Дело № 2-135/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,
с участием прокурора Захаровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 20 апреля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района в интересах Георгиевой Т.Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что Георгиева Т.Г. является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, проживает в поселке городского типа, в жилом помещении с центральным отоплением, получает установленные законодательством Республики Коми меры социальной поддержки. В том числе, истице производится компенсация расходов на оплату отопления, которая до 01.01.2016 соответствовала размеру фактических затрат на данный вид коммунальной услуги. Распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан, проживающих в Удорском районе, является ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района». В феврале 2016 года ресурсоснабжающая организация предъявила истице счет на оплату отопления за 2015 год в размере корректировки платы за эту услугу на сумму 5 734,41 рублей, расходы на которую органом социальной защиты населения не компенсированы, право истицы на данную компенсацию ответчиком оспаривается. Приводя анализ норм федерального и республиканского законодательства о социальной поддержке педагогических работников в их взаимосвязи, а также во взаимосвязи с правилами оплаты коммунальных услуг, прокурор просит признать за истицей право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму 5 734,41 рублей.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал в полном объеме.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования иска и доводы в его обоснование поддержал.
Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» и третье лицо на стороне ответчика Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, в письменных возражениях просили суд в иске отказать.
Третье лицо АО «Коми тепловая компания», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не приняло, своих представителей в суд не направило.
Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела и материалы личного дела получателя мер социальной поддержки, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения»).
Пункт 3 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» в редакциях Законов Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ, от 07.10.2013 № 95-РЗ предусматривал право педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), на оплату в размере 100 процентов отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), освещения.
Установленные данной частью меры социальной поддержки распространялись на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Вступившим в силу с 01.01.2016 Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» была изменена.
В соответствии с внесенными изменениями пункт 4 части 2 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 22.12.2015) устанавливал педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за коммунальные услуги: тепловую энергию, твердое топливо при наличии печного отопления и (или) других отопительных установок на твердом топливе, освещение, в том числе оплату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно части 3 этой же нормы закона указанные выше меры социальной поддержки распространялись на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Принятым позднее Законом Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ вновь внесены изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения».
В силу части 2 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 01.03.2016) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
Эти же меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки (часть 3 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения»).
При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 01.03.2016), компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона, составляет: южная природно-климатическая зона - в размере 2 040 рублей; северная природно-климатическая зона - в размере 2 760 рублей.
Согласно статье 3 Закона Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ, настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, за исключением пункта 18 статьи 1 настоящего Закона, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ принят Государственным Советом Республики Коми 18.02.2016, официально опубликован 02.03.2016, вступил в силу с 13.03.2016.
Согласно статье 20.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в ред. Законов РК от 23.12.2009 № 128-РЗ, от 22.12.2015 № 118-РЗ) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно формам, правилам и порядку, установленным Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее – Постановление) утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Настоящие Правила и формы разработаны в целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 1 Постановления).
Решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее – центр) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение (пункт 2 Постановления).
Так, в соответствии с пунктом 15 Правил (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – компенсация).
Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.
Согласно пункту 17 Правил (в редакции 05.05.2009) расчет суммы компенсации выполняется центрами: 1) исходя из начисленных организациями (предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, далее – организации) сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях – исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; 2) на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).
Организациями в центры представляются также другие необходимые для предоставления компенсации сведения, в том числе о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца.
Необходимые для предоставления компенсации сведения представляются на основании заключенных между центрами и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В случае отсутствия сведений организаций о начисленной сумме платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (наличия и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) сумма компенсации определяется на основании представляемых гражданами в центры платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.
Пункт 16 Правил (в редакции 05.05.2009) устанавливал, что компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно: 1) до двадцатого числа - в случае поступления в центр сведений от организаций до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; 2) до конца месяца - в случае поступления в центр сведений от организаций после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанная выше редакция пунктов 15, 16, 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действовала до 16.04.2016, т.е. до вступления в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Коми от 07.04.2016 № 169.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ собственники и наниматели жилых помещений обязаны оплачивать коммунальные услуги.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (утратившими силу с 01.07.2016 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", но действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) были утверждены Правила предоставления коммунальной услуги гражданам.
Согласно подпункту «б» пункта 21 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, которым определена формула расчета корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома с учетом: - размера платы за тепловую энергию, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); - общей площади помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); - общего размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.), т.е. фактически с учетом объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящегося на отдельное жилое помещение, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Такой расчет позволяет осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения подлежащей оплате потребителем стоимости коммунальной услуги по отоплению в зависимости от полученных результатов.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, также предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем.
Как видно из материалов дела, истица проживает в благоустроенной <адрес>, является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, расположенного в сельской местности.
С 2011 года по настоящее время истица получает предусмотренные законодательством Республики Коми для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Многоквартирный дом по месту жительства истицы оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальный прибор учета тепловой энергии в жилище истицы не установлен.
Задолженности по оплате коммунальных услуг истица не имела, ее право на получение мер социальной поддержки никем не оспаривалось.
Теплоснабжение жилого помещения истицы осуществляет Удорский филиал АО «Коми тепловой компании» (далее АО «КТК», предыдущая организационно-правовая форма – ОАО «Коми тепловая компания»).
28.04.2015 между ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» и Удорским филиалом ОАО «КТК» заключен договор № «Об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
По условиям данного Договора ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» до 5-го числа каждого месяца направляет в адрес ресурсоснабжающей организации списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронном виде (пункт 3.1 Договора). В свою очередь, ресурсоснабжающая организация также в электронном виде ежемесячно до 10-го числа каждого месяца направляет в адрес центра социальной защиты информацию о начисленных суммах за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом); тарифах за физическую единицу и количестве физических единиц по нормативу потребления; сумме задолженности по услугам с лицевого счета (пункт 3.2 Договора).
В феврале 2016 года истице предъявлен счет на оплату коммунальных услуг за январь 2016 года, включая плату за отопление на сумму 2 782,55 рублей, а также содержащий требование об оплате отопления за 2015 год в размере корректировки платы за данную услугу на сумму 5 734,41 рублей.
В судебном заседании установлено, что эту же информацию о начисленной истице за январь 2016 года плате за отопление на общую сумму 8 516,96 рублей (2 782,55 рублей + 5 734,41 рублей) ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» получило в электронном виде в срок до 10.02.2016.
Однако, к этому времени Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ, которым установлены фиксированные размеры компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в твердой денежной сумме льготным категориям граждан еще не был принят.
Следовательно, стороны должны были руководствоваться в своих действиях и решениях нормами действовавшего на тот период законодательства, а именно указанными выше положениями пункта 4 части 2 и части 3 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 22.12.2015), а также пунктов 15, 16, 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в редакции от 05.05.2009).
Согласно данным требованиям закона в их взаимосвязи по состоянию на 10.02.2016 истица имела право на меру социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за коммунальную услугу по поставке тепловой энергии, исходя из начисленной ресурсоснабжающей организацией суммы для оплаты за январь 2016 года с учетом перерасчетов. Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» со своей стороны был обязан перечислить истице компенсацию в указанном размере до 20.02.2016, однако данную обязанность не выполнил, выплатил ей только введенную законом позднее единую денежную компенсацию в твердой сумме 2040 рублей, чем нарушил права и законные интересы истицы.
Согласно положениям статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2).
При указанных выше обстоятельствах Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ применению при разрешении данного спора не подлежит, истица имеет право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму 5 734,41 рублей.
Поскольку иных требований стороной истца не заявлено, в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ, судом принимается решение по заявленным истцом требованиям.
Доводы третьего лица на стороне ответчика относительно правового регулирования возникших правоотношений, необходимость их рассмотрения и разрешения в ином судебном порядке и недопустимость вмешательства суда в деятельность органов исполнительной власти по вопросам их исключительной компетенции, являются несостоятельными, в силу следующего.
Отсутствие судебного акта о признании пункта 15-1 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383), недействующим не препятствует обращению стороны истца в суд с заявленным требованием. Предметом данного спора является оспаривание истцом объема предоставленных ответчиком мер социальной поддержки, несоответствие которых закону причинило вред имущественным интересам истца. По своей юридической природе обязательства, возникшие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного определенными действиями (бездействием), представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда. С учетом изложенного, дело по иску прокурора рассмотрено и разрешено судом по правилам гражданского судопроизводства.
При разрешении дела по существу, суд, не давая оценку приведенным выше нормативным правовым актам, руководствовался требованиями статьи 11 ГПК РФ об их юридической силе.
Выводы суда и принимаемое по делу решение не представляют собой вмешательства в деятельность органов исполнительной власти Республики Коми, поскольку направлены на восстановление нарушенного права гражданина. Исполнение такого судебного решения не требует принятия каких-либо специальных решений по вопросам исключительной компетенции указанных органов власти.
Доводы третьего лица о применении к спорным правоотношениям законодательного регулирования, введенного в действие с 01.01.2016, противоречат требованиям указанной выше статьи 4 ГК РФ, следовательно, не основаны на законе.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора Удорского района в интересах Георгиевой Т.Г. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год удовлетворить.
Признать за Георгиевой Т.Г. право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму 5 734,41 рублей (пять тысяч семьсот тридцать четыре рубля 41 копейка).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий