Дело № 2-6469/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Снегиревой Л.В.,
с участием помощника прокурора Щербаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
23 августа 2018 года гражданское дело по иску Коснырева Д.В. к ФКУ МЧ-1 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, Управлению ФСИН России по РК о признании бездействия незаконным, обязании направить на медико-социальную экспертизу,
установил:
Коснырев Д.В. обратился в суд к ФКУ МЧ-1 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России с иском о признании бездействия незаконным, обязании направить на медико-социальную экспертизу. В обоснование заявленных требований указывает, что в период отбывания наказания, в ** ** ** получил травму с ..., в результате чего находясь на лечении в ФКЛПУБ-... УФСИН России по РК, получил устные рекомендации о прохождении ВТЭК для установления группы инвалидности. Несмотря на то, что неоднократно обращался в адрес ответчика с просьбой направить на экспертизу, до настоящего времени направления не получил, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Управление ФСИН РФ по РК.
В судебном заседании истец и его представитель не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, отбывают наказание в местах лишения свободы.
Лицу, находящемуся в исправительном учреждении и участвующему в гражданском деле, должна обеспечиваться возможность реализации его прав: такому лицу судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству и судом в стадии разбирательства дела должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей; должно быть заблаговременно обеспечено вручение ему копии искового заявления (если это лицо является ответчиком или третьим лицом) и других документов, включая копии судебных постановлений, предоставлено время, достаточное - с учетом его положения - для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.
Отсюда, поскольку нормы об обязательном этапировании отбывающих наказание граждан для участия в процессе по гражданскому делу в гражданском процессуальном законодательстве отсутствуют; копия определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству с разъяснением всех процессуальных прав и обязанностей, а также содержания и предмета доказывания истцу вручены заблаговременно; копия отзыва ответчика и выписка из медицинской документации ему также предоставлены; при этом каких-либо ходатайств ни истцом, ни его представителем не заявлено; суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие Коснырева Д.В. и его представителя.
Представитель ответчиков с иском не согласен по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств, в т.ч. об отложении дела слушанием, не заявлял.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинную медицинскую документацию Коснырева Д.В., заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В то же время, для применения п. 1 ст. 6 Конвенции в его «гражданско-правовом» аспекте необходимо наличие спора о «гражданском праве», который, по крайней мере, на доказуемых основаниях может считаться признаваемым национальным законодательством независимо от того, защищён ли он также Конвенцией. Спор должен быть реальным и серьезным; он может относиться не только к действительному существованию права, но также к его пределам и способу осуществления; и, наконец, результат разбирательства должен иметь решающее значение для данного права, слабые связи или отдаленные последствия не являются достаточными для применения п. 1 ст. 6 Конвенции (постановление Европейского Суда от 09.10.2008г. по делу «Ицлаев против России» жалоба № 34631/02).
Установлено, что, начиная с ** ** ** Коснырев Д.В. отбывает назначенное судом наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК... УФСИН России по Республике Коми.
19 ноября 2017 года получил травму в виде ...
Из медицинской карты амбулаторного больного Коснырева следует, что после получения травмы был экстренно направлен в травмпункт СГБ-1, где последнему была оказана специализированная медицинская помощь и даны рекомендации по тактике дальнейшего лечения.
В период с 19.11.2017 по 24.11.2017 лечение проводилось на базе МЧ-1, получал ...
25.11.2017 Коснырев госпитализирован в хирургическое отделение филиала «...» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Согласно медицинской карты стационарного больного, в хирургическом отделении больницы Коснырев Д.В. находился до 17 декабря 2017 года, поступил в плановом порядке на долечивание. ...
17.12.2017 при поступлении в ФКУ ИК... общее состояние удовлетворительное, временно нетрудоспособен. Явка в медчасть 25.12.2017.
25.12.2017 состояние удовлетворительное, отмечается ..., временно нетрудоспособен. Явка 06.01.2018
06.01.2018 общее состояние удовлетворительное. .... Закрыт листок нетрудоспособности, к работе приступить 07 января 2018 года.
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим
В силу п. 3 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 № 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", получатели государственной услуги могут участвовать в правоотношениях по получению государственной услуги лично либо через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие получателей государственной услуги не лишает их права иметь законного или уполномоченного представителя, равно как и участие законного или уполномоченного представителя не лишает получателей государственной услуги права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.
Осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке (п. 21 Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы").
Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 утверждены "Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы".
В соответствии с п. 2 Порядка, медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Кроме того, пунктами 3-5 Порядка, утв. приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 установлено, что осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).
В силу п. 7, администрация учреждения, исполняющего наказание, и работники медицинских организаций уголовно-исполнительной системы обязаны обеспечить осужденному (его законному представителю) возможность ознакомиться с Правилами, а также давать разъяснения (в пределах своей компетенции) осужденным по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (п.п. 8-9).
Как следует из объяснений истца, последний неоднократно обращался в МЧ-1 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России с просьбой направить на экспертизу, однако до настоящего времени направления не получил.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий. Суд не может быть рачительнее прав сторон, чем сами эти стороны.
Между тем, несмотря на то, что при подготовке дела к судебному разбирательству и в ходе производства по делу сторонам разъяснялось бремя доказывания, допустимых и достаточных доказательств обращения в адрес ответчиков за выдачей направления на МСЭ истцом не представлено и судом не добыто.
Так, исходя из справки МЧ-1, в установленном порядке Коснырев Д.В. с заявлением на освидетельствование во МСЭ не обращался.
Согласно системе электронного документооборота (СЭД УИС) за 2018 год, в адрес администрации ФКУ ИК ... либо через администрацию ФКУ ИК-1 обращений от осужденного Коснырева Д.В. по вопросам его направления на МСЭ не поступало и не направлялось, что подтверждается справкой учреждения. Также указано, что 05.07.2018 за исх. № ос-12/1/15-3677 было направлено обращение в закрытом виде в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РК.
В этой связи, доводы заявителя о неоднократном обращении к ответчику для направления его на МСЭ по инвалидности опровергаются исследованными судом доказательствами, отвечающим требованиям относимости и допустимости.
При этом, суд не может согласиться с доводами истца относительно уничтожения (пропаже, блокировании, возврате) администрацией ФКУ ИК-... его заявлений о направлении на МСЭ для освидетельствования, так данные доводы не подтверждены никакими доказательствами.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд, соглашаясь с позицией прокурора, приходит к выводу о том, что право истца на прохождение медико-социальной экспертизы в отсутствие поданного им письменного заявления, ответчиками не нарушено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Коснырева Д.В. к ФКУ МЧ-1 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, Управлению ФСИН России по РК о признании бездействия незаконным, обязании направить на медико-социальную экспертизу – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий