администрацией не рассматривался, отказа по нему не было.
Кроме того, площадь земельного участка К.О.В. не соответствует положениям, установленным законом Московской области от 17.06.2003 г. № 63/2003-ОЗ, согласно которым максимальный размер земельных участков для ведения личного подобного хозяйства определен в размере 0,30 га (3000 кв. м), тогда как площадь испрашиваемого участка составляет ... кв. м.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые решения приняты Администрацией в соответствии с действующим законодательством и в пределах компетенции, права заявителей не нарушают, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление К.О.В. о признании недействительным решения Администрации Истринского района Московской области об отказе в формировании и предоставлении земельного участка площадью ... кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, признании незаконным бездействия Администрации Истринского района, выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка, обязании Администрации Истринского муниципального района повторно рассмотреть заявление в течение 5-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.
Заявление Н.А.В. о признании недействительным решения Администрации Истринского района Московской области об отказе в формировании и предоставлении земельного участка площадью ... кв. м в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, признании незаконным бездействия Администрации Истринского района, выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка, обязании Администрации Истринского муниципального района повторно рассмотреть заявление в течение 5-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение
составлено (Дата обезличена)