ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-56/2020
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Л.И.,
при секретаре Солдатовой А.С. ,
с участием:
административного истца – Ашаева А.С., его представителя Алферовой Е.А.,
административных ответчиков:
- Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица:
- Администрации городского округа Саранск
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2020 г. в г.Саранске административное дело по административному иску Ашаева А.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
административный истец Ашаев А.С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, указав в обоснование административного иска, что является собственником земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 7 июля 2015 г. и составляет 10 028 159 рублей. Ашаев А.С. считает кадастровую стоимость земельного участка завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера земельного налога.
По данным основаниям Ашаев А.С. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости, по состоянию на 7 июля 2015 г., в размере 3 297 682, 04 рубля.
В судебном заседании представитель административного истца Алферова Е.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Административный истец Ашаев А.С., представители административных ответчиков Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, ФГБУ «ФКП Росреестра», представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом представители административных ответчиков и заинтересованного лица просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям Управления Росреестра по Республике Мордовия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия:
- Ашаев А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 2666 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: учебный автодром, для иного использования, расположенного по адресу: <адрес> дата регистрации права собственности – 17 августа 2015 г.;
- указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 19 апреля 2002 г.;
- кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 10 028 159 рублей определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 (изменен вид разрешенного использования), дата определения кадастровой стоимости – 7 июля 2015 г.;
- указанная кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 028 159 рублей является актуальной на сегодняшний день.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 7 июля 2015 г., то срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 7 июля 2020 г., с административным иском истец обратился 7 сентября 2020 г.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что с 7 июля 2015 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить ходатайство представителя административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть вторая).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административного истца Ашаева А.С. как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, и он вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земельного участка в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 7 июля 2015г.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка Ашаев А.С. представил отчет <№> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> от 4 августа 2020 г., составленный ООО «Рыночные оценочные системы», оценщиком ФИО5
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Оценщик ФИО5 имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от 25 мая 2018 г., стаж работы в области оценочной деятельности – с 2012 года, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», ее гражданская ответственность застрахована в СПАО «ИНГОССТРАХ» на сумму 30 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 15 апреля 2020 г. по 14 апреля 2021 г. включительно.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик ФИО5 отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Согласно данному отчёту рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 7 июля 2015 г. составляет 3 297 682, 04 рубля.
Рыночная стоимость объекта оценки определена оценщиком на основании изучения объекта оценки, исследования рынка. Источники необходимой информации, методики расчетов учтены в отчете. Оценка проведена с соблюдением федеральных стандартов оценки, законодательства в области оценочной деятельности, отчёт полный, ясный, сомнений в обоснованности не вызывает.
Доводы административного ответчика Госкомимущества Республики Мордовия, изложенные в отзыве на административный иск об отличии объекта оценки и объектов-аналогов по площади, местоположению, а также по датам сделок (предложений) и оценки, несостоятельны, поскольку указанные отличия учтены оценщиком применением поправочных коэффициентов. Корректировка на вид разрешенного использования не применялась, поскольку и объект оценки, и объекты-аналоги могут быть использованы для размещения объектов коммерческого назначения.
Отсутствие у объекта-аналога № 5 кадастрового номера не повлияло на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку объявление по объекту-аналогу № 5 имеется в базе «avito.ru», указана дата публикации объявления, адрес объекта недвижимости, что подтверждает наличие объекта к продаже.
Доказательства, опровергающие данный отчёт, суду не представлены. Лица, участвующие в деле, о назначении судебной строительно-технической экспертизы не ходатайствовали.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика ФИО14 и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд – 7 сентября 2020 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 7 постановления Пленума № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Ашаева А.С. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 7 июля 2015 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 2666 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: учебный автодром, для иного использования, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 3 297 682, 04 (три миллиона двести девяносто семь тысяч шестьсот восемьдесят два) рубля.
Датой подачи заявления Ашаева А.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 7 сентября 2020 г.
В удовлетворении административного искового заявления Ашаева А.С. к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда составлено 27 октября 2020 г.